Новый план-модель ООД
методическая разработка на тему

Вероника Ивановна Синягаева

Предлагаю  использовать в работе план-модель ООД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новый план-модель ООД, который избавит воспитателей от длинных конспектов

( по материалам журнала «Справочник старшего воспитателя)

Воспитатели должны организовывать  образовательную деятельность (ООД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты ООД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель ООД – развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Предлагаю  использовать в работе план-модель ООД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении. План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий.  Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности. План-модель универсален – его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

Какую структуру имеет план-модель? План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы ООД:

этапы НОД, включая целеполагание;

ключевые вопросы;

ситуация выбора – элемент партнерского взаимодействия.

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей.

Пример целеполагания ООД

Цель: организовать образовательную ситуацию, способствующую навыкам бесконфликтного общения в ходе продуктивной деятельности (аппликации)

Задачи:

  • Повторить правила совместной работы
  • Организовать работу в группах посредствам свободного выбора партнеров по деятельности
  • Побуждать на протяжении всей деятельности соблюдать правила совместной работы
  • Представить возможность обсудить и оценить ход совместной деятельности и взаимодействия в группе

Примечание: целевой блок показывает, чего хочет добиться воспитатель в ходе ООД. Выполнение аппликации - средство достижение более важной для конкретной группы детей цели. Эстетический вкус, аккуратность, мелкая моторика тоже будет развивать, но не они цель данной ООД, поэтому не упоминаются.

Цель ООД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель ООД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей. Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе ООД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе  ООД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.  Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу. Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические  цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.  Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи ООД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной. Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой ООД.

Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах. Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в ООД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику ООД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату. Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными. Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой ООД обязательно должны быть и открытые вопросы – такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми. Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе ООД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать. В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение. Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели ООД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:

  • провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
  •  продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
  • дать дополнительную информацию;
  • сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.

Рефлексия – последний и обязательный этап ООД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

ШАБЛОН ПЛАНА- МОДЕЛИ ООД

Этап 1. Мотивация

  • прием, который использует воспитатель.

Этап  2. Постановка цели

  • ключевой вопрос (вопросы)
  • формулировка  должна быть понятна детям.

Этап  3. Совместная работа с детьми (открытие новых знаний, поиск способов деятельности)

  • ключевой вопрос (вопросы)  для диалога с детьми
  • ситуация выбора.

Этап  4. Самостоятельная работа детей

  • вид  (виды) детской деятельности
  • ситуация выбора, если не было ранее
  • деятельность воспитателя

Этап  5. Рефлексия (это подведение итогов, обсуждение результата)

  • ключевые вопросы для обсуждения и оценки ООД

От чего зависит объем плана-модели?

План-модель НОД, по сравнению с конспектом, имеет более краткий вид. Но и здесь объем может варьироваться. Это зависит от цели образовательной деятельности, ее продолжительности в разных возрастных группах, от количества этапов и их последовательности, от содержания деятельности и других факторов, таких, как понимание самим воспитателем, что является приоритетом конкретной ООД.

Нужно ли совсем отказываться от конспектов?

От конспектов, а также технологических карт совсем отказываться не нужно. С помощью технологических карт молодые педагоги смогут лучше понять структуру педагогической деятельности. Они пригодятся также, когда воспитатели осваивают новые образовательные технологии. Развернутый конспект организованной  образовательной деятельности нужен воспитателю, чтобы представить свою работу на конкурс или разместить в профессиональном издании. Для ежедневной работы достаточно компактного плана образовательной деятельности, который задает основное направление ООД и дает возможность воспитателю и детям импровизировать, свободно общаться.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое план-модель НОД

Слайд 2

В чем минусы традиционного конспекта НОД

Слайд 3

Что требует ФГОС ДО Ребенок – это субъект образовательной деятельности НОД в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

Слайд 4

Чем план-модель отличается от конспекта НОД

Слайд 5

Структура плана-модели НОД

Слайд 6

Мотивация Вызвать у детей интерес к образовательной деятельности помогут:

Слайд 7

Целеполагание Цель НОД должна быть:

Слайд 8

Пример целеполагания НОД

Слайд 9

Что такое ключевые вопросы Несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к диалогу, заставляют думать, рассуждать, действовать Имеют краткие, четкие и понятные детям формулировки Количество в ходе НОД – 4–5 вопросов, иногда больше

Слайд 10

Виды вопросов На каждой НОД обязательно должны быть открытые вопросы, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты Важно

Слайд 11

Совместная и самостоятельная работа Этапы совместной и самостоятельной работы предусматривают ситуацию выбора: материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Этап самостоятельной работы детей

Слайд 12

Рефлексия: что обсудить в конце НОД Предмет обсуждения Вопросы Результат: соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный и индивидуальный) У нас получилось? У тебя получилось? Моменты, которые требуют коррекции Что хотели бы исправить? Содержание деятельности Что узнали? О чем расскажете дома? Способы, последовательность деятельности Как достигли результата? Взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка Кто помог тебе выполнить задание? А ты помогал? Отношение к происходящему, эмоциональный фон С каким настроением работали? Перспективы деятельности Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать, узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?

