Развивающая предметно-пространственная среда
статья на тему

Галина Эдуардовна Васильева

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая  среда  детства  —  это  система,  обеспечивающая  полноценное  развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного  и  социального  развития  детей.  К  ним  относятся  природные  среды  и  объекты, культурные ландшафты (парк, сад),  физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая  среда,  детская  библиотека,  игротека  и  видеотека,  дизайн-студия,  музыкально-театральная  среда,  предметно-развивающая  среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая  среда  детства  —  это  система,  обеспечивающая  полноценное  развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного  и  социального  развития  детей.  К  ним  относятся  природные  среды  и  объекты, культурные ландшафты (парк, сад),  физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая  среда,  детская  библиотека,  игротека  и  видеотека,  дизайн-студия,  музыкально-театральная  среда,  предметно-развивающая  среда.

Основные общие требования к развивающей предметно-пространственной среде:

●  Предметная среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры.

●  Предметная среда должна инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой.

●  Предметная среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, и гры),

так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т.е.

обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать

решению задачи создания зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский).

●  Предметная среда наряду с консервативными  компонентами должна иметь часто

меняющиеся  составляющие,  которые  проблематизируют  взаимодействие  с  ней,  побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также в связи с этим и к наделению как их, так и  консервативных компонентов  новыми смыслами. Это порождает  идеи, образы, новые способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.

●  Предметная  среда  должна  обеспечивать  возможность  ребенка  жить  в  разномасштабном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб  «глаз  —  рука»), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых.

●  Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания

традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

●  Базисной характеристикой развивающей предметной среды является ее дизайнерское, в том числе стилевое решение. Предметная среда детского учреждения не должна быть

загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей.

●  В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных

традиций  развивающая  предметная  среда  предполагает  вариативность,  что  обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.

В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой крайне

ограничены, очень важно создать в здании и на территории детского сада (там, где это возможно) варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности дошкольников: уголки природы, мини-лаборатории, разнообразные мини-музеи, экологические комнаты, зимние сады, экологические тропинки.

Особое значение имеет предметная среда ведущей деятельности дошкольника  —  игровой.

Она обязательно должна включать игрушки для развития сюжетной игры. К  старшему  дошкольному  возрасту  предпочтение следует отдать обобщенной модульной среде, которая может принимать любые значения в смысловом поле игры. Стремление старшего дошкольника к реалистичной игрушке находит разрешение  в  создании  из  разных  поделочных  материалов  детализированной  самодельной среды, создаваемой детьми по ходу игры в соответствии с их игровыми замыслами.

Для всестороннего развития детей в группе созданы различные центры активности:

•        «Центр науки» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (опыты и эксперименты).

•        «Центр развивающих игр» (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами)

•        «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

•        «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

 «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

•        «Физкультурный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

•        «Центр строительства» (разнообразные конструкторы, схемы для конструирования, игрушки для обыгрывания построек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....