Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников
консультация на тему

Ковтунова Анна Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.-znach.obraz_.prost_.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников

      Сегодня общество испытывает потребность в творческих, самостоятельных, активных личностях с ярко выраженными индивидуальными качествами, которые были бы способны к сохранению и приумножению традиций искусства. И формирование таких личностей должно начинаться в раннем возрасте. Однако далеко не всегда богатые внутренние ресурсы детей полностью реализуются, что приводит к серьезным проблемам в их творческом становлении. Дошкольники оказываются неготовыми к оригинальным решениям поставленных перед ними изобразительных задач в силу того, что привыкают действовать по строго регламентированным инструкциям, исключающим свободу выбора цветового решения, материала, инструмента или художественной техники. Следствием этого являются стереотипные по содержанию и исполнению детские работы. Такая ситуация обусловлена рядом факторов:

   • большое количество детей в группах, что затрудняет организацию занятий;

   • небольшой выбор изобразительного материала;

   • существенные различия между темпом усвоения детьми материала и их исходным уровнем изобразительного опыта.

   Эти проблемы ставят педагогическое сообщество перед необходимостью поиска форм организации детского изобразительного творчества.

    Одной из таких форм можно считать систему артковоркинга(англ. coworking – совместно работающие), в которой каждый ребенок, оставаясь самостоятельным и свободным, использует общее пространство для творческих экспериментов с художественными материалами, инструментами и техниками. Преимущество коворкингпространства заключается в том, что его компоненты мобильны. За счет этого есть возможность менять вид изобразительной деятельности, формат выполнения работ и творческих проектов. Наличие коворкингпространства в условиях детского сада позволяет не только расширить содержательный аспект организуемой деятельности, но и решать ряд важных педагогических задач.

 1. Включать в образовательное пространство детей разного возраста и разного уровня подготовки в области изобразительного искусства путем усвоения правил социального взаимодействия.

 2. Сделать искусство стимулом для собственного творчества дошкольников.

 3. В ходе создания художественного образа обеспечить интеграцию различных видов детского изобразительного творчества (живописнографического, пластического, конструктивного и декоративного).

  4. Создать условия для творческой рефлексии детей после выполнения ими отдельной работы или проекта, используя при этом работу в группе, подгруппе или в индивидуальном режиме.

 5. Определить индивидуальный вектор творческого становления для каждого воспитанника.

  Для каждого этапа творческого становления характерно новое соотношение внутрикомпонентных образований.  Рассмотрим структурные компоненты вектора (схема).

   

Общий вектор творческого развития детей

        

        

        

     В структуре компонентов данного вектора имеются общие показатели, но на каждом этапе они развиваются в разном соотношении. Это связано с возрастными психофизиологическими особенностями детей, обусловливающими формирование их изобразительного опыта. Рассмотрим подробнее каждый компонент вектора.

   Спонтанное экспериментирование – первая ступень приобщения детей к искусству, когда они путем непредсказуемого эксперимента с изобразительными материалами и инструментами впервые сталкиваются с некоторыми возможностями цвета и формы. В этот период дети не фиксируют свое внимание на результате, так как им важен сам процесс.

   Постепенно, наблюдая за тем, какие рисовальные движения совершает педагог, дети стремятся их воспроизвести. И хотя их попытки не систематичны и часто не продуктивны, но процесс репродукции уже очевидно превалирует над спонтанностью.

    Первые положительные достижения в области искусства формируют мотив к осуществлению поискового эксперимента, когда сам ребенок пытается установить новые для себя связи и отношения в цвете, формообразовании, композиции.

    Поисковое экспериментирование постепенно перерастает в подражательное овладение выразительными средствами искусства. В этот период дети пытаются повторить способы составления разнообразных по цвету композиций, применить различные приемы формообразования. Основополагающим фактором здесь становятся упражнения ребенка в подборе цвета, соподчинении форм, деталей композиции.

    Элементарный опыт, полученный в результате подражательного овладения простейшими выразительными средствами искусства, способствует тому, что ребенок для создания художественного образа начинает соотносить эскизы, схемы с собственным замыслом (корреляция).

   В процессе творческих поисков дети встают перед необходимостью самостоятельно комбинировать имеющийся опыт с новыми условиями. Так дошкольники переходят на стадию проектного овладения основами изобразительной грамоты. Решение творческой задачи – это минипроект для каждого ребенка и для группы в целом.

   Далее при создании художественного образа дети могут свободно интерпретировать приобретенный опыт. Сначала этот образ имеет эмоциональное содержание, когда ребенок не обращает внимания на то, похож ли он на замысел. Ему важен характер образа, его эмоциональная оболочка. Затем у него возникает потребность добиться того, чтобы образ стал узнаваемым, понятным (когнитивный этап).

   На завершающей стадии дети интерпретируют собственный опыт креативно. Они не стеснены какими-либо обстоятельствами и условиями, поэтому их работы получаются оригинальными и выразительными.

   Выделенные компоненты вектора наиболее ярко реализуются в условиях коворкингпространства, которое обеспечивает реализацию следующих условий.

1. Открытое во всех отношениях пространство позволяет, с одной стороны, осуществить работу в рамках приоритетного на правления ДОО, а с другой – раскрыть индивидуальные возможности и потребности воспитанников. Количество детей не имеет существенного значения.

2.Коворкингпространство оснащено мобильными компонентами, которые дети могут трансформировать в зависимости от решаемых творческих задач.

3. В условиях коворкинга становится возможным проведение постоянного мониторинга творческого развития детей. Этому способствует не только своеобразие среды, но и дифференцированный подход к постановке изобразительных задач.

