Статья "Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
статья

Шелепова Татьяна Константиновна

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (В. А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна. 

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно-нравственных основ. И, на мой взгляд, нельзя упускать золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла.

Начиная с детского возраста, ребенок учится постепенно постигать и вместе с тем понимать окружающий его мир. Понять, что люди разные, но относиться ко всем необходимо уважительно. Не всегда окружающая детей жизнь - хороший пример для подражания. Все более редкими становятся проявления милосердия и добра, стремление проявить великодушие и патриотизм. Даже дружба и любовь теряют искренность, становясь корыстными и фальшивыми.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 
Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Именно поэтому моя задача, помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира малыша.

Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей в нашем детском саду происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми:

-Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», «Россия – Родина моя» и т.д.);

-Проектная деятельность «Канск – ты Родина моя!», «Генеалогическое древо»      

-Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.);

-Чтение и анализ художественной литературы;

-Рассматривание иллюстраций;

-Прослушивание аудиозаписей;

-Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

В совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

-Развлечения: «Времена года», «Масленица», «Проводы зимы», «День добра»;

-Праздники: «Международный день птиц», «День земли», «День матери» и т.д.;

-Художественно-продуктивная деятельность;

-Экскурсии к памятным местам, к реке, в библиотеку, в городской музей, т.д.;

-Целевые прогулки.

Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.     

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями.

Методы работы:

  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Дни открытых дверей;
  • Проведение совместных мероприятий (Смотры-конкурсы «Дары  осени», «Умелые руки», праздники «День Победы», «День защитника отечества»);
  • Наглядная агитация (информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, фотовыставки);
  • Помощь родителей (облагораживание территории, участие в проведении праздников, мелкие ремонты).

Хотелось бы сравнить каждого нашего воспитанника с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ,
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ -
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ -
Находят в мире любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...