Развитие чувства цветовой гармонии у детей дошкольного возраста в процессе декоративного творчества
статья на тему

Желтикова Людмила  Николаевна

В данной статье обощен опыт работы по развитию чувства цветовой гармонии у дошкольников в процессе декоративно- оформительской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие чувства цветовой гармонии у детей дошкольного возраста в процессе декоративного  

                         творчества

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу. Он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

Так, обычно для передачи горя, страдания художники используют неяркие, приглушенные или темные, мрачные цвета (В.Г.Перов «Тройка»; Г.Д.Флавицкий «Княжна Тараканова»; М.Врубель «Демон поверженный» и др.). желтый цвет излучает тепло, веселье; оранжевый также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того, он создает спокойное, уравновешенное, миролюбивое настроение. А вот синий цвет нередко вызывает ощущение печали и грусти.

Меня прежде всего интересовало, как дети воспринимают тот или иной цвет, что характерно для них при его восприятии.

Проведенный анализ детских работ показал:

  • Дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, снег белый, елка зеленая и т.д.);
  • Видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года).

Но, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому.

Рисунки детей бедны и однообразны в цветовом отношении. Зато дошкольники хорошо осваивали технические навыки рисования, приобретали умения изображать предметы различных форм, владели разнообразными  приемами и способами рисования; детские работы отличались интересными творческими замыслами и были разнообразны по композиции.

Психологические исследования свидетельствуют: детей с точки зрения предпочтения цветовых решений можно условно разделить на три группы:

  1. Дети, которые используют радостные цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый) и их оттенки.
  2. Дети, у которых любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий, серый – голубой, красный – розовый).
  3. Дети этой группы всегда выбирают темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые, синий).

На мой взгляд, основные причины художественной непривлекательности детских работ следующие:

  • Количественное ограничение цветовой гаммы, особенно в первой и второй младших группах, где подготавливаются не более 1 – 3 красок. Таким образом, изначально отсутствует свобода выбора, и тем самым исчезает возможность применения маленьким художником собственной художественной интуиции в выборе цвета.
  • Чрезмерно раннее применение акварели без необходимого обучения детей правилам работы с этим сложным по технике изобразительным материалом. Дети самопроизвольно пользуются ею как графическим средством. Отсюда возникает чернота и грязь в их работах.
  • Для работы с краской взрослые не подготавливают адекватную по величине бумагу и кисти. Также редко бумага тонируется, что иногда необходимо делать, особенно в младших группах.
  • По причине художественной некомпетентности педагог часто не владеет необходимыми приемами оказания помощи ребенку в создании живописного рисунка. Тенденции отдельных воспитателей диктовать или навязывать свое мнение, художественное видение, цветовое решение образа. В итоге ребенок постепенно снижает появляющуюся инициативу и вместо адекватного творца превращается в пассивного исполнителя. Рисунки, выполненные под диктовку взрослого, хотя и бывают интересными по цвету, но лишены детской экспрессии, непосредственности, а поэтому – особой оригинальности.

Цветовая бедность детских работ часто обусловливается социально-культурным фактором, образом жизни и интересами родителей, их полной незаинтересованностью художественными стремлениями ребенка. В некоторых семьях у детей отсутствуют не только краски, но и карандаши, фломастеры. Маленький художник ограничивается шариковой ручкой, что приводит к соответствующему результату: он поневоле становится графиком и боится в детском саду работать живописными материалами. Однако нельзя исключать и врожденных рисовальщиков, для которых линия есть главное изобразительно-выразительное средство.

В результате проведения специальных исследований белорусский ученый В.А.Силивон в своей монографии «Природа детского рисунка» определяет потенциальные возможности детей 2,5-7,5 лет в использовании цвета как особого изобразительно-выразительного средства и дает характеристику каждому возрастному периоду.

Преддошкольный возраст (2,5-3,5 года). При условии предоставления маленьким детям права свободного выбора любой краски из большого числа (свыше 40 цветов) разрушается мнение о предпочтении ими локальных, насыщенных цветов. Посредством специальных занятий возможно успешное побуждение детей к созданию в рисунке элементарного цветового ритма и равновесия, дети обладают врожденным чувством меры и чаще всего больше 3-4 цветов в одном рисунке не применяют.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети тяготеют к красивым цветам, эмпирически различают теплые и холодные цвета, любят и принимают одну из ролей белого цвета: украшают, придают рисунку нарядность, нежность, применяют знаковый цвет (травка зеленая) с декоративным, эмоционально-экспрессивным решением образа, понимают преимущества цветного фона, тонированной бумаги, с помощью цвета и линий могут отразить характер, настроение образа.

