Проект на тему: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА».
проект (младшая группа) на тему

Меренкова Марина Владимировна

                МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко»

 

 

 

 

 

Проект на тему:

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА».

(1 – младшая группа)

 

 

                                                                                автор-составитель:

                                                                      воспитатель группы №2

                                                                      Меренкова М.В.

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                  

Проект : «Игровая деятельность дошкольника»

Участники проекта:

воспитатель; младший воспитатель; родители; дети группы №2 .

Период реализации проекта: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Тип проекта: среднесрочный; детско – взрослый; информационно-    практико-ориентированный.

Итоговое мероприятие: концерт «Игра в гости приходила» (см. Приложение №1).

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:  

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. И так, как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то мы, сотрудники ДОУ и родители, должны ребёнку помочь сделать эту деятельность (игру): яркой, положительной, разнообразной и познавательной.

Немалая роль в развитии игровой деятельности отводится  семье. Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим малышом. Поэтому в данном проекте будут участвовать родители ребят.

Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.

      Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт  дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день.

 

ЦЕЛЬ: Обогащение игровой деятельности дошкольника, по средствам взаимодействия педагогов и родителей.

ЗАДАЧИ:

1.Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.

  2.Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.

  3.Развивать педагогическую компетентность родителей.   

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки…). Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом и эмоциональном благополучии.

Одна из важнейших ролей в формировании и развитии ребенка – это игровая деятельность ребенка. Известный российский педагог Макаренко А.С. говорил о играх, что они имеют чрезвычайно важное значение в жизни каждого ребенка. Игра для ребенка, все равно, что работа для взрослого человека. Как ребенок показывает себя в игровой деятельности, так он будет проявлять себя и в профессиональной деятельности, когда станет взрослым. Поэтому, Макаренко А.С. считал, что именно в игре должно происходить воспитание ребенка. Игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Несмотря на значительный интерес к проблеме игровой деятельности, ее роли в жизни ребенка, многие аспекты еще остаются неразрешенными.
 В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику, профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы. В целом можно отметить, что уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Следует отметить, что в настоящее время дошкольники мало играют и общаются со своими сверстниками во дворе, дети по большей части заинтересованы компьютерными играми и просмотром телевизионных передач и мультфильмов. Наблюдается и тенденция к полному исчезновению русских народных подвижных игр, таких, как лапта, салки, чехарда, городки, веревочки, чиж и многие другие.
 

Теоретическая основа исследования – ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.

Целесообразность игры для социализации, обучения, развития личности детей дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмова, Г.Г. Григорьева.

Важно подчеркнуть, что:

-  игру следует рассматривать как форму социализации детей дошкольного возраста.
- проводить анализ особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- изучить педагогическое значение игры для личностного и психического развития детей дошкольного возраста.
- раскрывать роль взрослого в игре детей дошкольного возраста.

Итак, для того, чтобы дети полноценно развивались, взрослые должны систематически играть с ними; а так же стимулировать самостоятельные действия детей с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями создает необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры.

                                                                          

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Диагностико-аналитическая деятельность (анкетирование, наблюдение, интервью , диагностика игровой деятельности; формирование, обработка и анализ данных, разработка целей и задач)
  2. Пополнение развивающей среды (как готовым игровым материалом, так и материалом, сделанным своими руками, а так же использование предметов заменителей)
  3.  Подбор художественной литературы, иллюстраций для детей.
  4. Подбор информационного материала для родительского уголка.
  5. Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.повышение игровой активности воспитанников детского сада;

2.повышение компетентности педагогов и родителей в организации игровой среды;

3.обогащение ценностных отношений между детьми и взрослыми в процессе совместной игровой деятельности;

4.обновление развивающей предметно-игровой среды в детском саду и дома,

5.создание и систематизация информационно-методических материалов по организации игровой деятельности дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

План мероприятий по работе с родителями и детьми  в данном проекте:

Время проведения               

                               Форма работы

 

 

 

 

 

 

1 месяц

Диагностика родительской анкеты на тему «Как мы играем с ребенком?»

Диагностика игровой деятельности

Интервью детей «Как я люблю играть?»

Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей об игре», «Условия для развития игровой деятельности детей в семье»

Встреча с интересным человеком

Папка-передвижка «Организация игровой деятельности детей»

Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми»

Конкурс «Чудеса с обычной грядки»

 

 

 

 

 

2 месяц 

 

Папка-передвижка «Подвижные игры в ограниченном пространстве»

Консультация для родителей на тему «Двигательная активность детей на прогулке и дома»

«Парная гимнастика» (выполнение упражнений взрослого и ребенка)

Создание фотогазеты  на тему «Как мы играем в детском саду»

Встреча с «известной игрушкой»

 

 

 

 

 

 

 

3 месяц

 

«Игровая терапия»: «Об игре и игрушках»

Конкурс «Любимая игрушка»

 «Развиваем коммуникативные способности и эмоции» (совместные игры детей и родителей)

Встреча с интересным человеком (сотрудником ДОУ, увлекающимся изготовлением поделок и игрушек из соленого теста)

Индивидуальные консультации, памятки «Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата» (закрепление упражнений дома)

Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли игры и семьи в воспитании и развитии ребенка

Круглый стол «Игра с ребенком в жизни наших детей»

 

План игр в течение 3-х месяцев в 1-ой младшей группе №2:

по направлению сюжетно – ролевых игр:

1 месяц

Игры с куклами: "Наши куклы", "С новосельем", "Старшая сестра", "Перед сном", "У куклы вари день рождения".