   Для организации коворкингпространства  важна, прежде всего, готовность педагогов к изменению собственной профессиональной позиции в отношении творческого развития дошкольников.

     Среда – это одно из центральных звеньев образовательного пространства. Для каждого возраста существует определенный коэффициент, отражающий степень воздействия среды на творческое развитие детей и формирование у них интегративных качеств. Чем младше ребенок, тем больше его развитие обусловлено внешними факторами. Поэтому от содержания и оснащения образовательного пространства зависит общий темп творческого становления дошкольника. И искусство в этом случае играет, с одной стороны, роль среды, с другой – стимулирующего средства, которое активизирует художественный потенциал.

    В условиях коворкингпространства дети начиная с раннего возраста привыкают свободно перемещаться по групповой комнате, совершают элементарные действия по организации своего рабочего места. Конечно, их действия не всегда скоординированы и точны, но сама потребность в них и доверие со стороны педагога выступают серьезным стимулирующим фактором в творческой социализации.

    Постепенное освоение воспитанниками ряда правил работы в режиме коворкинга создает предпосылки для развития их самостоятельности и организованности. Особенно актуальным это становится в работе с детьми с ОВЗ, у которых процесс социализации всегда затруднен. В этом случае детское изобразительное творчество следует рассматривать как стимул для личностного развития ребенка и эффективный механизм для адаптации в социуме. Так, например, сформированное у ребенка умение нестандартно мыслить, способность проявлять творческую активность в решении поставленных задач очень помогают как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности. Практика показывает, что люди, способные создать творческий продукт, обладают большей работоспособностью, так как созидание нового требует постоянных поисков оригинального и оптимального решения, а эти навыки помогают эффективно справляться с любыми проблемами

     При этом творческую активность можно рассматривать как интегративную черту личности, основанную на корреляции двух компонентов – стремления к творческой деятельности (мотив) и способности найти средства для ее осуществления (организационнодеятельностный компонент).

    Период дошкольного детства является важным и особенно благоприятным в плане развития творческой активности, когда дети ищут собственные способы самовыражения, подвергая иногда сомнению модели или способы создания образа, предлагаемые взрослыми. Коворкингпространство позволяет создать оптимальные условия для апробации и реализации дошкольниками собственных замыслов в различных видах продуктивной деятельности. В этом случае образовательный процесс приобретает качества события, которое не проходит бесследно для ребенка. Хотя относятся дошкольники к этому событию по-разному,  что обусловлено степенью про явления творческой активности.

    Можно выделить две группы детей, включенных в образовательное пространство дошкольной организации:

   Первая группа − «автономные» дети, которые готовы применить свой изобразительный, художественный опыт для реализации идеи и оформить ее в целостном образе. Эти дошкольники обладают высокой степенью творческой социализации, которая позволяет реализовать свой потенциал, найти применение своим достижениям. Они способны понимать значимость результатов своего творчества. Задача педагога состоит не только в том, чтобы направлять таких детей в творческом самоопределении. Важно также разъяснить, что изобразительное творчество не является легким, нетрудоемким процессом, позволяющим возвыситься над окружающими. Ведь часто уверенность перерастает в самоуверенность, и это приводит к другой крайности – неспособности адекватно оценивать свои ресурсы.

   Вторая группа - «зависимые» дети. Они крайне не уверены в своих силах, нуждаются в постоянной поддержке, подсказке со стороны педагога, зависят от мнения окружающих. И это существенно сказывается на их социальной позиции. Такие дети, сомневаясь в своих возможностях, часто даже не стремятся к каким-либо достижениям.

   «Зависимые» составляют значительную часть контингента дошкольных образовательных организаций. Именно эта категория воспитанников испытывает трудности при овладении художественными эталонами, поскольку уровень их мотивации крайне низок. В этом случае педагогу необходимо создать такую атмосферу в образовательном пространстве дошкольной организации, которая не только способствовала бы возникновению интереса к решению творческих задач, но и стимулировала бы активизацию художественного потенциала детей.

    На наш взгляд, в образовательном процессе всегда должно оставаться место для творческого поиска и самовыражения ребенка, иначе это приведет к формализму и искусственному завышению или занижению требований к детям, что не способствует их социализации и личностному становлению.

   Таким образом, можно констатировать, что развитие детского изобразительного творчества оказывает благотворное влияние не только на способность дошкольников принимать нестандартные решения и самостоятельно перерабатывать информацию, но и затрагивает их нравственную сферу, способствует становлению четкой социальной позиции. В этом случае коворкингпространство становится мощным фактором, условием и одновременно средством творческой социализации детей в дошкольный период. Используя возможности такого пространства, можно выделить новую образовательную модель, адаптивную для любой дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Значение сюжетно - ролевой игры в социализации дошкольников».

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Доклад"Значение народных праздников в патриотической социализации дошкольников"

                                           «Если мы хотим сохранить свою идентичнос...

Консультация для родителей "Значение сюжетно - ролевой игры в социализации дошкольников"

Консультация для родителей.«Значение сюжетно – ролевой игры  в социализации дошкольников» В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их разв...

Творческая социализация дошкольников как условие реализации ФГОС ДО

На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе дошкольного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целе...

Социально-значимый проект "Организация поливозрастного пространства как механизм социализации дошкольников в условиях ДОУ"

Практическая значимость проектапредложение инновационной модели образовательного и развивающего  поли возрастного пространства развития ребенка в условиях реализации приоритетного социально...

выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника».

Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической и л...