Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях
материал по теме

Прохорова Евгения Васильевна

Переосмысление ценностных ориентиров воспитательной системы дошкольного детства в свете духовно-нравственных традиций российского общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление31.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Переосмысление ценностных ориентиров воспитательной системы дошкольного детства в свете духовно-нравственных традиций российского общества»

Е.В. Прохорова,

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

 Детский сад №2 «Сказка»

г. Холмска, РФ

Воспитывать человека – значит

                                                                                               определять судьбу нации.

                                                                                        Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Одна из   актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня и даже вчера - это духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И она должна решаться всеми, кто имеет отношение к воспитанию детей. Наша страна переживает сложный исторический период. И дело не в том, что меняются политические системы и разваливается экономика. Страшно то, что разрушается личность. В наше неспокойное время, стали привычными такие слова как «безнравственность», «бездуховность», «насилие». Все чаще в своей речи мы используем иностранные слова, смотрим иностранные фильмы, мультфильмы. Все это ведет к потере интереса к истории своей страны, к своим традициям и обычаям. Никто не станет отрицать, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными и как следствие, у детей искажаются представления о справедливости, доброте, великодушии, милосердии. Все изложенное свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой и безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы».

Руководители нашего государства, лучшие умы нашего педагогического сообщества, родительская общественность в поиске путей духовного возрождения России. Считаю, что обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.

           Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования.

           Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает нам такое право.

Общество тогда лишь может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.

Христианство, придя на Русь, слилось с традициями русского народа и духовно обогатило ее. Издавна, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, этическое и эстетическое развитие, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Основной принцип христианского совершенства — это свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо».  

Православные принципы любви, красоты и гармонии в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. И если руководствоваться именно этими принципами можно преодолеть кризис внутреннего мира человека, культуры, науки, образования. Православная педагогика обращает свое внимание на воспитание конкретной личности, которая должна нести ответственность не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

Воспитание начинается с младенчества, с того момента, как говорится в народе «пока дитя лежит поперек лавки». Эта народная мудрость созвучна со словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Маленьких детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте дети легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все, что хотите отпечатать на ней — как ваши дурные примеры, так и благочестивые слова и всякий светлый и чистый пример». Недаром гласит народная пословица: «К чему в юности привык, то в старости сделал».

Много лет, работая с маленькими детьми и наблюдая за их дальнейшей судьбой, видим, что если не сформированы духовно-нравственные скрепы, то в зрелом возрасте   данное упущение может обернуться трагедией. К сожалению, с начала девяностых годов прошлого века в дошкольном воспитании нескольких поколений многое было упущено.

Современные молодые люди характеризуются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. Уже у многих подростков отсутствует чувство Родины, они испытывают под влиянием средств массовой информации чувство национальной неполноценности, неуважение к своей истории, не интересуются историей своего рода. Полностью утрачены представления о жертвенном или бескорыстном служении Отечеству и ближним. Продолжается разрушение института семьи через активное половое просвещение. Постепенно утрачиваются формы трудовой коллективной деятельности. Дети уже не примеряют на себя социальные роли строителя, солдата, офицера, врача или спасателя как было ещё совсем недавно (в советском прошлом). Герои современных детских игр носят отрицательный характер с точки зрения норм морали. Все это свидетельствует о возникшей глубокой пропасти в общественном образовании и воспитании. И обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного и нравственного возрождения России, особенно актуально.

На сегодняшний день перед педагогами стоит сложная задача просвещения родителей, как самых авторитетных для ребенка людей. Понимая эту проблему, мы сделали для себя вывод, что, живя в православной стране нам не грех обратиться к положительному опыту родительства церковных служителей в свете духовно-нравственного воспитания.  

В современную воспитательную систему дошкольного детства на наш взгляд необходимо вернуть дореволюционные традиции семейного воспитания, их опыт по выстраиванию здорового отношения к семье, как малой Родине, а, следовательно, и любви к своему Отечеству и народу.

Детская душа очень пластична в этом возрасте и наиболее податлива для усвоения духовно-нравственных понятий и ценностей, формирования устойчивых нравственных поведенческих навыков и привычек. Задача призванных воспитывать взрослых – не упустить данный шанс.

Наше государство, понимая всю важность данной задачи, немало делает в плане духовно-нравственного воспитания общества. Задача же педагогов детского сада – воспитание самых маленьких россиян. Одним из направлений дошкольной образовательной программы является раздел «Нравственное воспитание». Проведенный анализ педагогической работы с детьми и педагогами на начало учебного года помог увидеть коллективу сильные и слабые стороны в этой работе.  

 В начале этого учебного года были наработаны методические рекомендации, перспективные планы, намечены формы работы, отобрана необходимая методическая и детская литература, разработана система мер для обеспечения психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения их компетентности в вопросах воспитания детей.

