Моя семья – часть России
проект (подготовительная группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему селу, семье учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashirova_n._h._moya_semya_-_chast_rossii.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя семья – часть России».

                                                                                           Подготовила:

                                                                                           воспитатель                  

Аширова  Н. Х.МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

 комбинированного вида»


Сейчас есть разные семьи: и многодетные, и такие, в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жуть в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точку зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей - ведь все мы когда — то были детъми?

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья — это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие - в оранжерее, третьи - на скудной каменистой почве, четвертые - за высокой стеной, пятые - на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе — лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир - или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа - вот первое предназначение семьи.

Проблема.

Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего села, его достопримечательностей.

Цель проекта. 

Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы. Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.

Задачи проекта.

Образовательные:

- ознакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия», «родители», «родные»;

-расширить и углубить и обогащать знания и представления детей о семье, профессии родителей;

-уточнять и расширять представления ребенка о самом себе (он член семьи, имеет внешнее сходство с родителями, другими родственниками);

- дать понятия о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей;

- сформировать представления детей о значении семьи в жизни человеку и общества;

- продолжать развивать познавательные способности, активно включать их в творческо - поисковую деятельность;

- расширять кругозор, обогащать словарный запас терминами родственных отношений, развивать связную речь;

- познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме «Семья»

- учить следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

- учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта;

- развивать чувство формы и композиции в творчестве;

- вызывать у детей радость от созданного изображения, постройки;

- вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;

-развивать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.

Воспитательные:

- показать ценность семейных отношений;

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

- формировать у детей доброе и нежное отношение к своим родителям;

- воспитывать у детей чувство ответственности в выполнении обязанностей в семье;

- учить проявлять заботу о близких;

- воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща;

- повысить активность участия родителей в жизни группы.

Развивающие:

- развитие стремления к самостоятельному получению знаний по теме «Семья»;

- развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями).

- развивать навыки общения со взрослыми и детьми;

Актуальностъ реализации проекта. 

Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего села надо его хорошо знать. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад - два общественным института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья – часть России». Проведя, анкетирование среди детей — выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к, семье и дому.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дети данной группы, педагоги, родители.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Реализация проекта (этапы реализации проекта): рассчитана на 4 недели.

I. Информационно-накопительный.

С воспитателями:

Определение темы проекта, задач. Составление перспективного плана работы по реализации проекта.

Сбор информации по данной теме. Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц.

Создание необходимых условий для реализации проекта.Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

С родителями:

Подготовка материала для работы.

Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию.

С детьми:

Определить уровень знаний, навыков у детей.

Беседы с детьми. Опрос детей: «Что я знаю о семье».

Анкетирование детей «Что дети знают о своей семье?».

II. Организационно-практический.

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.

Сбор материала по разным видам деятельности – интеграция образовательных областей (по ФГОС).

Познавательное развитие

Беседы. «Выходной день в моей семье». «Как я помогаю родителям». «Как мы отдыхаем». «О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.». «О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь, но и внук (внучка, брат (сестра)». «Об обязанностях членов семьи дома».

 «Я и моя семья». «Моё любимое занятие». «Права и обязанности семьи».

«Мое имя». «Знакомство с профессиями родителей». «Безопасность в доме».

Дидактические игры.  «Собери портрет». «Составь семью из фигурок». «Закончи предложение». «Кто старше - кто младше?». «Назови по имени». «Найди и назови»

Физическое развитие

Подвижных игры «Дедушка сапожник».

Пальчиковые игры «Моя семья».

Артикуляционная гимнастика. «Вкусное варенье», «Блинчики»

Речевое развитие

Заучивание и чтение стихотворений о семье. Обсуждение пословиц и поговорок. Отгадывание загадок. Чтение художественных произведений о семье: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка» М. Матвеева, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Косточка» К. Ушинский, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Похищенное имя» Шорыгина Т. А.

Развитие речи.

«Чья, чей» (одежда, обувь, головные уборы).

«Кому, что?». Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Социально-коммуникативное развитие.

Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»,«Скажи ласково!».

Игры.

«Кто у нас какой?», «Мальчики и девочки», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Моя семья».

Аппликация «Платочек для бабушки», «Чайная пара для мамы»

Лепка мордовской игрушки.

Слушание музыки в грамзаписи «Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы.

Работа с родителями.

Создание альбома «Моё имя». Консультации «Ребенок - член семьи», «Права и обязанности в семье», «Что такое генеалогическое древо семьи», «Семья глазами ребёнка»

III. Презентационно – завершающий.

Выставка продуктов детской деятельности.

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация проекта «Моя семья».

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов проекта.

Предполагаемый результат.

1. Дети имеют представление о родном селе, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край.

2. Дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

3. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.

4. Родители  понимают важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детских - родительских отношений.

5. Повышение уровня педагогического мастерства.        

П \№

Содержание работы

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятелность

Работа с детьми 1 неделя

«Это моя семья»

1

2

3

   

4

5

Беседы:

«Как мы отдыхаем».

 «У меня есть любимые бабушки и дедушки. А так же замечательные тёти и дядя».

«Я и моя семья».

«Моё любимое занятие».

«Мое имя».

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Групповая

Работа с родителями

 1

   

2

Консультация «Семейные ценности и традиции. Традиция заботится о старших пожилых родственниках

 

Организация помощи родителей в пополнении окружающей среды реалиями народного быта.

Работа с детьми 2 неделя

                            «Я люблю свой детский сад»

     1

   

    2

3

Беседы

«За что я люблю детский сад».

Рассматривание альбома «Моя группа».

Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч).

Групповая

Групповая

Групповая

Работа с родителями

 

   

   

Создание альбома о профессиях детского сада.

Фотовыставка «Традиция отмечать вместе праздники».

Оформление пособия «Выдающиеся люди села Лямбирь.».

Организовать помощь родителей в пополнении демонстративного материала.

  Работа с детьми 3 неделя                                                           «Село, что сердцу дорого».

   

   

   

   

 

   

Рассматривание фотографий «Мой Лямбирь». 

Просмотр презентации «Достопримечательности села Лямбирь».

Беседа «Где работают родители»

Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч).

Парная

Групповая

Групповая

Групповая

Работа с родителями

  1

   

2

 

   

3

3

Создание альбома «Профессия моих родителей».

Анкетирование родителей «Знаете ли вы свое село?»

Выставка рисунков совместно с родителями «Мой Лямбирь»

Организовать помощь родителей в подборе материала для оформления альбома. «Профессия моих родителей».

 

Привлечь родителей к работе по выявлению знаний о родным селе.

Организовать помощь родителей в подборе материала для оформления выставка рисунков совместно с родителями «Мой Лямбирь».

Работа с детьми 4 неделя

                               «Краса ненаглядная».

 1

2

3

4

5

Непосредственная образовательная деятельность «Лямбирь - мое любимое село».

Рассматривание выставки «Краса ненаглядная. Народно – прикладное искусство».

Рисование «Роспись пиалы татарским орнаментом».

Лепка мордовской игрушки.

Викторина «Моя малая Родина»  (см. приложение).

Групповая

Групповая

Групповая

Парная

Групповая

Работа с родителями

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».

Заключение.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему селу, семье учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

Приложение.

Викторина «Моя малая Родина»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.

Разминка

  1. В какой стране мы живем?
  2. В каком селе мы живем?
  3. Как называется улица, на которой расположен детский сад?
  4. В нашем селе много разных улиц. Кто знает, как они называются?

«Достопримечательности села Лямбирь»

Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей села Лямбирь. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.

«Знатоки».

Воспитатель: Дети, вы знаете, что на селе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что это за здание.

  1. Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
  2. Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
  3. Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
  4. Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
  5. В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
  6. Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе

«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе...

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...

Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: «Я часть России»

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения....

Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ "Я часть России"

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Социально – творческий проект "Моя семья как часть России"

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедуш...

\Проект «Моя семья – как часть России»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...