Слайд 13

Шаблон плана-модели НОД Этап деятельности Содержание 1. Мотивация Прием, который использует воспитатель 2. Постановка цели Ключевой вопрос (вопросы). Цель: формулировка должна быть понятна детям 3. Совместная работа с детьми (открытие новых знаний, поиск способов деятельности) Ключевой вопрос (вопросы) для диалога с детьми. Ситуация выбора 4. Самостоятельная работа детей Вид (виды) детской деятельности. Ситуация выбора, если не было ранее. Деятельность воспитателя 5. Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов) Ключевые вопросы для обсуждения и оценки НОД

Слайд 14

План-модель НОД на тему «Всякий труд почетен» Возрастная группа: старшая. Цель: воспитывать у детей уважение к людям, которые работают в детском саду, и их труду. Задачи: уточнить представления детей о профессиях сотрудников детского сада; обратить внимание на особенности этих профессий, показать, чем они интересны; создать ситуацию, в которой дети проявят доброжелательность, выразят благодарность и уважение по отношению к сотрудникам детского сада; подвести к выводу о том, что все профессии важны. Автор: Е. Белозерова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» г. Калачинска Омской области Пример 1

Слайд 15

Этап деятельности Содержание 1. Мотивация Прием «Рассудим спорщиков». Как вы думаете, кто важнее в детском саду? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно больше узнать о труде работников детского сада. Хотите узнать секреты их профессий? 2. Постановка цели Люди каких профессий работают в детском саду? Какую работу они выполняют? Чем интересна их работа? Чем трудна? Как вы можете отблагодарить сотрудников детского сада за то, что они много хорошего делают для вас? 3. Совместная работа Поиск способов деятельности: как сделать сюрприз? Выбор: аппликация, оригами, рисунок. Дети выбирают партнеров по деятельности. Как лучше преподнести открытку-сюрприз? 4. Самостоятельная работа детей Дети изготавливают открытку-сюрприз. Сообщить интересные факты о работе сотрудников детского сада: «А вы знаете, что…» 5. Рефлексия Можно ли одной открыткой показать свое уважение и благодарность? Как вы теперь ответите на вопрос, какая профессия в детском саду самая важная? Пример 1

Слайд 16

План-­модель НОД на тему «Зачем зайцу длинные уши?» Возрастная группа: подготовительная. Цель: формировать у детей умение задавать вопросы в познавательных целях и экспериментальным путем находить на них ответы. Задачи: продолжить работу со схемами-пиктограммами для формулирования вопросов и оформления выводов; провести опыты, которые продемонстрируют функции заячьего уха; зафиксировать в листе наблюдения, как формируется у воспитанников группы умение задавать вопросы в познавательных целях. Автор: С. Трушина, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» г. Калачинска Омской области Пример 2

Слайд 17

Этап деятельности Содержание 1. Мотивация Сегодня мы продолжим работу в нашей научной лаборатории. Прошу всех исследователей надеть белые халаты. Показать схему 1, на которой изображен заяц и знак вопроса. Как вы понимаете эту схему? Какой вопрос можно задать? 2. Постановка цели Как получить точный ответ на вопрос, для чего зайцу длинные уши? 3. Совместная работа Открытие нового знания: Почему для зайца важен хороший слух? Как проверить, что большие уши помогают зайцу лучше слышать? Как мы можем «увеличить» свои уши? (приложить ладони, изготовить конусы из бумаги) 4. Самостоятельная работа Д ети выбирают партнеров для работы в парах. Изготавливают конусы-воронки из бумаги. Предложить проверить, насколько «увеличенное» ухо лучше слышит (включить тихую музыку) Пример 2

