Главные вкладки

    «Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
    проект на тему

    Трифонова Наталья Викторовна

    «Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

    Первый слайд.

    Музыка является единственно по-настоящему воспитывающая духовно-нравственное, патриотическое начало, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывает его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывает нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:

    Второй слайд.

    -всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;

    -активизация познавательной деятельности детей;

    -воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

    -овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

    Третий слайд.

    Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами, систематизирует и активизирует деятельность и способствует рождению нравственного и духовного мира ребенка. В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Мы с детьми подготовительной группы провели проект

    Четвёртый слайд.

    «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне».

    Пятый слайд.

    Актуальность проекта:

    Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить к ребенку любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к матери, семье,  уважение к армии, своей стране.  Ведь все это и составляет истоки нравственно-патриотического воспитания, которое зарождается в познании дошкольника, а формируется в процессе систематического и целенаправленного развития. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

    Шестой слайд.

    Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий.

    Продолжительность проекта: декада.

    Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

    Возраст детей: 6 - 7 лет

    Седьмой слайд.

    Цели: Познакомить детей с историей создания песен военных лет Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство патриотизма у детей через патриотические песни военных лет, развивать музыкальную культуру, приобщать к патриотическим музыкальным произведениям, формировать всесторонне развитую, целостную личность.

    Восьмой слайд.

    Задачи:

    1 - Расширить музыкальный кругозор детей;

    2 - Познакомить  с образцами лучших песен военных лет;

    3 - Видеть  взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песен);

    4 - Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны;

    5- Воспитывать чувство патриотизма через песни военных лет;

    Девятый слайд.

    План реализации проекта

    Десятый слайд.

    1 этап – подготовительный

    1 - составление плана деятельности,

    2 - подборка консультативного и наглядного материала для воспитанников и родителей,

    3 - пополнение предметно развивающей среды для реализации участников проекта,

    4 - подбор музыкальных произведений на военную тему,

    5 - подготовка цикла бесед о содержании песен о ВОВ.

    Одиннадцатый слайд.

    2 этап – Практический.

    Реализуя проект, мы провели цикл занятий по ознакомлению  с песнями о Великой Отечественной войне, и назвали его «Песни, с которыми мы победили».

    1 – НОД «Песни грозовых дней (патриотические)».

    Первое занятие мы посвятили «Песням грозовых дней». Я предложила детям послушать песню «Священная война»,  которая родилась в первые  дни войны.  Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач. Дети определили, что у этой песни энергичная мелодия, чёткий ритм и похожа она на марш. В этой песни большая сила и энергия. Звучат фанфары.  И мелодия превращает эту песню в величественную песню – гимн.

    2 – НОД «Лирические песни фронтовых дней».

    Второе занятие было посвящено «Лирическим песням» о войне, где продолжили беседу с детьми о песнях военных лет.  Дошкольники слушали самую любимую в народе песню «В землянке», муз. К. Листова, сл.А.Суркова. Дети определяли, что эта песня другая: звучит тихо, задумчиво, нежно, спокойно, ласково. Гитара или гармонь всегда были рядом с солдатом, и они в минуту отдыха пели задушевные песни.

    3 – НОД «Прощальные песни, или долгая дорога войны».

    На третьем занятии мы вновь отправились в путь по военным дорогам и познакомились с «прощальными» песнями «Нам дороги эти позабыть нельзя». Я рассказала детям, что эта песня полна усталости и тяжести разлук. И про эти дороги была написана песня «Дороги», муз. А.Новикова, сл. Л. Ошанина.  

    4 – НОД «Звучащие песенные памятники (песни о войне, написанные после войны)».

    На четвёртом  занятии мы вновь говорили о песнях военных лет, хотя война уже отгремела. И называлось оно «Звучащие песенные памятники» (песни о войне, но написанные после войны). Дети прослушали взволнованную песню «Алёша», муз. Э.Колмановского, сл. К. Ванштейкина. И закончился наш долгий путь по дорогам войны задумчивой, спокойной, печальной песней  «Журавли», муз. Я.Френкеля и поэта Расула Гамзатова в исполнении Марка  Бернеса.  Благодаря таким песням, будет всегда гореть вечный огонь памяти о Великой Отечественной войне.  

    5 - НОД «Два музыкальных произведения о войне».

     Продолжая формировать патриотические чувства у детей о влиянии музыки на настроение человека, сравнивали  различные по форме, характеру и жанру произведения: «Седьмая симфония» Д.Шостаковича и песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова. Во время войны Д.Шостакович написал Седьмую симфонию, которая стала великим произведением, которое вдохновило и воодушевило людей, поднимало у них боевой дух. Музыка -  это великая сила. В блокадном Ленинграде, окружённом фашистами, музыка помогла голодающим людям выжить, не пасть духом, найти силы на борьбу и победить. Симфония -  это сложное большое произведение. Детям было  предложено послушать только отрывок из этой симфонии, в которой очень ярко прозвучала тема нападения фашистских захватчиков. По жанру это марш. Мы услышали грозную, страшную музыку, именно так хотел Шостакович  воздействовать на людей. После прослушивания симфонии люди с новой силой были готовы идти в бой против фашистских захватчиков, чтобы защитить своих родных и близких. Однако музыка может создать и светлое, радостное настроение, передать чувство гордости за свою непобедимую Родину.  Песня «День Победы» композитора Давида Тухманова написана тоже в маршевом жанре, но она несёт радостное волнение, восторг и чувство победы.  Песня звучит гордо, торжественно, победно. Она написана через много лет после окончания войны. Её всегда исполняют в День Победы по радио, телевидению, на улицах, концертных площадках.  

    3 этап.

    Двенадцатый слайд.

    Презентация проекта. Праздник посвящённый Дню Победы  «Спасибо солдат, что ты Родину спас».

    Приложение: 

    Участие детей и родителей  в митинге п.г.т. Балашейка на День Победы  и пройти с «Бессмертным полком».

    После занятий мы с ребятами, воспитателями и родителями совершили экскурсию к обелиску Славы в парк п.г.т. Балашейка ДК «Юность» с возложением цветов. В детском саду  мы с детьми для закрепления песен военных лет  поиграли в  музыкально дидактическую игру «Угадай мелодию» где по вступлению песни определяли название песен  военных лет.

    Тринадцатый слайд.

    Закончился наш проект праздником, посвящённым Дню Победы «Песни, с которыми мы победили» с детьми подготовительной группы с участием ветеранов и тружеников тыла п.г.т. Балашейка. Здесь собрались два поколения детей и ветеранов, где пели, как бы соревнуясь между собой патриотические песни. Гостям, ветеранам, труженикам тыла, детям была предоставлена презентация «Спасибо солдат, что ты Родину спас» со слайдами фотографий о наших ветеранах, героях участников ВОВ п.г.т. Балашейка.  Дети выучили и пели программные песни «Вечный огонь», муз.А.Филиппенко, сл.ДЧибисова. «Миру– мир», муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой. Песню «Идут ветераны», муз. сл З.Рот. «Прадедушка», муз.А.Ермолова, сл.М.Загота, «Мир нужен всем», муз.В.Мурадели, сл. С.Богомазова. А также в исполнении ветеранов и тружеников тыла вокальной группы «Рябинушка» прозвучали песни «Баллада о солдате», муз.В.Соловьёва – Седова, сл.М.Матусовского. Песня «Огонёк», муз. М.Макроусова, сл.М.Исаковского. Песню «Катюша» исполнили все вместе, дети,  вокальная группа «Рябинушка и воспитатели детского сада. Под песню «Синий платочек», муз. Ежи.Петербургского, сл.Я.Галичкого девочки станцевали танец с платочками. В исполнении воспитателей прозвучала песня «В землянке», иуз.К.Листова, сл.А.Суркова. И в заключение  праздника вокальной группой «Рябинушка» была исполнена песня «Хотят ли русские войны» музыка — Эдуарда Колмановского, слова — Евгения Евтушенко,   как бы подытожить песней, протест против войны и призыв к миру. В знак уважения к ветеранам и незабываемой встрече дети вручили гостям цветы и на память сфотографировались на общую фотографию.

    19 -20 - 21слайды.

    Воспитанники детского сада и воспитатели приняли участие в концертной программе в ДК «Юность»  и пришли к обелиску на парад с «Бессмертным полком».

    Заключение

    В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы: через песни и музыку военных лет  проект поможет детям дошкольного возраста в формировании нравственных качеств, воспитанию чувства любви к Родине и гордости за героизм нашего народа, развитию чувства уважения к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, а главное, единению в борьбе за мир.

    Список используемой литературы.

    Журналы:

    «Старший воспитатель» 2010год.

    «Музыкальный руководитель», 2006год, 2010год. 

    Песни Великого Подвига «День Победы» Музыка 1985.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями».

    Краткосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями»....

    «Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».текст

    laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»....