2 месяц

Игры в семью: "Мама пришла с работы", "У меня зазвонил телефон", "Чья очередь гулять с Тузиком?", "Бабушка приехала

3 месяц

Игры с животными: "Ежик и котик", "Цыпленок и щенок", "Поросенок потерялся",  "Поможем зайке

 

 по направлению подвижных игр:

1 месяц

"Прячем мишку", "Звоночек", "Мотылек".

2 месяц

"Ау, Ау!", "Наседка и цыплята","Солнечные зайчики" .

3 месяц

«Кто поймает?», «Кто умеет чисто мыться?», «Зайки».

 

по направлению спортивных игр:

1 месяц

«догони меня», «быстро возьми», «кто больше соберёт».

2 месяц

«ножки, ножки», «найди свой домик», «возьми и принеси».

3 месяц

«лови мяч», «кинь мяч в корзину», «катание мяча».

 

по направлению народных игр:

1 месяц

«гуси – гуси»

2 месяц

«куры и петух»

3 месяц

«зайки»

 

по направлению дидактических игр:

1 месяц

Ребенок и окружающий мир: "Новоселье", "У кого такой же?", "Кто на чем ездит?", "Что изменилось?".

2 месяц

Нравственное воспитание: "Водичка, умой мое личико!", "Утешим зайку", "Самостоятельный мишка", "Проводим уборку".

3 месяц

Изобразительная деятельность: "Что бывает красного цвета?", "Такие разные платочки", "Колобок", "Овощи на тарелке".

 

Трансляция проекта:

1.Презентация проекта в ДОУ

2.Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

3.Отзывы родителей.

4.Диагностика игровой деятельности.

Дальнейшее развитие проекта:

  1. Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации игр.
  2.  Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.

3.Привлечение в проект ребят старших групп, для организации совместных игр.

4. Организация встречи с интересным человеком – раз в месяц.

 

 

 

 

                                  Список литературы:

1.Журнал «Дошкольное воспитание №8 2008, №11 2009

2.Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2011 , №2 2012

3.Давыдова О.И. и др. «Проекты в работе с детьми». М., 2012

  4.Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов н/Д., 2008

  5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком». М., 2012

  6.Пенькова Л.А. и др. «Развитие игровой активности дошкольников». М., 2010

  7.«Дошкольное образование» № 22 (286) ноябрь 2010

  8. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. — СПб Речь 2010

Приложение №1

                МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко»

 

Итоговое мероприятие к проекту «Игровая деятельность дошкольника»

                на тему

 «ИГРА В ГОСТИ ПРИХОДИЛА».

 

 

                                                                                        Подготовила

                                                                              воспитатель  группы №2

                                                                              Меренкова М.В.

 

 

 

 

 

                                    

 

                                              

Итоговое мероприятие: музыкальный концерт «Игра в гости приходила».

Участники: воспитанники группы №2, воспитатель, младший воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Цель: обогащение игрового опыта детей и родителей.

Задачи:

1.Поднять настроение детям и их родителям по средствам совместной игровой деятельности.

2.Донести до детей, что живые существа не «игрушки».

3.Показать родителям, как важна в жизни их ребёнка «игра».

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: проектор, музыкальный центр, макеты овощей, подносы (2), 2 столика, детские игрушки.

Главный герой: «игра» - персонаж веселый, добрый, активный, красочный.

                             Ход мероприятия:

Ведущий: приветствует всех присутствующих в зале. Затем делится историей о том , что заскучали «наши детки», поиграть бы, да только во что? И тут под музыку выходит  «Игра».

Игра: приветствует всех, и обещает, что сегодня скучно не будет, ни родителям, ни детям.

     Хоровод «Ручками похлопали, ножками потопали».

              (Игра водит заводной хоровод с родителями и детьми).

Ведущий: а теперь давайте посмотрим фрагмент советского  мультфильма «Живая игрушка»(подведение итогов по мультфильму).

Чтение стихов про игрушки: «Зайку бросила хозяйка» (Аня П.), «Оторвали мишке лапу» (Иля А.)

Игра: хвалит детей за прочтение стихов. И предлагает ребятам поиграть в игру «Наперегонки»! (В одной стороне зала сидят две мамы, в другой стороне два ребенка, которые должны своей маме принести все овощи для супа (игра проводится два раза)).

Ведущий: хвалит детей и родителей за участие.

Игра: ну что? устали? или ещё хотите?

Ведущий: конечно ещё хотим.

Игра: тогда предлагаю вам  потанцевать вместе с любимыми игрушками (дети выходят на середину зала со своими игрушками и танцуют под песню «Маленькая страна»).

                        (дети садятся на места.)

 Игра: смотрит на часы и говорит: «Заигралась я с вами, а вам уж гулять идти пора, до свидания , друзья!!! Вы меня не забывайте ,и почаще в гости приглашайте!!!».

(Игра уходит под музыкальное сопровождение, воспитатель приглашает ребят в группу).

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".

В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами ...

Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"

Игра является основным видом   деятельности  детей.Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры ...

Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Игровая деятельность дошкольников»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т...

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....

Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...