Слайд 18

Этап деятельности Содержание 5. Совместная работа Открытие нового знания. Показать схему 2, на которой изображены заяц и собака. Между заячьими ушами и высунутым собачьим языком – двойная стрелка или знак равенства. О чем говорит эта схема? Хотите что-то уточнить? Дополнительные вопросы, если дети ответили неверно: Когда собака высовывает язык? Для чего она это делает? Кратко рассказать о том, как зайцы поддерживают температуру тела. Хотите убедиться, что большие уши помогают зайцу не перегреваться? Объяснить ход эксперимента. Повторить правила безопасной работы 6. Самостоятельная работа Дети работают в группах. Опыт с горячей водой. Налить в емкость умеренно горячую воду. Дети измеряют температуру воды. Отмеряют мерными стаканчиками одинаковое количество воды и разливают ее в разные по форме емкости (компактную – как «ухо медведя», и плоскую, широкую – как «ухо зайца»). Через несколько минут вновь измеряют температуру воды, сравнивают. Делают вывод 7. Рефлексия Какие вопросы вы сегодня задавали? Что нового помогли вам узнать эти вопросы? Если бы мы составляли схему занятия, какой знак вы бы разместили в начале? В конце? Хотите к следующему занятию придумать свои интересные вопросы? Пример 2

Слайд 19

Нужно ли совсем отказываться от конспектов и технологических карт НОД



Предварительный просмотр:

Выступление с презентацией по теме

«Что такое план-модель НОД»

Текст выступления

Слайд

Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим новый вариант планирования работы с детьми – план-модель непрерывной образовательной деятельности.

№ 1

Тема выступления

Чаще всего в своей работе вы используете готовые конспекты или разрабатываете их самостоятельно. Вы заранее и в мельчайших деталях выстраиваете картину образовательной деятельности. Всегда ли вам это помогает? Все ли вы успеваете сделать с детьми на занятии по конспекту? Очевидно, что конспекты имеют свои минусы.

№ 2

В чем минусы традиционного конспекта НОД

Вспомните себя на занятиях: из-за опасений, что не успеете выполнить то, что задумали, вы часто не даете детям высказаться, проявить инициативу, самостоятельность. Однако цель образовательной деятельности – развить детей, а не проиграть задуманный сценарий. Образовательную деятельность с детьми необходимо организовывать в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Согласно ФГОС, ребенок – это субъект образовательной деятельности. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников должны строиться на основе партнерства.

№ 3

Что требует

ФГОС ДО

Чем план-модель отличается от конспекта и как он нам поможет? План-модель имеет рамочный характер. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и дошкольников в свободном общении.

В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий.

Чтобы написать такой план, нужно меньше времени, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности.

Кроме того, план-модель универсальный – его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

№ 4

Чем план-модель отличается от конспекта НОД

Поскольку план-модель имеет рамочный характер, он описывает только основные элементы образовательной деятельности: этапы НОД (мотивация, целеполагание, совместная, самостоятельная деятельность, рефлексия); ключевые вопросы; ситуацию выбора. На основе этого можно выделить 5 этапов плана-модели НОД. Они представлены на слайде.

Слайд № 5

Структура

плана-модели НОД

Остановимся на каждом этапе подробно. Организация мотивационного этапа всегда вызывает затруднения. Вы работаете с детьми дошкольного возраста, поэтому должны применять творческий подход, вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлекать их различными видами деятельности, стараться придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало занятий.

Мотивом участия детей в НОД должен быть их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов, изучать методическую литературу, опыт коллег

Слайд № 6 Мотивация

Цель образовательной деятельности должна быть актуальной: учитывать особенности детского сада, группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Не надо ставить перед собой много целей. Вы не сможете достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени.

Цель должна быть измеримой. Вы не сможете «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводите педагогическое наблюдение. Например, какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А достигнута ли одна цель, определить можно.

Цель должна быть достижимой и соотносится с определенным сроком. Когда вы планируете образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Нужно следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые вы планируете предпринять, чтобы достичь поставленной цели.

Слайд № 7

Целеполагание

Часто в ваших конспектах задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание.

Давайте посмотрим на конкретном примере, как должна звучать цель занятия. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать у детей навыки бесконфликтного общения.

То есть цель этой НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Слайд № 8

Пример целеполагания НОД

В плане-модели НОД необходимо обозначить ключевые вопросы. Они должны быть связаны между собой. Ключевые вопросы:

  • побуждают детей к продуктивному диалогу;
  • направляют ход беседы, деятельности;
  • ставят перед дошкольниками проблему;
  • побуждают оценивать, проводить рефлексию.

Оптимальное количество вопросов – 4–5. Их формулировки должны быть краткими и четкими.

Слайд № 9

Что такое ключевые вопросы

Выделяют несколько видов вопросов. Вы видите их на слайде. Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер. Т.е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны.

Но на каждом занятии обязательно должны быть открытые вопросы, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше открытых вопросов, тем интереснее диалог с детьми.

Слайд № 10

Виды вопросов

На этапах совместной и самостоятельной работы нужно предусмотреть ситуацию выбора: материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если мы предоставляем ребенку всего лишь два варианта, это позволит ему самостоятельно принять решение.

