"Отчёт о проделанной работе кружка "Юный эколог"
материал на тему

"Отчёт о проделанной работе кружка "Юный эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Современные условия жизни характеризуются сложнейшими противоречиями между обществом, человеком и природой. Они объясняются многими причинами: несовершенством технико-технологических устройств,  ошибочностью представлений человека о неисчерпаемости природных богатств Земли, низким уровнем экологического воспитания людей. К причинам, ускоряющим экологическую катастрофу, следует отнести и низкий уровень экологического образования, приводящий к потребительскому отношению человека к природе.

   В настоящее время экологический кризис связывается с кризисом культуры человека. Экологическая культура включает знания, навыки, экологически продуманную технологию и поведение человека в природной среде, направленные на её сохранение.

   Рядом учёных выдвигается тезис о необходимости воспитания экологической культуры личности, как одного из путей решения проблемы, которое связано с освоением основных законов экологии, знанием её понятий, с формированием устойчивых привычек, компетентного поведения в природе. Воспитание экологической культуры личности происходит во время непрерывного экологического образования.

   Осознание необходимости начала экологического образования с раннего возраста имеет большое значение в настоящее время. Ведь понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное. Наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего от разнообразной деятельности людей.

   Опыт прежних лет показывает, что за отсутствие экологических знаний и убеждений, игнорирование отношений природы и человека наше государство дорого заплатило – и в моральном и в материальном отношении. Не надо, однако, думать, что эта проблема имеет только общественный характер. Она, конечно, и глубоко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, особенно семьи, имеющей детей.

   Ведь в настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра. Выживут ли будущие поколения Земли? Учёные не уверены в том, смогут ли дети 2050 года купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звёздным небом.

   Поэтому сейчас самое важное – научить маленького ребёнка любить и понимать природу; то есть учить проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру; практическим умениям, направленным на охрану природы, постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости не нанести ущерб природе.

   Поэтому, работая по экологическому воспитанию с детьми в игровой деятельности,  я выбрала не случайно. Как уже было сказано, бережное отношение к природе надо воспитывать у детей с самого раннего детства. А почему в игровой деятельности? Да потому, что дошкольное детство – это период игры. Ведь игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка и является ведущей деятельностью дошкольного детства.

   В решении задач формирования базиса личностной культуры ребёнка – дошкольника, сформированных в концепции дошкольного воспитания, первостепенное значение отводится воспитанию осознанного отношения к себе и природе потому, что это основа, на которой проходит социализация ребёнка, строятся его отношения с другими людьми, рукотворным миром. А экологическое воспитание, является важнейшей частью нравственного воспитания, и должно помочь ребёнку понять себя в окружающем мире и принять окружающий мир, в частности, природу как данность, имеющую право на существование.

   Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому, так важно формировать у детей представления о природе и формах отношений к ней.  В основе гуманного отношения к природе лежит осознание себя, как части живой природы, что обеспечивается взаимосвязью интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, через сплав «интеллекта и аффекта».

   Очень важно, научить детей видеть в обыденном-  чудесное, понимание того, что всё живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, а не мы). Одним словом, необходимо закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как дома.

   Любовь к природе, умение видеть и понимать, что же происходит вокруг нас, стараюсь формировать у детей через такие виды деятельности как:

  1. Наблюдение в уголке природы.
  2. Труд в уголке природы и на участке.
  3. Опыты и поисковая деятельность.
  4. Сбор коллекций листьев, семян, камней.
  5. Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
  7. Просмотр диафильмов о природе.
  8. Работа с календарями природы.
  9. Дидактические игры.
  10. Целевые прогулки на природу.
  11. Беседы и разговоры с детьми на экологические темы.
  12. Экологические праздники и досуги.
  13. Игры-занятия на экологическую тему.

А также веду с детьми кружок « Юный эколог» и работу с родителями.

   Длительное участие детей по уходу за растениями, рыбками, птицами в уголке природы помогает не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширяет знания детей. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. Получают представление о многообразии растительного и животного мира на Земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создать. Учу детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогаю замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. При рассматривании комнатных растений обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащейся аквариум украшают нашу группу; дети видят всё это и восторгаются красотой.

   В процессе ухода за растениями и животными формирую у детей определённые трудовые навыки, учу внимательно относиться к обитателям уголка природы, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, формирую такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное прививаю детям любовь к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день самостоятельно убирают в клетке у попугая Кеши, меняют ему воду, насыпают корм; с любовью ухаживают за растениями и рыбками в уголке природы. А сам уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.