В среднем возрасте (4-5 лет) дети вполне сознательно могут установить цветовое равновесие, могут интуитивно выполнить изображение в одной красивой тональности, с удовольствием применяют осветленные цвета, охотно смешивают цвета, но часто, увлекшись этим процессом, забывают о причине, побудившим их к таким операциям. В декоративной деятельности достигают удивительных успехов.

Уже в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) все больше наблюдается индивидуализация, авторская манера использования цвета. Дети способны создать живописные художественные произведения, отвечающие всем требованиям изобразительного искусства: посредством цвета способны выстроить портрет положительных, отрицательных сказочных героев, своих близких, одновременно передавая свое отношение к ним. Умеют смешивать краски для получения всевозможных оттенков, умеют создать рисунок в теплой, холодной гамме, контрастной или созвучной по отношению к фону

Можно констатировать, что цвет, являясь самоценным эстетическим явлением, в детском рисунке используется полифонично. Он выполняет знаковую, отражательную, диагностическую, выразительную и другие функции. Являясь наиболее доступным и впечатляющим средством, он помогает ребенку, прежде всего, выразить свои первые ощущения красоты мира. Одновременно цвет может быть и средством выражения мироощущений и переживаний.

Назрела проблема: каким образом должна быть организована работа по развитию у детей дошкольного возраста  чувства цветовой гармонии?

В качестве приоритетных направлений моей педагогической деятельности является:

  • Развитие у детей чувства цвета, его эстетического восприятия;
  • Использование цвета как одного из средств выразительности для передачи образов в рисунке, умения видеть красоту и богатства цветовой палитры в природе, в окружающей действительности и отражать полученные впечатления в рисунках;
  • Знакомство со средствами художественной выразительности; развитие умения видеть и воспроизводить цвет и его оттенки, получать новые цвета путем смешивания; совершенствование навыков и овладение культурой цвета.

Задачи, поставленные мною, основываются на тщательно изученной системе ведущих исследователей и педагогов современности по формированию чувства цвета у дошкольников.

Над формированием цветовосприятия  работала в течение трех лет, с детьми 5 – 7 лет в форме занятий по ознакомлению с искусством, в том числе декоративным; занятий по обучению рисованию, декоративно-оформительской деятельности, а также в свободное от занятий время в виде экскурсий, наблюдения в природе. В своей работе использовала художественное слово, дидактические игры, утренние беседы с детьми, работу с родителями, самосовершенствование культуры восприятия цвета. При оформлении развивающей среды подбирала красочные пособия , игрушки, произведения искусства, изготовила дидактические игры.

В начале работы провела ряд занятий по восприятию, выделению, различению и названию цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке. Для закрепления этих знаний проводила различные дидактические игры. Например, раскладывала на столах коробки с красками и цветными карандашами и предлагала внимательно их рассмотреть. Затем вызывала кого-нибудь из ребят в красном (либо другого цвета) платье или рубашке и просила найти краску такого же цвета. Поясняла, что один и тот же цвет в разных предметах выглядит по-разному. Постепенно подошла к знакомству с оттенком (розовый, голубой, светло-зеленый) и новым цветом – оранжевым и фиолетовым. Показывала, как можно получить новые цвета путем смешивания. Это вызывает у ребят восторг и удивление. Предлагала самостоятельно каждому стать волшебником и получить новые цвета. В течение года дети достигли большей уверенности в рисовании красками, постепенно приобрели умения самостоятельно готовить нужный им цвет. Практически на каждом занятии напоминала ребятам о необходимости хорошо промывать кисть после каждого использования краски. От чистоты воды и кисти зависит чистота цвета.

Почти на протяжении всего года техника владения карандашами оставалась у детей очень слабой. И это несмотря на то, что карандаш самый доступный для детей материал в рисовании. Я учила их правильно держать карандаш при рисовании и закрашивании, регулировать силу нажима, чтобы передать степень яркости изображаемого.

При переходе детей в старшую группу, усложнила задачи по формированию чувства цвета. Почти на каждом занятии происходило закрепление усвоенных ранее цветов и оттенков с использованием таких педагогических технологий, как морфологические дорожки, дидактические и развивающие игры, стихи и загадки, соревнования команд и др. На этом этапе я начала знакомить детей с цветовыми эталонами: расположением цветов в цветовом круге, с понятием хроматические и ахроматические цвета. Как-то раз на прогулке я показала ребятам радугу после дождя, объяснила, что капельки дождя под солнечными лучами создают определенные цвета, и назвала их. Несколько позже предложила вспомнить, как же были расположены цвета радуги, назвать каждый цвет и нарисовать. Таким образом, закрепляя знания детей о цветовом спектре, я попутно объясняла им, что красный, синий – основные цвета, а оранжевый, зеленый, фиолетовый – промежуточные, созданные путем соединения 2-х красок. Рассказала, что желтые, красные и оранжевые цвета – это теплые – цвета солнца, тепла, огня. И, наоборот, синие, голубые, фиолетовые -  цвета льда, снега, холодной воды.

На последующих занятиях знакомила детей со светлотой оттенка, показывала, как, понемногу добавляя в любой цвет белую гуашь, изменяется основной цвет. Предлагала детям самостоятельно подобрать разные оттенки. Затем такой же эксперимент ребята проводили с акварелью, но добавляя воду. В этот момент у детей происходило закрепление понимания того, что чистота цвета и оттенков при рисовании красками зависит от чистоты воды и хорошего промывания кисти.

Так, постепенно, от занятия к занятию у детей развивалось эстетическое восприятие, цветоощущения, они начинали понимать свойства цвета. Для закрепления у детей знаний о цветоведении разработала конспекты специальных занятий «Бабочки», «Цветы», «Весенняя палитра» и др. Многие занятия проводила с музыкальным сопровождением, постепенно подводя ребенка к ещё одному свойству цвета – эмоциональному восприятию музыки через цвет. Слушая отрывки различных музыкальных произведений, каждый ребенок представлял, какого цвета музыка, какие эмоции она вызывает (Дидактическая игра «Цветные ноты»), ведь эмоции, настроение, состояние души тоже можно передать определенным цветом. Если представить, что звукам соответствует определенные цвета, а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров (занятие «Музыкальный рисунок»).

Проводимая систематическая и последовательная работа показала, что дети имеют знания о цветах и оттенках, знакомы с цветовым спектром, умеют самостоятельно составлять цвета и оттенки, используют цветовую гамму при создании своих «шедевров».

Во время таких занятий как «Морозные узоры», «Волшебное царство», «Дворец Жар-птицы» продолжала знакомить детей с таким свойством цвета, как теплые и холодные тона и оттенки, учила видеть богатство оттенков. Например, предлагала им всмотреться в цвет листьев на солнце и в тени, отмечая, что на солнце листья блестят, отдают желтизной, а в тени они выглядят сероватыми, синеватыми и не блестят. При рассматривании иллюстраций в книгах и репродукций картин я обращала внимание на цветовое разнообразие. Рассказывала, что художники, работая над картиной, сами составляют необходимые цвета, предлагала детям попробовать поэкспериментировать с цветом. С этой целью я раздавала детям палитры и основные краски, а они понемногу, добавляя белую, черную, желтую или синюю, получали всё новые и новые оттенки. Это зависит от количества основной краски (желтой, синей), добавленной в другую краску. Процесс составления красок детям очень понравился, они испытывали неподдельную радость при работе.

На одном из занятий я показала, как надо размывать акварель, чтобы получить нужные оттенки цвета. Перед этим мы рассмотрели иллюстрации с изображением дождя и смотрели в окно во время дождя. Обратила внимание, что всё окружающее приобретает сероватый оттенок: и дома, и одежда людей, и природа, и даже яркие зонтики, пропитанные дождем, - всё кажется немного расплывчатым.

Развивая чувство цветовой гармонии, занималась с детьми декоративной деятельностью: оформляли музыкальный зал, группу, вестибюль детского сада к различным праздникам и развлечениям; знакомились с цветовой гаммой народного декоративно-прикладного искусства; учились сами составлять разнообразные узоры и находить их цветовое решение.

Декоративное рисование развивает у ребят чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Цвет, гармония красок, переданные в ткани, коврах, вышивках, росписи по фарфору, дереву, керамике, цветном стекле, одежде являются непременным их украшением, подчеркивают форму, пластику вещи, радуют глаз игрой красочных узоров. На занятиях декоративно-прикладным искусством у дошкольников происходит не только развитие чувства цвета, но и воспитывается чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусства.

Мною проводятся занятия, на которых дети знакомятся с городецкими,  хохломскими, гжельскими, дымковскими, полхов-майданскими изделиями, с элементами их узора, цветовыми сочетаниями. Учатся создавать узоры на листах бумаги, по форме соответствующих форме народного изделия (поднос, солонка, кухонная доска); одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер);предметов быта (салфетка, полотенце). Дети расписывают бумажные силуэты и объемные фигуры (например, дымковских лошадок, вылепленных ими же из соленого теста).