Этап самостоятельной работы детей можно не отражать в плане, если он не предполагается. Это зависит от цели НОД. Если планируется, то воспитатель должен обозначить свою роль на данном этапе.

Слайд № 11

Совместная и самостоятельная работа

Рефлексия – последний и обязательный этап НОД. Формировать у детей рефлексивные навыки – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать: результат, содержание, способы и последовательность деятельности, взаимодействие детей в ходе деятельности, отношение к происходящему, эмоциональный фон, перспективы деятельности. На слайде вы видите примерные вопросы для беседы с детьми в конце занятия.

Слайд № 12

Рефлексия:

что обсудить

в конце НОД

Шаблон плана-модели НОД можно представить следующим образом:

  • Этап 1. Мотивация

Прием, который использует воспитатель

  • Этап 2. Постановка цели

Ключевой вопрос (вопросы).

Цель: формулировка должна быть понятна детям

  • Этап 3. Совместная работа с детьми (открытие новых знаний, поиск способов деятельности)

Ключевой вопрос (вопросы) для диалога с детьми.

Ситуация выбора

  • Этап 4. Самостоятельная работа детей

Вид (виды) детской деятельности.

Ситуация выбора, если не было ранее.

Деятельность воспитателя

  • Этап 5. Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов)

Ключевые вопросы для обсуждения и оценки НОД

Слайд № 13

Шаблон плана-модели НОД

Как вы уже поняли, план-модель НОД, по сравнению с конспектом, более краткий. Но и его объем может варьироваться. Это зависит от цели образовательной деятельности, ее продолжительности в разных возрастных группах, от количества этапов и их последовательности, от содержания деятельности и других факторов, таких, как понимание самим воспитателем, что является приоритетом конкретной НОД.

Давайте посмотрим примеры планов-моделей НОД. Первый пример плана-модели НОД на тему «Всякий труд почетен» в старшей группе.

Слайды № 14, 15

Пример 1. План­модель НОД

на тему «Всякий труд почетен»

Второй пример плана-модели НОД на тему «Зачем зайцу длинные уши?» в подготовительной группе.

Как вы видите, в этом примере 7 этапов: этапы совместной и самостоятельной деятельности в ходе НОД организуются дважды. Несмотря на это, содержание деятельности описано кратко.

Слайд № 16, 17, 18

Пример 2.

План­модель НОД

на тему «Зачем зайцу длинные уши?»

Несмотря на очевидные преимущества плана-модели, нужно ли отказываться от конспектов? От конспектов и технологических карт совсем отказываться не нужно.

С помощью технологических карт молодые педагоги смогут лучше понять структуру педагогической деятельности. Они пригодятся также, когда вы осваиваете новые образовательные технологии.

Развернутый конспект непрерывной образовательной деятельности нужен, чтобы представить свою работу на конкурс или разместить в профессиональном издании.

Для ежедневной работы достаточно компактного плана, который задает основное направление НОД и дает возможность воспитателю и детям импровизировать, свободно общаться.

Спасибо за внимание.

Слайд № 19

Нужно ли совсем отказываться от конспектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ "ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА"

2017 ГОД- ГОД ЭКОЛОГИИ. ДАВАЙТЕ, ДРУЗЬЯ, В ЛЮБУЮ ПОГОДУБУДЕМ БЕРЕЧЬ РОДНУЮ ПРИРОДУ!И ОТ ЛЮБВИ ЗАБОТЛИВОЙ НАШЕЙСТАНЕТ ЗЕМЛЯ И БОГАЧЕ, И КРАШЕ!ПОМНИТЕ, ВЗРОСЛЫЕ, ПОМНИТЕ, ДЕТИ!ПОМНИТЕ, ЧТО КРАСОТА ...

Новый план-модель НОД, который избавит воспитателей от длинных конспектов

Новый план-модель НОД, который избавит воспитателей от длинных конспектов...

План – модели ООД на тему «Всякий труд почётен»

План – модели ООД на тему «Всякий труд почётен» Возрастная группа: старшая.Цель: воспитывать у детей уважение к людям, которые работают в детском саду, и их труду.Задачи: *уточнить п...

Методический час. Создание плана-модель занятия.

Применение плана -модели занятия в ОД педагогов....

Семинар - практикум Тема: ПЛАН – МОДЕЛЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семинар-практикум для воспитателей раскрывает структуру и форму построения занятия. На семинаре организована  практическая работа по каждому этапу....

Консультация для воспитателей "Новый план модель НОД"

Шаблон плана-модели НОД на одну страницу,– как написать одностраничный план-модель....