   Работая в огороде, дети узнали, какие овощи, ягоды можно выращивать у нас в Когалыме. Какие условия необходимы для их роста и развития, как нужно подготовить почву перед тем, как посадить огород. Помогаю детям самым добыть ответ на свои вопросы, тогда знания становятся крепче, и чувство радости подталкивает детей на дальнейшие наблюдения. За время ухода за растениями на огороде дети получили навыки обработки почвы, узнали, что такое сорняки.

   Много интересных и познавательных опытов провела с детьми. Ведь недаром говорят: «Опыт – вот учитель жизни вечной!». Например, при знакомстве со свойствами воды дети получили ответ на такие вопросы:

«Есть ли форма у воды?».

«Имеет ли вода цвет, запах, вкус?».

«Как переходит вода из жидкого состояния в твёрдое».

«Превращение воды в пар» (газообразное состояние).

«Лёд – твёрдая вода».

«Животворное свойство воды» и др.

   А также провела с детьми серию опытов «Воздух – невидимка», где дети раскрывали причину наблюдаемых явлений, делая суждения, умозаключения. Например, таких:

«Ветер – это движение воздуха».

«Пузырьки воздуха».

«Волны».

«Буря».

«Пламя загрязняет воздух».

«Воздух при нагревании расширяется».

«Воздух имеет вес» и др.

При  проведении опытов у детей формировался познавательный интерес к природе, развивалась наблюдательность и мыслительная деятельность. Во время проведения опытов «Что у нас под ногами?» дети устанавливали причинно – следственные связи и узнавали что:

«Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо».

«Песок может двигаться».

«Как передвигается вода в почве?».

«Влияние состава почвы на рост растений».

«Как разрушаются горы?» и др.

   Стараюсь,побольше с детьми наблюдать, анализировать, делать выводы. Осенью и зимой провела цикл наблюдений за деревьями:

«Как различить ель, сосну?».

«Сколько лет ёлке?».

«Чем сосна не похожа на другие деревья?».

«Как себя чувствует сломанная ёлка?».

«Ель – очень красивое и полезное дерево» и др.

   Увидели и услышали дети много познавательных рассказов о деревьях, узнали мудрые и интересные «секреты деревьев» от совушки Фаины. Например, такие:

«Почему желтеют листья?».

«Как наступает листопад?».

«Зачем деревья сбрасывают листья?».

«Как дерево живёт зимой?».

   Зимой учились дети читать следы, то есть узнавать, кому они принадлежат (человеку, зверю или птице), о чём говорят эти следы.

   Во время прогулок, экскурсий знакомлю детей с основными наиболее характерными изменениями, свойственными, для каждого времени года. Осенью – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, созревание плодов и семян, подготовка к зиме зверей… Во время наблюдений обсуждаю с детьми такие интересные темы как:

«Войди в природу другом».

«Зелёная аптека».

«Лес не школа, а всех учит».

«Пожар – это беда леса!».

Принимают дети активное участие в «лечении» деревьев, уплотняют снег возле стволов деревьев, заготавливают летом и осенью семена для подкормки птиц зимой. Весной вместе с родителями сажали деревья на участке детского сада. Наблюдения показывают, что ребёнок, который вместе с взрослым (особенно с родителями) посадил дерево, не станет ломать ветки сам и не позволит делать это другим, своим сверстникам.

   На прогулках, экскурсиях учу детей прислушиваться к голосам птиц, ветра, дождя, то есть слушать музыку природы; любоваться зимним пейзажем, красками осени, заката, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.

   Стараюсь, чтобы каждый новый сезон принёс маленьким «почемучкам» новые радости, впечатления. Зимой, например, подкормка птиц является актуальной задачей для детей. Это полезное и интересное дело воспитывает заботливое отношение к живым существам – птицам.

   Любовь к природе является основой экологического и эстетического сознания человека. Поэтому я не только просвещаю, но и учу тому, как вести себя в природе. С детьми в этом направлении ведётся большая работа, потому что нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком с раннего детства. С этой целью я провела игру-занятие «Напоминающие знаки», где дети хорошо усвоили такие правила, как:

Старайся ходить по тропинкам тихо и осторожно.

Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

Не рви цветы в природе; для букетов их выращивают специально.

Не разоряй муравейники!

Не жги костры.

Бережлив будь с водой и др.

Считаю, что очень важно с раннего детства воспитать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей к не затушенным кострам, оставленному мусору, и учу детей принимать правильные практические действия.

   Для приобретения опыта поведения в природной среде использую с детьми экологические ситуации. Например, такие:

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

- Смотри, смотри, мама – птичка летает так низко, что я могу поймать её! Пусть она поживёт у нас дома.

- Нет, этого нельзя делать, - сказала мама.

   Почему она так ответила Вове?

Вывод: Мама не разрешила сыну поймать птичку, потому что знала: это был птенчик, который ещё учился летать. Взрослая птица – его мама  - была рядом. Птичка вырастет в лесу, и будет приносить пользу, уничтожая вредителей леса. А на новом месте, без привычной еды, птенчик мог погибнуть.

   Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.

   Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?

Вывод: Если каждый будет кидать в речку, что захочет, дно засорится, поднимется, воды станет меньше. А в речке живёт много рыб, растут водоросли – без воды они погибнут.

   Используя в работе экологические ситуации, учу детей улучшать природное окружение своей местности. В этом велика роль взрослого. Ведь действенная любовь, настоящая забота о природе возникают у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость!», то пользы от этого не будет. Поэтому во всём стараюсь быть особым примером для детей.

   Особое место в экологическом воспитании уделяю дидактическим играм, с помощью, которых развиваю у детей внимание, память, мышление, умение анализировать, классифицировать, делать выводы. Много дидактических игр по экологическому воспитанию сделала своими руками. Например, такие как: «Природа рядом со мной», «Наша земля – наше богатство», «Цветы – украшение нашей земли», «Птицы – друзья человека» и много других. Играя в игру «Природа рядом со мной» дети научились замечать вокруг себя много различных обитателей природы. Выйдя на прогулку, ребёнок замечает, что рядом с ним на дереве поют птички, на цветке сидит бабочка, тут же летают пчёлки и мошки, по стебельку ползёт гусеница, по земле бегают муравьишки и много других насекомых. Раньше, не задумываясь над тем, что рядом с ним так много насекомых, птиц и других обитателей природы, ребёнок смело шагал бы по травке, а после игры «Природа рядом со мной» с осторожностью смотрит, куда бы поставить ножку, чтобы не причинить кому-либо вред.

   Играя в игру «Птицы – друзья человека», ребёнок учится не только узнавать и правильно называть птиц, но и то какую большую пользу приносят птицы человеку, уничтожая громадное количество вредных насекомых. Поэтому, люди должны оберегать и заботиться о птицах. Зимой их подкармливать, весной делать скворечники, не разорять птичьи гнёзда…

   Играя в дидактические игры, ребёнок знакомится с природными зонами нашей страны, со зверями, птицами, насекомыми. В группе дети рассматривают альбомы, иллюстрации и фотографии о природе, репродукции картин художников. Чтобы заинтересовать детей, повсеместно использую технические средства обучения. В группе дети любят смотреть видеоматериалы на природоведческую тему. А также диафильмы, как «Времена года», по рассказам Г.Скребицкого «Четыре художника»; И.Соколова- Микитова «От весны до весны»; В.Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки» и др.

   Много учу с детьми загадок, пословиц, поговорок, примет о временах года и явлениях природы. В группе собрала библиотеку книг писателей, которые пишут о природе. Дети с большим удовольствием слушают рассказы В.Бианки из «Лесной газеты», а также рассказы М.Пришвина, К.Паустовского, Е.Чарушина, советы юмористического содержания из книги Н.Сладкова «Сорочьи тараторки» и многое другое. Вижу, что рассказы этих писателей способствуют воспитанию у детей нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему. Мир природы показан в забавных, интересных сюжетах, вызывает добрые чувства, ласковые улыбки, смех детей.

   Большое внимание уделяю знакомству детей и с поэтическими произведениями о природе. Например, с такими как: «Берёза» С.Есенина, «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчева, «Чудная картина» А. Фета, «Круглый год» С. Маршака, «Зима» А.Пушкина и др. Даю детям представление о разнообразии поэтического образа природы.Показываю, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается.

   Вместе с детьми, наблюдая за природой, любуясь её красотой, собрали коллекцию листьев для гербария. В зимние дни дети неоднократно рассматривают его, вспоминая о том, как летом и осенью играли с листьями. Уезжая отдыхать на море, или в гости к родственникам, дети непременно везут оттуда ракушки и красивые камушки. Поэтому в группе есть и коллекция ракушек, и камней.

   Особое значение в своей работе уделяю играм-занятиям по экологическому воспитанию. На таких занятиях дети получают много интересных, познавательных сведений об окружающем мире. Учу их сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Особое внимание уделяю не простому запоминанию знаний, а пониманию и оценке происходящего вокруг. Создаю определённую развивающую среду для развития мышления. На занятия к детям приходят Старичок-Лесовичок, дедушка Знай, прилетает мудрая сова Фаина, инопланетяне, Баба Яга и другие сказочные персонажи. Это поддерживает и стимулирует интерес детей на занятиях.

   На занятии «Деревья, которые украшают наш детский сад», дети делились своими знаниями, впечатлениями о деревьях с Лесовичком-Старичком. А на занятие «Грибы - таинственные жители леса» к детям прилетала мудрая сова Фаина, которая поделилась с детьми своими секретами, познакомила детей со съедобными и ядовитыми грибами. Дети узнали, как правильно собирать грибы, чтобы не навредить лесу. На занятии «Путешествие в зимний лес», дети вообразили себя лыжниками и путешествовали по «зимнему» лесу, узнавали, как зимуют звери в лесу.

   Провожу с детьми интересные экологические праздники и досуги. Например, такие как: «Краски осени», «Праздник леса», «Ай да берёзка!», «От зимы до осени» и др., на которых дети расширяют и углубляют свои знания и умения. Принимая в них активное участие, дети разучивают песни, танцы, хороводы, стихи о природе.

   С детьми группы веду занятия кружка «Юный эколог». Темы занятий самые разные. Например: «Природа и человек». На этом занятии закрепила с детьми знания об экологии, о правилах поведения в природе. На занятии «Как увидеть воздух» познакомила со свойствами и ролью воздуха в жизни человека. Провели опыты, на которых дети убедились, что воздух занимает место, имеет вес, а при нагревании расширяется.

   На занятиях кружка дети изготавливают поделки из природного материала, который собирали сами (трава, ветки, мох, корни…) Изготовление поделок развивает у детей воображение, фантазию, творчество. Из пластиковых бутылок сделали кормушки для птиц, которые повесили на веточки деревьев, на территории детского сада. Формировала у детей сострадание к птицам, желание помогать им в трудное для них время. А главная цель кружковой работы – воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

   Одной из составных частей работы по экологическому воспитанию детей является моя работа с родителями. В своей работе использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные формы (дискуссии, деловые игры, круглый стол). При организации родительского собрания на тему: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье» провела предварительное анкетирование родителей, с целью выяснения их знаний, связанных с экологическим воспитанием.

   В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу, поэтому подготовила для родителей ряд консультаций, таких как «Возможность семьи в осуществлении экологического воспитания детей», «Зелёный мир на окне», «Прекрасный мир аквариума», «Кормушка на окне», «Жизнь дана на добрые дела» и др. Использовала в работе с родителями и ширмы:

«Мы деревья посадили – значит, жизнь себе продлили!».

«Лекарственные растения детям».

«Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые».

Работая с детьми, вижу, как день ото дня меняется их настроение, взгляды на окружающий мир, природу. Как пробуждается прекрасное чувство созидать, а не разрушать. Формируется умение видеть и слышать то, что их окружает. И бесконечно радуюсь этому, ведь впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Человек хранит воспоминания о речке, в которой он купался в детстве, о лужайке, на которой собирал цветы и любовался бабочками. Из любви к природе, из привязанности к родным местам развивается и любовь к своему краю, к Родине, воспитывается чувство патриотизма, так необходимое в наши дни.

   Радуюсь, когда дети чувствуют запах цветов, слышат шелест травы, плеск воды, пение птиц. И каждый день открывают для себя что-то новое. Это их манит и радует, увлекает и обязывает по-новому, относится к природе, по-особому общаться с ней. И эмоциональная увлечённость детей убеждает меня в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Вдохновляет меня и дальше работать с детьми в том же направлении и вести кружок «Юный эколог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе в подготовительной работе

Отчёт о проделанной работе в подготовительной работе...

отчёт о проделанной работе за 3 года работы в Доме ребёнка

сведения о воспитателе. профессиональная деятельностьсамообразование и повышение уровня мастерства....

Муниципальный конкурс « Здоровый ребёнок» Тема: Работа по оздоровлению дошкольников за 2017 – 2018 учебный год. (отчёт о проделанной работе)

Цель конкурса: выявление, поддержка и распространение инновационного опыта педагогических коллективов ДОУ  по физическому развитию, оздоровлению  и формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкол...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Отчёт о проделанной работе по проекту "Экология и наука"

Повышение роли семьи в воспитании у детейлюбви природе....