Педагогическая находка. Конспект НОД по опытно - исследовательской деятельности "Живой вулкан" для детей 5 -6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лаптандер Татьяна Александровна

Педагогическая находка. Конспект НОД по опытно - исследовательской деятельности для детей 5 -6 лет "Живой вулкан".

Интересное, увлекательное приключение с помошником профессора Энштейна, позволит детям окунуться в мир исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД "Живой вулкан" 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка» общеразвивающего вида

629640 ЯНАО с. Мужи Шурышкарского р-на ул. Советская 21

Телефон/факс 8(34994)21-4-71 E-mail: doualenushka@mail.ru

Конспект НОД

по опытно – исследовательской деятельности

«Живой вулкан»

Старшая группа.

Подготовила: воспитатель

Лаптандер Т.А.

Февраль 2018г.

 Конспект НОД по опытно -  исследовательской деятельности

 «Живой вулкан» 5 – 6 лет.

Доминирующая образовательная область: познавательно – исследовательская.

Цель: познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, профессией вулканолога.

Задачи:

Познавательное развитие:

Ознакомление детей с происхождением камня пемза. Знакомство с природным явлением – вулкан, с его строением и происхождением.

Развитие познавательной активности, формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности с помощью использования карточек-схем; формирование опыта соблюдения правил техники-безопасности во время проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Речевое развитие:

Расширение словарного запаса на основе формирующихся у детей представлений о мире; активизация словарного запаса в речевой практике: вулкан, кратер, жерло, лава, пемза, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, вулканологи.

Социально – коммуникативное развитие:

Воспитание стремления у ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; равноправных, доброжелательных отношений между сверстниками; волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Материал и оборудование: чемоданчик «Мини-лаборатория» (пемза, лупа, пинцет, перчатки, маска); мягкие кресла «Груша» на каждого ребенка; оборудование для просмотра слайдов и видеоролика; столы; стулья; мольберт; макет вулкана на каждого ребенка и воспитателя; изображение строения вулкана;  картинки с изображением вулканов; магниты; картинки с изображением вулканологов;  поддоны; сода; уксус пищевой; пищевой краситель красного цвета; моющая жидкость; ложки; колбы с водой; салфетки; стаканы; маски; халаты; очки защитные; перчатки; шапочки защитные (на каждого ребенка).

Виды детской деятельности:

Игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская.

Методы и приемы, используемые в ходе НОД:

-   Словесный: беседа, вопросы, рассказ воспитателя;

- Наглядно-демонстрационный; рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжета;

-    Практический; проведение опыта.

Предварительная работа: изготовление макета вулкана; беседа.

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Я рада встрече с вами. Посмотрите сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поприветствуем наших гостей.

Ребята у меня сегодня отличное настроение! Потому что, я сегодня встретилась с такими замечательными детьми, как вы. А у вас какое настроение? Здорово, одно моё отличное настроение, и ваше, это уже много отличных настроений! Давайте мы с вами поделимся хорошим настроением, с нашими гостями.

Воспитатель: Ой, смотрите, что это?

Какой-то странный чемодан! Интересно кто его сюда положил? Что там находится внутри? Давайте мы попробуем его открыть.

Дети совместно с воспитателем открывают чемодан, рассматривают содержимое. Воспитатель обращает внимание на необычный камень «пемза».

Воспитатель: Ребята, что это такое? Да, это действительно камень. Давайте потрогаем его, какой он на ощупь?

Ответы детей, предположения как можно его использовать.

Этот необычный камень называется пемза, наши бабушка и дедушки использовали его для отмывания рук от грязи. А как его используют сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель: Пемза нам необходима для снятия огрубевшей кожи с рук и пяточек.

А вы знаете о происхождении пемзы?

Ответы детей.

Воспитатель: Во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые потом застывают, и получается вот такой камень - пемза.

Воспитатель: Хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?

Показ слайдов «Легенда»

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Ну что интересная легенда? Так представляли вулкан люди в древности, а как же дело обстоит на самом деле?

Я предлагаю вам пройти на стульчики и посмотреть фильм про вулкан.