  В работе с детьми я стремилась научить воспитанников составлять красивые узоры. А для этого необходимо было научить их видеть прекрасное в природе, в окружающей жизни. Поэтому мы всегда обращали внимание на красивые цветники, поля, деревья, проводили наблюдения за снегопадом, набуханием почек. Мне хотелось, чтобы дети видели красоту каждого листка, цветка, завитка. Чтобы обратить внимание на прекрасное в окружающем, я использовала и литературные произведения, отбирала стихотворения с определенным содержанием. Мы с детьми учились видеть красоту произведений народного творчества: рассматривали узоры на различных шкатулках, закладках, изделиях хохломской и других росписей (бочонки, мебель, подставки, вазы и т. д.), коврах, платках, посуде. Дети восхищались красотой различных предметов и отмечали, что все нарисованное взято из жизни: цветы, листья, бутоны.

На занятиях я  уделяла большое значение обучению навыкам в декоративном рисовании: учила рисовать кончиком кисти прямые линии, кружочки, мазки, точки; постепенно усложняла задание – сдваивала, страивала мазки, придавая им форму бутонов, цветов.  Объясняла детям, где может быть использован подобный узор, учила составлять несложные узоры, объясняя, что от назначения узора зависит его композиция.

Воспитанники должны были знать, что детали и элементы узора ритмически повторяются, так как ритм – основа узора, цветовые пятна тоже должны чередоваться. Например, нельзя в одной части узора давать только голубые цвета, а в другой только красные.

Часто на прогулках, при плетении венков, сборе цветов для букетов, я обращала внимание на красивое цветовое сочетание, старалась познакомить их с наиболее простыми приемами изображения. Так, детям очень нравился красный мак, но рисовать его у них не получалось. Пришлось искать упрощенный прием изображения цветка. Я предложила детям в свободное время посмотреть, как просто и быстро можно нарисовать мак, вернее лепесток мака: делаю три мазка, соединяю их дугой и закрашиваю пространство между ними. Дети без затруднения стали рисовать мак.

Одной из задач работы по обучению детей декоративному рисованию является умение подобрать в узоре красивые, радующие глаз сочетания красок. Поэтому мы рисовали не только на белом фоне, но и цветном, так как цветной фон вносит сочность в рисунок. Предлагая детям для рисования тот или иной узор, продумывала, каким будет фон бумаги в зависимости от цвета узора. Одни и те же цвета различно выглядят на светлом и темном фонах. Чтобы подобрать нужную гамму, надо пробовать много вариантов и выбирать наиболее удачные.

Декоративный эффект рисунков достигался часто простыми средствами: в одном случае подбирали хорошие яркие цвета, а в другом – мягкие, спокойные. Иногда для узора брали один цвет, а иногда узор делали многоцветным. В узоры включали темные и светлые оттенки одного и того же цвета, например: красный и розовый, голубой и синий.

Мне хотелось научить детей составлять узоры самостоятельно. Сначала подобные узоры получались однообразными. Но после проведения нескольких занятий дети свободно и быстро придумывали рисунок, подбирали красивые сочетания цветов. Я рассматривала с детьми кусочки ткани с узорами, платки, косынки. Затем ребята составляли узоры для разных вещей.

С воспитанниками, у которых были слабые навыки, я проводила индивидуальную работу во время занятий, советовала, как лучше подобрать цвета, рассматривала построение узоров и т. д.

Я старалась научить детей анализировать свои работы, отмечая и хорошее, и плохое. Большую роль играли поощрения. Со временем дети свободно анализировали свои рисунки. Они не стремились похвалить свой, а показывали самый лучший, пусть и чужой рисунок.

Таким образом, моя работа с детьми декоративным рисованием способствует воспитанию художественного вкуса, нравственно-моральных качеств характера, а также приобретение нужных технических навыков и умений.

Особенно радует то, что удалось развить художественный вкус детей,

подвести их к пониманию красоты в произведениях искусства и в окружающей жизни. Это зарождение чувства прекрасного оставит у ребят след на всю жизнь, сделает ее более полной и даст много радостных, светлых минут.

