Семинар - практикум Тема: ПЛАН – МОДЕЛЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Рожкова Лариса Алексеевна

Семинар-практикум для воспитателей раскрывает структуру и форму построения занятия. На семинаре организована  практическая работа по каждому этапу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_plan_-_model_ood_office_word.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

 Тема: ПЛАН – МОДЕЛЬ  

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подведя, итоги прошлого учебного года  на первый план вышла актуальная проблема – составление плана организованной образовательной деятельности, на ежедневное планирование, и составлять конспект занятия на конкурсы и открытые просмотры. Также эта тема вызвана запросом Управления образования города, работниками дошкольных образовательных учреждений и призвана повысить качество и умение педагогов.

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами обсудим структуру и форму построения занятия, проведём практическую работу по каждому этапу.

В первой части нашего семинара проведём опрос «Вопрос – ответ». Прошу  Вас разделиться на две команды. Каждая команда получит несколько вопросов, попеременно задаёте вопросы противоположной команде. Выслушав ответ, команда задававшая вопрос  может согласится с ответом, а может нет, тогда должно быть обоснование.

Вопросы 1 команде:

- Что означает слово «Целеполагание»? (цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности.

- Объясните такие слова: «Мотивация практическая», «Мотивация игровая» и « Мотивация познавательная» (Мотивация практическая – научиться сделать. Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…). Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать, как  живут  птицы в лесу?…).

Вопросы 2 команде:

- Что означает слово «мотивация» на занятии? (мотивирующее и мобилизующее начало, к которому должны стремиться дети и взрослые)

- С помощью слов « помощников» сформулируйте цели занятия

а) Выясним,,,,,,

б)Узнаем,,,,,,,

в) Научимся,,,,,,

г) Проверим,,,,

Общий вопрос к коллективу Что такое Цель в занятии? (цель – это осмысленная деятельность, которая является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний).

Для чего педагог детского сада определяет цели?

  1. Определяются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
  2. Определяются направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
  3. Определяются необходимые технологии и парадигма обучения.
  4. Подбираются индикаторы, показывающие результативность образовательной деятельности.
  5. Цель является фактором, способным дать педагогу удовольствие от выполняемой деятельности и повышению своей педагогической компетентности.

Уважаемые коллеги давайте попробуем представить структуру плана – модели занятия. Мы не просто вспомнили те термины, о которых говорили выше. Теперь всё это перенесём на бумагу. Но прежде чем Вы приступите к работе, послушайте о том, как Вы должны организовывать занятия с детьми.

Главное в ООД:

Воспитатели должны организовывать  образовательную деятельность (ООД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты ООД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель ООД – развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Работа в командах. Ваша задача составить структуру плана. Затем будем обсуждать каждую структуру (так ли у всех?)

Какую структуру имеет план-модель? (План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы ООД) . Напишите этапы НОД:

Этап 1

Этап  2

Этап  3

Этап  4

Этап  5

Помните:

Целеполагание:  мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей.

Пример целеполагания ООД

Цель: организовать образовательную ситуацию, способствующую навыкам бесконфликтного общения в ходе продуктивной деятельности (аппликации)

Задачи:

  • Повторить правила совместной работы
  • Организовать работу в группах посредствам свободного выбора партнеров по деятельности
  • Побуждать на протяжении всей деятельности соблюдать правила совместной работы
  • Представить возможность обсудить и оценить ход совместной деятельности и взаимодействия в группе

Примечание: целевой блок показывает, чего хочет добиться воспитатель в ходе ООД. Выполнение аппликации - средство достижение более важной для конкретной группы детей цели. Эстетический вкус, аккуратность, мелкая моторика тоже будет развивать, но не они цель данной ООД, поэтому не упоминаются.

Что получилось?

Этап 1

. Мотивация

  • прием, который использует воспитатель.

Этап  2

Постановка цели

  • ключевой вопрос (вопросы)
  • формулировка  должна быть понятна детям.

Этап  3

Совместная работа с детьми (открытие новых знаний, поиск способов деятельности)

  • ключевой вопрос (вопросы)  для диалога с детьми
  • ситуация выбора.

Этап  4

. Самостоятельная работа детей

  • вид  (виды) детской деятельности
  • ситуация выбора, если не было ранее
  • деятельность воспитателя

Этап  5

Рефлексия (это подведение итогов, обсуждение результата)

ключевые вопросы для обсуждения и оценки ООД

Цель ООД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель ООД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей. Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе ООД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе  ООД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.  Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу. Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические  цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута. Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Предлагаю  использовать в работе план-модель ООД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении. План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий.  Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности. План-модель универсален – его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

Задачи ООД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной. Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой ООД.

Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах. Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в ООД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику ООД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату. Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными. Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой ООД обязательно должны быть и открытые вопросы – такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми. Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе ООД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать. В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение. Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели ООД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:

  • провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
  •  продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
  • дать дополнительную информацию;
  • сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.

Рефлексия – последний и обязательный этап ООД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

От чего зависит объем плана-модели?

План-модель НОД, по сравнению с конспектом, имеет более краткий вид. Но и здесь объем может варьироваться. Это зависит от цели образовательной деятельности, ее продолжительности в разных возрастных группах, от количества этапов и их последовательности, от содержания деятельности и других факторов, таких, как понимание самим воспитателем, что является приоритетом конкретной ООД.

Нужно ли совсем отказываться от конспектов?

От конспектов, а также технологических карт совсем отказываться не нужно. С помощью технологических карт молодые педагоги смогут лучше понять структуру педагогической деятельности. Они пригодятся также, когда воспитатели осваивают новые образовательные технологии. Развернутый конспект организованной  образовательной деятельности нужен воспитателю, чтобы представить свою работу на конкурс или разместить в профессиональном издании. Для ежедневной работы достаточно компактного плана образовательной деятельности, который задает основное направление ООД и дает возможность воспитателю и детям импровизировать, свободно общаться.

Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» 

Запись НОД в календарном плане  необходимо делать следующим образом:

Тема .

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер,  любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Не рекомендуется:

- не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех НОД.

В методической литературе  подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
  3. Оборудование.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
  1. Организационный момент (мотивация)
  2. Первая часть (закрепление пройденного материала)
  3. Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
  4. Третья часть (закрепление нового материала)
  5. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Разнообразие  методов и приемов.

Словесные:

  • рассказ             Воспитателю увлекаться словесными методами            
  • чтение              обучения нельзя – это приводит к
  • беседа              формальному усвоению знаний.

     Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала  

      всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  • Наблюдение               Самые необходимые методы в процессе Демонстрация            первоначального обучения.
  • Рассматривание

    Организационные:

  •  интригующее начало              
  • эмоциональная завязка
  • сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие :

  • создание ситуации занимательности
  • загадывание загадок
  • создание ситуации новизны
  • эффект удивления и т.д.

     Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  • создание ситуации столкновения мнений
  • игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  • игровое упражнение
  • эвристический метод – метод открытий
  • проведение опыта
  • экспериментирование
  • проблемно-поисковые методы

Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь на то, что мои рекомендации помогут и облегчат вашу педагогическую деятельность.