Дети садятся на стулья, просмотр видеоролика «Вулкан».

Воспитатель: Ну что ребята понравился вам фильм? А сейчас я проверю внимательно, ли вы смотрели, и что вам больше всего запомнилось.

Вопросы по фильму. Дети отвечают.

Воспитатель: Что такое вулкан? Расскажите мне, из каких частей состоит строение вулкана? Какие бывают вулканы?

Воспитатель: вулкан – это сооружение, сложенное из лившейся на поверхность лавы. На верхушке вулкана находится воронка, она называется – кратер. Внутри вулкана есть канал - жерло, по которому вытекает наружу лава. Извержение вулкана начинается с выбросов газов и вулканического пепла.

Воспитатель: Сейчас приглашаю всех пройти к столу, и посмотреть, что там такое лежит?

 Воспитатель: Ребята нам с вами нужно из всего этого сложить макет вулкана. Кто мне поможет?

Давайте начнем с основания вулкана, на что оно похоже? …

Теперь установим кратер, жерло, и саму лаву. Замечательно! У нас с вами получился вулкан! А какой он, спящий или действующий?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами справились с заданием, и закрепили строение вулкана. 

Воспитатель: Как вы думаете, как называют ученых, которые занимаются изучением вулканов?  Может быть, кто-то знает?

Ответы детей. Рассказ Егора

Воспитатель: Да совершенно верно, этих ученых называют вулканологами.

С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. Каким нужно быть человеком, чтобы стать вулканологом? (ответы детей)

Показ слайдов «Профессор» 1-2 слайд.

Воспитатель: Теперь нам необходимо пройти в мою научную лабораторию.

Дети, вместе с воспитателем проходят к столу с большим макетом вулкана. Садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, я для вас изготовила макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий вулкан. Хотите я, его разбужу? В этом мне поможет чемоданчик, который мы нашли. При проведении опыта, я должна одеть специальную защитную одежду и повторить правила техники безопасности.

Воспитатель: Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и опасные. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Воспитатель: Для проведения этого опыта мне необходимы следующие ингредиенты;

- сода пищевая. Где в хозяйстве её применяют, ваши мамы?

- моющее средство.

- пищевой краситель красного цвета.

- вода.

- уксус. Внимание, уксус очень опасен, его нельзя использовать без взрослых!

А где применяется уксус?

Проведение опыта.

Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Интересно?! Вы теперь настоящие вулканологи и можете самостоятельно проделать такой же опыт в своих мини лабораториях.

Дети проходят в мини лабораторию.

Воспитатель: Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, и все необходимое для проведения опыта. Давайте еще раз повторим правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить. Еще для вас подготовлена схема, которая поможет вам в проведении опыта.

  • Насыпать 1 ложку белого порошка «Сода» в макет вулкана.
  • Налить в стакан воду из колбы, добавить краситель и моющее средство из шприца. И все перемешать.
  • Внимание! Уксус наливать буду я.
  • Все содержимое стакана, перелить в макет вулкана.

Дети с помощью воспитателя проделывают опыт.

            Воспитатель: Теперь наблюдайте за извержением ваших вулканов.

Воспитатель: Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили … - У кого очень быстро извергалась лава? … - Когда быстрее извергалась лава? …

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы все справились с поставленной вам задачей. Из вас получились хорошие вулканологи.

Воспитатель: Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана?

Воспитатель: Сейчас предлагаю поиграть в игру «Угадай вулкан».

Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.

Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?

Просмотр слайдов «Профессор», 3 -4 - 5 слайд.

Вручение подарка «Лаборатория воды» (настольная ).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше с вами интересное приключение.

И я должна с вами попрощаться. До свидания! До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка . Конспект НОД во второй младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Воздух и его свойства».

Педагогическая  находка . Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Воздух и его свойства"...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».Цель:  Развивать познавательные способности и познавательную акт...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для детей среднего средней группы «Для чего нужен воздух»

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для детей среднего средней группыТема: «Для чего нужен воздух»Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и...

Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...

Педагогическая находка. Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Методическая обработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"....