"Каталог ТРИЗ - игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста"
картотека (старшая группа) по теме
Данная картотека включает подборку ТРИЗ - игр по ознакомлению детей с окружающим миром (живая и неживая природа, мир животных и растений; предметный мир) + РР. Представленные в картотеке игры способствуют развитию у детей речевой активности, мыслительных процессов и любознательности. Данные игры можно использовать как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека ТРИЗ – игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Ознакомление с природой | ||
Живая и не живая природа | |||
Название игры | Цель | Игровое действие | |
1 | «Живое – и неживое» | Упражнять в умении классифицировать объекты окружающего мира, закреплять знание потребностей объектов живой природы: питание, влага, воздух, свет | Найти друзей Дуба и камня Лежача |
2 | «Что лишнее?» | Упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы | Найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой |
3 | «Живая природа» | Формировать представления детей об объектах живой природы, упражнять в различении и называние конкретных видов растений и разных групп животных | Заполнить как можно быстрее игровое поле своей карточки |
4 | «Мир вокруг нас» | Упражнять в различении и называние объектов живой природы, развивать зрительное восприятие, внимание | Найти к теневой карте аналогичную цветную |
5 | «Маленькие человечки»
| Учить различать твёрдые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов | В верхнем секторе природной среды «поселить» всё, что несёт в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твёрдого тела |
6 | «Природный мир бывает разный» | Учить различать предметы живой и неживой природы | Сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов |
7 | «Хорошо – плохо» | Учить называть объект, определять его положительные и отрицательные свойства | Назвать по словесному указанию и направлению рук педагога положительные или отрицательные свойства объекта или явления |
8 | «Аукцион» | Учить выделять дополнительные ресурсы предмета | Назвать последним в очереди все ресурсы выставленного на аукцион предмета |
9 | «Да – Нет-ка» | Учить классифицировать объекты, находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки | Задавать вопросы по определённой схеме на загаданный педагогом предмет (схема в мозгу ребёнка): объект живой, неживой, природный, рукотворный |
10 | «Что лишнее?» | Упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы | Найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой |
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Ознакомление с природой | ||
Мир животных | |||
Название игры | Цель | Игровое действие | |
1 | «Помоги найти маму» | Упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей | (проблемная ситуация): детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти |
2 | «Что есть у животных» | Закреплять знание характерных видовых признаков животных: особенности строения, части тела, назначение жизненно важных органов | Найти и назвать, чей это хвост (уши т.п.), рассказать, зачем эта часть тела нужна животному |
3 | «Угадай по описанию» | Упражнять в умении узнавать животное по характерным признакам, развивать слуховое внимание | Воспитатель выставляет перед детьми 4-6 игрушек-животных, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, кого из представленных животных загадал воспитатель |
4 | «Угадай кто лишний» | Упражнять в умении классифицировать животных: звери, птицы, рыбы; учить находить лишний объект из группы | Найти лишнее животное, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных животных, например: воробей, синица, ворона, слон - закрыть карточку «слон» картинкой птицы |
5 | «Кто что ест» | Уточнить знания детей о названиях животных, их потребности в питании. | Совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи |
6 | «Кто как передвигается» | Уточнить знания детей о животных, способах их передвижения, ввести в активный словарь слова, обозначающие действия | Педагог задает вопросы, например: у кого животное, ползущее по земле? – ребенок поднимает картинку или наоборот: педагог показывает картинку, спрашивает, что это за животное и как передвигается |
7 | «Чей домик» | Закреплять знания детьми названий животных, их места обитания, жилищах | Совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем |
8 | «Отгадай кто это» | Уточнить и систематизировать знания детей о животных, учить рассказывать о животном по именам признакам, ввести в активный словарь слова, обозначающие качество и свойства | Ребенку предлагается загадать загадку о животном, описывая его по модели с небольшой помощью взрослого, другие дети отгадывают |
9 | «Животные, растения, птицы» | Развивать внимание | Педагог произносит слова, дети должны хлопнуть в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных; встать, если назовёт растение; топнуть, если назовёт птицу |
10 | «Волшебный светофор» | На объединение надсистемы и подсистемы объекта | Педагог показывает картинку с изображением животного. При поднятии кружка красного цвета дети должны назвать части животного, зелёного – частью чего является животное, жёлтого – для чего оно или какую пользу приносит |
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Ознакомление с природой | |||
Мир растений | ||||
Название игры | Цель | Игровое действие | ||
1 | «Угадай, что где растет» | Совершенствовать знания детей о месте произрастания растений, активизировать словарь | Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растут растения, например: сад, огород, поле, лес. Ребенок, кидая мяч взрослому, называет растение: сад – яблоко, огород – капуста и т.д. | |
2 | «Угадай по описанию» | Упражнять в умении узнавать и называть растение по характерным признакам | Воспитатель выставляет перед детьми 4-6 карточек с изображением растений, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, что из представленных растений загадал воспитатель | |
3 | «С какой ветки детки» | Развивать умение детей узнавать и называть деревья по характерным признакам: листьям, плодам. Вводить в активный словарь детей слова, обозначающие названия деревьев, их плоды и семена | (проблемная ситуация): упали листья (плоды, семена), помогите им найти каждому свое дерево | |
4 | «Найди, чего не хватает» | Упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде | На пустую часть карточки подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: береза, дуб, рябина …. ель; или: морковь, редиска, картофель … лук | |
5 | «Раз, два, три, к… беги» | Закреплять умение узнавать, находить и называть растения ближайшего окружения | На слова воспитателя дети должны быстро найди названное растение, и подбежать к нему. Выигравшим считается тот, кто оказался у растения первым | |
6 | «Угадай, кто лишний» | Упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде | Найти лишнее растение, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: «Ромашка, василек, роза, береза, - картинку «береза» закрыть изображением цветка | |
7 | «Теремок» | Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения | Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него | |
8 | «Волшебный светофор» | На объединение надсистемы и подсистемы объекта | Педагог показывает картинку с изображением растения. При поднятии кружка красного цвета дети должны назвать части растений, зелёного – частью чего является растение, жёлтого – для чего оно или какую пользу приносит | |
9 | «Животные, растения, птицы» | Развивать внимание | Педагог произносит слова, дети должны хлопнуть в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных; встать, если назовёт растение; топнуть, если назовёт птицу | |
10 | «Мои друзья» | Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь | Дети берут роль объекта материального мира. Педагог выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему |
Ознакомление с окружающим миром + РР
№ п/п | Предметный мир | ||
Название игры | Цель | Игровое действие | |
1 | «Узнай меня» | Учить описывать предмет, не называя его | Описывать свойства предмета, не произнося его названия |
2 | «Поезд» | Развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами | Дети скрепляют картинки-вагончики поезда друг с другом, устанавливая между ними взаимосвязи |
3 | «Как это раньше делалось?» | Учить определять временную зависимость объекта и его функции | Дети называют современный объект, изготовленный человеком и определяют зачем он придуман и как раньше данная функция выполнялась |
4 | «Мир вокруг нас» | Учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные | На «модели мира» распределить на две части объекты природного и рукотворного мира |
5 | «Где живёт» | На выявление над-системных связей, развивать речь, мышление | Дети называют среду обитания предмета рукотворного мира |
6 | «Что в чём» | Учить по определению подсистемы выстраивать систему | Дети должны назвать не менее 5 систем частью чего является предмет |
7 | «Кто (что) это такое может быть?» | Учить называть и обосновывать два противоположных значения предмета | Назвать предметы и обосновать их два противоположных значения |
8 | «Найди друзей» | Учить выделять функцию объекта, определять, кто или что выполняет эту же функцию | Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту функцию |
9 | «Что было бы, если убрать часть?» | Учить « разбирать» любой объект на составляющие части | Назвать составляющие части объекта, что будет с объектом, если убрать какую-либо его часть |
10 | «Как много всего сделал человек»
| Учить классифицировать предметы рукотворные по функции | Назвать для чего сделан каждый предмет и в какой сектор входит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34382.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-236860-1601972133.jpg)
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-236860-1601972133.jpg)
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
"Путешествие по Москве"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179694-1358239085.jpg)
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217886-1581430578.jpg)
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие…» для детей старшего дошкольного возраста для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Посадка лука»
Цель: Формирование знаний о природных витаминах на примере лука.Задачи :Формировать навыки посадки Воспитывать интерес к труду в природе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-1416214-1673187735.jpg)
Каталог игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Каталог игр по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1256789-1703059662.jpg)
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Цель: закрепить представление о жизни растений и животных......