Роль музыкальных игрушек и инструментов в жизни дошкольника.
статья на тему

Наумова Наталия Александровна

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muz.igrushek.docx23.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №201» городского округа Самара

РОССИЯ, 443058, г.САМАРА, ул. Средне-Садовая,1а

Тел.: (846) 995 28 89  факс: (846) 997 13 28 e-mail: dou201samara@rambler.ru


Роль музыкальных игрушек и инструментов в жизни дошкольника.

Сообщение музыкального руководителя Наумовой Н.А. к педсовету

«Игра-дело серьёзное»

2018

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес.

     Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
      Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.
Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

        В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь  определенный  тембр,    быть  доступными  детям   по   своему   размеру  и   весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
        В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения  и приемами игры на них.
Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать  в оркестре, как равноправные инструменты. 
   Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

Виды инструментов:

    В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды. 
     Беззвучные:  Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баяны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети  воображают себя «музыкальными руководителями» , и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни,  или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка. 
Звучащие:

 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники. 
2. Игрушки-инструменты, издающие
звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки. 
3. Игрушки с
фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них - действия детей носят только механический характер. 
4. Игрушки-инструменты с
диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

     Существует определенная  классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно    воспользоваться   и   применительно   к   детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность. 
     Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
      Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку  инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. 
      Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. 
      Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу. 
      Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента. 
       Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. 
         В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д. 
         В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике. 
Для развития 
звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой».            Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками. 
          Для развития 
ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. 
         Для развития 
тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок. 
Для развития 
динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра «горячо-холодно»).
Задачи обучения

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. 
   Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительной группах. 
    В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах. 
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений. 
Дети должны  знать:
-названия инструментов; 
-характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д.), 
-правила пользования инструментами и их хранение; 
-приемы игры на них; 
-расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;.

Дети должны   научиться: 
-владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре; 
-правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках;

 -приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы; 
-играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру; 
-пользоваться элементарными динамическими оттенками; 
-играть индивидуально простейшие песенки, попевки; 
-приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; 
-импровизировать ритмические и мелодические попевки.

 

Дети, играя на музыкальных инструментах,  удовлетворяют  свои   индивидуальные запросы,   интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно. Кроме развития у детей слуха, ритма, дыхания, игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных игрушек и инструментов для развития музыкальных способностей в детском саду

Консультация для ознакомления  об использовании музыкальных игрушек и инструментов для развития способностей детей...

"Музыкальные игрушки и инструменты в жизни детей"

Консултация для педагогов "Музыкальные игрушки и нструменты в жизни детей!...

Консультация для родителей и педагогов ДОУ "Музыкальные игрушки и инструменты в жизни дошкольника"

Рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по использованию музыкальных игрушек и инструментов в игровой деятельности  дошкольников....

Детские музыкальные инструменты в жизни дошкольников.

Цели, задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с ФГОС ДО....

Шумовые музыкальные инструменты в жизни дошкольника от рождения до школы.

Сегодня исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическ...