"Интегрированная НОД " Путешествие в Африку"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Александрина Татьяна Александровна

В данной НОД детям даются элементарные представления об особенностях географического положения, о климате и природе Африки.; рассматриваются взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Продолжается работа по развитию связной речи, расширению словарного запаса дошкольников, а также создаются условия для внедрения в работу с детьми технологии ТРИЗ (игры "Хорошо - плохо", "Волшебный мешок слов", "Узнай меня").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannaya_nod_puteshestvie_v_afriku.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие в Африку»

                                                                 

Приоритетная образовательная область - «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Задачи:

Область «Познавательное развитие»

1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения, о климате и природе Африки;

2. Формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

3. Закреплять умение сравнивать и группировать объекты по разным признакам;
4. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор;

5. Продолжать формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

6. Закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей;

7. Начать внедрение в работу с детьми технологии ТРИЗ (игры «Хорошо-плохо», «Волшебный мешок слов», «Узнай меня»)

Область «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

  1. Упражнять в образовании сложных слов, притяжательных прилагательных;
  2. Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса;
  3. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи, обсуждать новую информацию, задавать вопросы, инициативно высказываться.
  4. Обучать выделять противоположные признаки объектов.

5.  Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию;
6.  Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Область «Физическое развитие»

  1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов;
  2.  Развитие мелкой моторики рук;
  3. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

  1. Практические и игровые (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, пальчиковая гимнастика);
  2.  Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр);
  3. Словесные (художественное слово, беседа, объяснение, вопросы).

Материалы и оборудование:  географическая карта, иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки; изображения животных  для игры «Хищники-Травоядные; разрезные и целые картинки с изображением льва; финики, магнитофон; музыка для релаксации «Шум воды», аудиозапись с голосами льва, слона, попугая.

Предварительная работа: чтение детям книг познавательного содержания о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов.

Развернутый конспект непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие. Хотите? Прежде чем мы отправимся в путь, давайте вспомним, на какой материк мы с вами  путешествовали в прошлый раз (Австралия). Напомните мне, что же такое материк? (крупный участок суши, окружённый океанами). Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, послушайте и отгадайте загадку.

Загадка

Материк лежит большой

Самый жаркий и сухой.

Там и лето круглый год

Кто его мне назовёт? (Африка)

Игра « Сундучок полезных вещей»

Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой только самые необходимые вещи. Вы должны назвать один такой предмет, повторять вариант ответа за товарищем нельзя. Слушайте внимательно! Что же мы возьмём с собой? Для чего мы возьмём эти вещи?

(Каждый ребёнок предлагает свой вариант ответа. Например: карту, компас, рюкзак, палатку, подзорную трубу, котелок, лопату, воду, провизию, спички)

Игра «Хорошо-плохо» ( технология ТРИЗ)

Хорошо, вещи мы собрали. А теперь давайте подумаем, на чём мы отправимся путешествовать? (Каждый ребёнок дает свой вариант ответа. В результате анализа выясняется, что есть хорошего и плохого в каждом виде транспорта. Например,  самолёт  - это хорошо. А что хорошего? (плохого).

До Африки мы можем добраться на пароходе через Средиземное море, но сегодня я предлагаю вам путешествие на самолёте. Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Заведите моторы! У-у-у. Взлетаем!

  • 1. Давайте посмотрим в иллюминатор. Найти Африку совсем не сложно. Изображая на карте Африку, используют много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (песок) Жёлтый цвет говорит о том, что этот материк является царством жаркого солнца и горячего песка. Наш самолет пролетает над  пустыней Сахара. Что такое пустыня, как вы думаете? Пустыня от слова пусто, пустынно (воспитатель даёт краткий рассказ о пустыне Сахара).

Сахара — самая большая пустыня на Земле. Это — самое жаркое и горячее место в мире.  Произнесите это слово вслух: не слышится ли в нем хрип человека, задыхающегося от жажды и испепеляющего зноя?  Повсюду палящий зной, сухой ветер и песок, уходящий далеко за горизонт. Всегда голубое небо, и лишь изредка появляются белые перистые облака. В пустыне очень мощные пыльные и песчаные бури, поднимающие песок на 1000 метров в высоту, годами не бывает дождей. А если и случается, то часто капли не достигают земли – высыхают в воздухе.

Как вы думаете, почему жители пустыни носят на голове тюрбаны, которые оставляют открытыми только узкие щёлочки для глаз? (Чтобы защищать лицо от солнца и песка). Людей от песчаного ветра защищают белые плотные одежды. Они заматываются в них с головы до ног. Почему одежда должна быть плотной? (Чтобы не пропускать тепло с улицы к телу человека) Редко кто отваживается путешествовать по Сахаре. Во время тяжелого пути могут встречаться миражи. Мираж – это игра световых лучей, когда мы видим то, чего на самом деле нет.

В пустыне так жарко, давайте попросим дождик дать нам свежесть и прохладу.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Погулять нам не даёшь.

Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.

Мою крышу и забор,

Мою улицу и двор.

Хотя слово «пустыня» и произошло от слова «пусто», в ней тоже растут растения, даже деревья и кустарники, и обитают разные животные.

Игра «Отгадай чьи следы»

Ребята, возьмите подзорную трубу и посмотрите вниз. Я вижу на песке следы животных (педагог показывает детям иллюстрации с изображением следов шакала, верблюда, змеи. Дети, опираясь на иллюстрацию, отгадывают животных)

Огромное значение для жителей пустыни имеет верблюд. Верблюды бывают разными… (Воспитатель дает краткий рассказ о животном).

Есть верблюды с одним горбом, а есть с двумя. Это очень сильное животное. Поскольку он всё время что-то жуёт, его называют жвачным. В горбу он запасает жир на тот случай, когда нечем будет питаться. Чем больше он ест, тем больше горб, и наоборот. Благодаря горбу, это животное может прожить без пищи целых 10 дней. Во время пути верблюд сильно худеет, теряя воду. Но как только он снова пьёт, его вид становится прежним.  Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри верблюда могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них: они маленькие и заросшие волосками. Широкие ступни помогают передвигаться по сыпучему песку. Чтобы выжить в пустыне, верблюду приходится питаться сухими и жёсткими растениями, даже если на них много колючек и шипов. Как вы думаете, какую пользу приносят верблюды? Верблюды в пустыне не только перевозят людей и грузы, но и дают людям шерсть, из которой делают одежду, тёплые одеяла; верблюдицы дают молоко. Из шкуры верблюда шьют обувь, сумки, сёдла.

Игра «Сложи картинку» (сидя за столами)

Ребята, верблюд очень огорчён, потому что ветер порвал его портрет. И он просит ему помочь, собрать портрет из кусочков. (Дети садятся за столы, на которых целая и разрезная картинка с изображением верблюда; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение).

Как вы думаете, а могут ли в пустыне жить растения? В пустынях мало растений и животных потому, что там почти нет воды, и могут выжить только такие существа, которые научились обходиться малым количеством воды, запасать её и экономно расходовать.  Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни. Зачем растению такие длинные корни? (С помощью таких длинных корней растения достают воду, которая находится глубоко под землёй)

В пустыне есть интересное растение с названием «верблюжья колючка» (показ  иллюстраций кактуса и «верблюжьей колючки» и краткий рассказ воспитателя). Как вы думаете, почему оно так называется? Оно колючее, и его действительно едят верблюды.

Посмотрите на ещё одно растение. Что у кактуса вместо листочков? (колючки – это особые листочки) Какое   растение нужно поливать чаще, с листочками или кактус? Почему кактус прекрасно обходится без воды? (потому что его родина – пустыня. Внутри кактуса находятся запасы воды, поэтому растения могут долго обходиться без неё).

Мы покидаем пустыню и прежде, чем улетим отсюда, давайте подберем слова-определения к слову Пустыня. Она какая?

Игра «Волшебный мешок слов» ( технология ТРИЗ)

Воспитатель предлагает детям «украсить» слово пустыня, подобрав к нему прилагательные. Каждый ребёнок даёт свой вариант ответа и запоминает его. Слова складываются в мешок, а в конце игры по сигналу воспитателя дети  их выкрикивают, выпуская наружу (для снятия эмоционального напряжения)

  •  2. Летим дальше. Я вижу участок земли зелёного цвета, что же это? Приземляемся. Я вижу людей. Настоящим чудом пустыни являются оазисы!  (показ иллюстраций и краткий рассказ воспитателя)

В пустыне нет ни рек, ни озёр, текущих по поверхности земли, но зато есть места, где вода находится под землёй. Люди научились строить колодцы и делать специальные каналы, чтобы доставать эту воду из-под земли и поливать ей растения, поить животных и пользоваться ей самим. Среди бесконечного песка и неба вдруг появляется островок жизни, цветущий райский сад, дающий самое ценное – жизнь. Такие места в пустынях называются оазисами. В этих оазисах и живут люди. В оазисе рано или поздно собираются все, чтоб запастись водой, отдохнуть в тени деревьев от жгучего солнца.

Ребята, сейчас мы попробуем отгадать, чем могут  питаться жители оазиса.

Игра «Отгадай на вкус» 

Дети закрывают глаза, а воспитатель предлагает им на вкус отгадать финики, как один из продуктов питания в оазисе (показ иллюстрации финиковой пальмы и краткий рассказ воспитателя)

Это финики, растущие на финиковой пальме. Финиковая пальма – очень важное дерево для людей, живущих в оазисах.  Жители  ценят и берегут пальму. Они не говорят «срубить пальму», а «убить» и решаются на это только в особых случаях. Таким случаем может быть какое-нибудь важное событие, например свадьба или рождение сына.  Из листьев пальмы плетут корзины и загороди против песка; ствол используется как строительный материал (делают мебель, двери, а из половинок ствола жёлоб, по которому течёт вода от колодца к выращиваемым растениям); даже веточек, на которых висели финики, идут в дело – их связывают и получают веники и мётлы. А сами финики не только едят, но и используют как лекарство. Ещё жители разводят коз и овец, выращивают различные овощи, оливковые и фруктовые деревья, ячмень.

Релаксация (лежа на ковре под музыку)

Ребята, мы сегодня с вами путешествовали, устали. Давайте отдохнем в оазисе.
Ложитесь на коврик и закройте глаза.
(Включается музыка «Шум воды»)
Представьте себе прекрасный день. Вы лежите на зелёной травке. Почувствуйте, какая она мягкая под вами. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно. Вокруг много фруктовых деревьев, цветов – принюхайтесь к их запаху. Легкий ветерок нежно вас гладит, прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время отправляться дальше в путь. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Встаньте и улыбнитесь друг другу.
(Музыка выключается).

  • 3. Отправляемся дальше. Наш самолёт приземляется в саванне (показ иллюстраций и краткий рассказ воспитателя)

Cаванна – огромное пространство, заросшее травой и одиночными деревьями. Условия жизни в саванне очень суровые, год делится на сухой и дождливый сезоны. В засуху травы желтеют и выгорают. В конце сухих сезонов там часто случаются пожары. Деревья и растения приспособились к засушливому сезону. Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания. В период засухи крупные животные саванны стараются держаться в местах водопоя. Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны — напиться, искупаться). Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идет дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона.

Животных в саваннах обитает больше, чем где бы то ни было на земле.  Но они все от нас спрятались. Животные предлагают нам разные подсказки, чтобы мы попробовали их отгадать.

Игра «Отгадай животное по голосу»

Воспитатель предлагает детям прослушать аудиозапись с голосами льва, слона, попугая, а дети пытаются их отгадать (показ иллюстраций и краткий рассказ воспитателя)

Лев – это царь зверей. Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему важно льву быть незаметным? (он хищник — выслеживает добычу) На охоту выходят как правило львицы: они более подвижны, ловки, удачливы в охоте. Их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы (иллюстрации). В саванне очень трудно спрятаться — там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? (Быстро бегают). Львы нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.
Представьте, что в каком-нибудь месте Земли вдруг исчезли бы все хищники. Чтобы произошло? (Некому бы стало охотиться на травоядных, их становилось бы все больше и больше. Огромные стада травоядных съели бы всю растительность). Львы не дают травоядным  животным размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения.

Слон – это африканский гигант. Осмелится лев напасть на слона? Слон — могучее, очень сильное животное. Льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона — хобот. Что делает им слон?  Слон собирает с помощью хобота листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи переносит довольно толстое дерево, защищается от врагов.

Попугаи неразлучники.  Неразлучники известны своей сильной привязанностью к партнеру и частым расчесыванием перышек друг другу. Розовощекие неразлучники прекрасно приспособлены к постройке гнезд. Они ищут длинные стебли травы и древесные волокна, а затем зажимают их между хвостовыми перьями и приносят домой, чтобы выстлать ими гнездо.) 

Игра «Узнай меня» ( технология ТРИЗ)

Детям предлагаются письма от жирафа, зебры, бегемота. Опираясь на описание внешнего вида животного, дети пытаются его отгадать (показ иллюстраций и краткий рассказ воспитателя).

  • Я самое высокое животное нам Земле. У меня длинные ноги, длинная шея,  на лбу есть небольшие рожки (показ иллюстрации).
  • Я дикая африканская лошадка. У меня короткая грива, а тело разрисовано  белыми и черными полосками. Расположение полосок у каждого животного неповторимо, как отпечаток пальца у человека (показ иллюстрации).
  • Я очень  массивный. У меня туловище на коротких толстых ногах. Голова почти без шеи, рот широкий, челюсти вооружены огромными, клыками (показ иллюстрации)

Ребята, вы отгадали всех животных. Но они всё ещё вас боятся и пытаются запутать с помощью вопросов.

Грива льва, она чья? (львиная); горб верблюда, он чей? (верблюжий); хвост обезьяны, он чей? (обезьяний); след змеи, он чей? (змеиный); хобот слона, он чей? (слоновий)

У льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

У мартышки длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая)

У жирафа длинные ноги, значит он какой? (длинноногий)

Мы отправляемся к реке Лимпопо. Это одна из главнейших рек Африки (показ иллюстрации и краткий рассказ воспитателя).

Лимпопо играет огромную роль в жизни людей – почвы очень плодородны и служат источником пищи для нескольких миллионов человек. Однако к воде лучше не подходить, так как там полно больших злых крокодилов, и гиппопотамов. Не даром другое название реки – Крокодиловая. Однако это широкая, очень красивая река. По берегам реки растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы.Давайте здесь отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Хищники и травоядные»

Детям предлагается разложить картинки на две группы, в зависимости от того, кем является животное по способу питания: хищником или травоядным. (Хищники: лев, гепард, леопард, гиена; травоядные: жираф, зебра, антилопа гну, слон и носорог)

Незаметно пролетело время, наше путешествие подошло к концу и нас уже ждёт самолёт. Давайте попрощаемся с удивительным миром Африки и вспомним, что мы сегодня узнали нового. Дома нарисуйте, что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии. До свидания, Африка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."

                            Интегрированное занятие с детьми и родителями:                                              Путешествие в Африку.  Цель. Помочь детям ощутить ра­дость от совместной ...

Интегрированная НОД "Путешествие в Африку"( с применением ИКТ) в подготовительной группе

Интегрированная НОД с применением ИКТ может быть использована в работе учителями-логопедами и воспитателями по теме "Животные жарких стран". Автором разработаны и подобраны задание на уточнение и акту...

"Транспорт" интегрированное занятие "Путешествие в Африку"

развитие речи через игру путешествие с элементами эксперементирования и конструирования...

план-конспект интегрированного занятия "Путешествие в Африку"

Знакомство детей с Африкой, с животными Африки....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Африку»

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного эколог...

Интегрированное занятие Путешествие в Африку

Интегрированное занятие с логопедом по теме Транспорт...