Решение данных задач   поставило нас перед необходимостью спланировать данную работу по следующим направлениям:

  • работа с детьми группы, начиная с младшего возраста по воспитанию нравственного поведения в среде сверстников и со взрослыми;
  • проведение образовательных занятий, бесед духовно - нравственного содержания;
  • изучение генеалогического древа своего рода;
  • организация выставок: кукол в национальных одеждах народов России; изделий исконных российских народных промыслов; предметы быта в славянской семье;
  • организация книжного уголка, авторские выставки книг; детского творчества;
  • проведение литературных досугов, турниров, КВН, участие в детсадовских праздниках;
  • участие в работе детсадовского театрального кружка «Солнечный театр» (старший возраст);
  • сопровождение всех режимных моментов повседневной жизни детей с нравственным назиданием взрослого;
  • периодическое отслеживание тематики детского чтения в семье;
  • экскурсии по памятным местам нашего города с привлечением родителей, в краеведческий музей, встречи с ветеранами ВОВ и трудового фронта;
  • просвещение родителей по вопросам воспитания детей на основе традиций семейного воспитания прошлых лет.

   Реализуя план работы по духовному воспитанию у себя в саду мы проводим праздники православного содержания, которые включают в себя народные игры, беседы, кукольные спектакли, либо драматизацию, в котором непосредственное участие принимают как дети так и зрители из числа родителей, сотрудников детского сада. Слушаем в записи колокольные звоны. Учимся правильно вести себя в Храме. Детям читаем художественные произведения к празднику, учим стихи, беседуем о семейных традициях Православного праздника, рассматриваем картины русских художников, иллюстрации, иконы. Заканчивается праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.

Придумываем к ним продолжение, рисуем свои впечатления о празднике. Но на этом всё не заканчивается, ведь потом дети рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома.

Атмосфера веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Нужно отметить, что наши праздники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум.

Стараемся закрепить впечатления детей экскурсией в Храм (по разрешению родителей). Главной для себя ставим цель: оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

 В результате всей этой целенаправленной педагогической работы в будущем мы надеемся получить духовно-развитую личность. Что мы вкладываем в это понятие?

  •  Духовный человек — это человек с сильным национальным характером; он интеллектуально развит, владеет родным языком, а также одним из иностранных языков, он сознает ответственность за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего - это человек, знающий свою национальную культуру, свои истоки;
  • духовный человек - это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважающий детство и старость, осознающий ценности семейной жизни и ее роль в духовном и физическом воспроизводстве нации;
  • духовный человек-это человек, который бережно и заботливо относится к природе осознавая необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий. Сегодня это главный долг современных поколений перед природой.
  • - Духовный человек - это человек, овладевший основами культурного поведения и речевого общения. Он тактичен и деликатен.
  • - Духовный человек - это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном.

Глядя на нынешнее безнравственное поколение, мы педагоги не опускаем рук, понимая, что плоды нашего воспитания будут видны лишь только в отдаленном будущем, и останавливаться нам нельзя. Необходимо совершенствоваться и искать для нас новые формы работы: взаимодействие со служителями религиозного культа, изучением с детьми христианских ценностей, знакомство с архитектурой и внутренним обустройством культовых сооружений города, с иконописью, как одним из направлений русского искусства.

      Вся эта многогранная работа неразрывно связана с другими сторонами жизни ребёнка в детском саду, всеми видами детской деятельности: художественно-эстетической, познавательной, социально-коммуникативной и в физическом развитии. Главный наш принцип педагогического воздействия — это опора на позитивные стороны личности ребёнка, оптимизм – всё то, что характеризует взаимодействие на высоком уровне культуры.

          Самым осведомленным человеком в вопросах детского воспитания является воспитатель дошкольного учреждения. Мы формируем детскую личность: учим уважать своих родителей, любить свою семью, Родину, родной край, воспитываем детей в духе христианской добродетели, поощряем интерес детей к событиям, происходящим в стране, закрепляем знания о символах России.              

Таким образом, сегодня многое, делая для воспитания души маленького человека мы искренне надеемся, что вырастет поколение, воспитанное на истинных ценностях и сможет безошибочно отличать истину ото лжи, добро от зла, красивое от безобразного, подлинно художественное от подделки, вечное от преходящего, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Завершая свой доклад о существующих проблемах в общественном сознании хочу закончить его на лирической ноте

Хочется крикнуть людям:                         В мире без ласки, знайте,

Будьте щедрей на ласку,                         Слёзы, дожди, ознобы...

Путь человека труден,                                Взрослым и детям, знайте,

Мало похож на сказку!                                 Ласка нужна - не злоба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на V Кирилло-Мефодиевских чтениях в рамках городских Дней славянской письменности и культуры "Памятник любви на Бородинском поле" (История жизни Маргариты Тучковой)

Выступление на  V   Кирилло-Мефодиевских  чтениях в рамках городских Дней славянской письменности и культуры "Памятник любви на Бородинском поле" (История жизни Маргариты Тучковой)...

Доклад в рамках V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ 2018год

Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс на Фестивале ценностно-ориентированных воспитательных практик ДОО "Приобщение детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития" в рамках 18 -х областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений

Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи: 1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобре...

Доклад в рамках научно-практической конференции "Кирилло-Мефодиевские чтения -2022" Докладчик: Грязнова Т. М. воспитатель МАДОУ №113 "Капитошка" г.Улан-Удэ

Аннотация: Материал даёт характеристику и описание программы по духовно-нравственному воспитанию «Дорогой Благодати»,  в статье рассматривается понятие и основные положения «дух...

Тематические занятия для воспитанников ДОУ «Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий» в рамках городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов.

laquo;Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий» в рамках городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов образовательных учреждений, подведомственных Управлению образованияФорм...