Предметно-развивающая среда
материал (подготовительная группа) на тему

Калайчева Медули Давидовна

Описание предметно-развивающей среды группы "Сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда

старшей группе (6-7лет) «Сказка»

 Познавательное развитие

        Познавательный центр развития организован и представлен с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

        Уголок ФЭМП. В нём располагаются: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, геометрические фигуры (плоские и объемные), карточки с цифрами, знаками сравнения, счётный материл, разнообразный демонстрационный материал и наглядные пособия ( в виде плакатов с составом числа, числовые ленты и т, д.) которые позволяют воспитателям создавать ситуации позволяющие воспитанникам проявить самостоятельность в решении образовательных задач. Здесь также представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, игры на развитие мелкой моторики руки, дидактические игры, в том числе созданные своими руками: «Состав числа», «Число сбежало», «Считалка», «Окошечки», картотека игр, картотека графических диктантов, наборы плоских геометрических фигур из картона,  наборы цифр и т.п.

  Уголок ФЭМП решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

        Уголок природы и экспериментирования. В уголке природы и экспериментирования, созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями.

Природный уголок содержит в себе:

  • различные виды комнатных растений.
  • инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.;
  • дидактические игры экологической направленности;
  • серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир;
  • контейнеры с коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов
  • гербарий «Растения города Иваново» и т. д.
  • календарь природы и погоды.

Весной с детьми проводится проектную деятельность «Огород на подоконнике».

Уголок опытно-экспериментальной деятельности оснащён картотекой занимательных опытов; природным материалом: грунт, камни, минералы, семена, крупы и т.п. В уголке представлен материал, для осуществления опытной деятельности: мерные стаканчики, шары, пакеты, глина, песок и т. д. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации и календарь погоды.

         Уголок конструирования. В нём в большом разнообразии представлены конструкторы разных видов, размеров и форм и материалов, схемы построек,  пазлы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки, а из конструкторов с маленькими деталями, постройки сооружаются за столом в  игровом уголке. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, а это  в свою очередь позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Речевое развитие

        Уголок речевого развития и детская библиотека. В нем помещается: книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и      иные литературные формы по тематике недели; портреты писателей и поэтов, с творчеством которого дети знакомятся в      данный момент и его литературные произведения; различные настольно-печатные игры по развитию речи; серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий; наборы парных картинок на соотнесение; разрезные сюжетные картинки и т. п.

А также игры, созданные воспитателями: «Заколдованные слова» (составление слов из первых звуков названия предметов на картинке)», «Засели домик» (слоговый анализ), «Расшифруй схему» (звуковые схемы), «Старший братец и младший братец»(твёрдые и мягкие согласные звуки), «Составь слово»  (составить слово из предлагаемых слогов), «Буквы рассыпались»(составит слово из предлагаемых букв) и т. п.

        Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

Художественно — эстетическое развитие

Уголку художественного творчества, в центре детского творчества отведено хорошо освещенное место, в его оформлении использован детский дизайн (образцы изделий декоративно -прикладного искусства из солёного теста), он доступен, эстетичен и соответствует возрастным требованиям.. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. Это бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, доски, стеки, таблицы: «Тёплые – холодные цвета», «Контрастные цвета», «Смешивание цветов»; операционные карты народной росписи: гжель, хохлома, городец , дымковская роспись, дидактические игры и т. п.

Для знакомства с народно – прикладным искусством имеется в наличии учебно - наглядный материал, образцы предметов народного промысла, игрушки. Представлен материал для ознакомления с различными жанрами изобразительного искусства; образцы  с различной техникой изобразительного творчества (пластилинография, оригами, аппликация из ниток и т. д.); книжки-инструкции для самостоятельной деятельности,  разнообразные дидактические игры, магнитная доска для постоянно организуемых выставок детского творчества.

Из оборудования для конструирования есть бумага различного цвета и фактуры, схемы построек, операционные карты для оригами, а также бросовый и природный материал.

        Этот уголок способствует формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

       Уголок театрализации. В уголке театрализации, в центре детского творчества, дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый). Ширма, ролевые маски, атрибуты, костюмы, украшения и т  п., для разыгрывания  сценок, спектаклей. Этот уголок способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.

       Музыкальный уголок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для формирования интереса к музыке обновлены музыкальные инструменты: шумовые инструменты, погремушки, колокольчики, дидактические игры, портреты великих композиторов.

В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  так же различные сказки.

Физическое развитие

 В группе мебель расставлена таким образом, что позволяет обеспечить максимальную двигательную активность. Целью создания уголка физического развития, является развитие двигательной активности и физических качеств детей.

          Уголок физического развития содержит в себе  физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли, массажные мячики, мат, маски и т. д. ) и оборудование изготовленное руками воспитателей: разнообразные дорожки здоровья, мешочки, игры «Воздухобол» и т.п. А также картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности и в свободной деятельности детей.  

       Данный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

 Социально-коммуникативное развитие

      Уголок безопасности в группе, помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения и формированию ценностей здорового образа жизни. Он отражает безопасность дома, на улице, дороге (ПДД) и пожарную безопасность. Уголок оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Это и макет перекрёстка, дорожные знаки, транспорт, материалы для С/Р игр: «Перекрёсток», «Я водитель», напольные дороги; настольно – печатные игры: «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки» «Хорошо и плохо», картотека сказок, загадок и стихов о ПДД, игра «Дорожные знаки» созданная совместными усилиями детей и воспитателей; плакаты: «Правила дорожного движения», «Правила поведения на улице и дома», «Правила пожарной безопасности», «Дорожные знаки»; иллюстративный материал.

       Уголок патриотического воспитания, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и Иваново: герб гимн, флаг, портрет президента. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, занимательная информация об  известных детям уникальных   архитектурных произведениях города (фотографии).

        Игровой центр позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

       Игровой центр создаёт условия для стимуляции творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

       Уголок сюжетно-ролевой игры включает в себя кукольный уголок: куклы разных видов и размеров, кроватка и мебель для кухни, наборы посуды, набор постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Набор инструментов. Наборы атрибутов для с-р игр: «Парикмахерская», «Больница», «Кафе», «Я - строитель». В нем оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

       Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

 Уголок дежурства способствует формированию умения выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность. Уголок дежурств содержит: график, фартучки. Методические пособия с правилами сервировки стола и поведения за столом, алгоритм навыков самообслуживания. Картотека пословиц и поговорок о труде.

Информационно–просветительская работа с родителями

       Раздевалка группы оснащена красочными стендами для родителей: «Минуточку внимания», «Уголок для родителей», «Объявления», «Поздравляем», «Списки на шкафы», «Группа «Сказка»», «Советы психолога», «Доктор советует», «Музыкальный уголок», «Уголок Безопасности». На этих стендах размещается периодически сменяемая информация по детскому саду, консультации и советы родителям. А так же сменный материал в которых содержатся рекомендации  для родителей по организации наблюдений  за природой во время прогулок, по выбору художественных произведений для чтения. Здесь же  приведены описания игр и упражнений, в процессе выполнения которых будут развиваться мыслительные операции, речь, моторика дошкольника. Выставки детского творчества для родителей организуются на магнитной доске «Наше творчество»

         Спальня, место отдыха оснащено выдвижными кроватями для дневного сна детей. Интерьер группового помещения выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей и исключает перевозбуждение детей во время пребывания в группе.

         Уголок уединения – островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Уголок расположен таким образом, что ребёнок чувствует себя «закрытым» от остальных детей и воспитателя.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы «Сказка»  создана с учетом ФГОС ДО. Она  содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна и отражает содержание всех образовательных областей.  Развивающая предметно-пространственная среда группы построена таким образом, что даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности,  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и  взрослых, а подбор пособий и оборудования учитывает возрастные и гендерные особенности  детей 6-7 лет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...