В нашем детском саду часто проводятся праздники  и вечера самодеятельности, в которых активно участвуют дети. Вместе с музыкально-поэтическими выступлениями мы подготавливаем их декоративное оформление. В доступной форме стараюсь объяснить ребятам, что оформление должно передавать праздничное настроение, а также идею и содержание программы. Убранство должно сочетаться  с расположением и цветом помещения.

Иногда после проведения какого-либо праздника, дети выполняют творческие задания: вспоминают и называют элементы оформления, цвета декоративных элементов, дают образную характеристику общей цветовой тональности убранства, воссоздают общую композицию оформления. Важно обратить внимание детей на декоративность, красочность, масштабность, материалы исполнения и характер экспозиции всех декоративных элементов и всего убранства в целом.

Мы с детьми принимаем участие в оформлении музыкального зала и групповой комнаты к новогоднему празднику. Новый год раскрывает перед ребятами увлекательный мир сказки. Программа новогоднего утренника в ДОУ, пожалуй, наиболее обширная и богатая по содержанию. Дети любят  свой праздник и охотно принимают участие в подготовке музыкально-поэтических выступлений, его декоративного оформления: готовят костюмы, подарки и игрушки на елку, а также элементов декорации. Центром праздника является нарядно украшенная елка, поэтому декоративное оформление зала должно дополнять, обогащать, выделять ее. Мы с детьми рисуем и вырезаем звездочки, снежинки, фонарики, делаем новогодние игрушки, мастерим пригласительные билеты для родителей. Стараемся, чтобы оформление праздника было красочным, цветистым, разнообразным.

Торжественно и празднично у нас в детском саду отмечаются ежегодные проводы детей – воспитанников подготовительной группы в первый класс школы. Этот праздник и радостный и немного грустный, поскольку за несколько лет пребывания в ДОУ дети привыкли друг к другу и к воспитателям, от них они многое узнали. В этот день дети хотят оставить о себе добрые воспоминания и тщательно готовятся к праздничной программе.

В мае 2010 года дети старшей группы помогали мне оформлять центральную стену зала к празднику «Выпуск детей в школу»: вырезали отдельные элементы, раскрашивали паруса корабля.

К «Празднику осени» воспитанники рисуют по шаблонам и вырезают из цветной бумаги осенние листья, которые затем используются в оформлении музыкального зала к развлечению и в детских танцах.

Особенно ребята любят «мамин праздник» - 8 Марта. «Мама» - это первое слово, которое ребенок произносит впервые. Маму горячо любят, уважают, помогают ей. Для мамы к этому дню в глубокой тайне дети готовят подарки и в день праздника преподносят цветы. «Мама и цветы» - вот, пожалуй, основная изобразительная тема убранства. Этот праздник ассоциируется с наступающей весной, расцветом нежного подснежника, пробуждением природы. Воспитанники с увлечением рисуют и вырезают первые весенние цветы: ландыши, подснежники, мимозу, тюльпаны, веточки распускающейся березы.

23 февраля мы поздравляем отцов, дедушек, братьев, а также всех участников войн. В оформлении этого утренника используем элементы военной тематики – эмблемы и символы родов войск, лент орденов и медалей, а также символы мира – голубей, оливковую ветвь и т. п.

Активное, сознательное и творческое участие детей 5-7 лет в праздничном оформлении помещений МДОУ возможно и зависит от уровня их развития. Дети этого возраста уже имеют определенные навыки и умения. В изобразительной деятельности, они хорошо рисуют карандашами и красками, пользуются мелками, вырезают, составляют и наклеивают всевозможные композиции из цветной бумаги, конструируют из дерева, бумаги, раскрашивают свои поделки. Им хорошо знакомы основные материалы изобразительного искусства, что дает возможность проводить с ними несложные оформительские работы.

Мы с ребятами изготавливали картины для оформления стен на лестничной площадке. При этом использовали различные материалы: яичную скорлупу, соленое тесто, гофрированную бумагу.

Детская декоративно-оформительская деятельность при условии

педагогического руководства является активным средством художественного развития детей, занимает достойное место в системе эстетического воспитания в ДОУ. Праздничное убранство детского сада должно быть художественно, образно, качественно и доступно по исполнению. Лишь в этом случае оно будет воздействовать на ребенка, воспитывать его художественный вкус, развивать чувство цветовой гармонии.

Таким образом, развитие у детей чувства цвета, умения различать цветовые сочетания и их применение в художественной деятельности осуществляется во взаимосвязи обучения и творчества.

У детей наблюдаются три уровня развития чувства цвета. На первом уровне ребенок радуется цвету, окраске предметов, цвета которых он узнал и назвал. Мотив оценки носит предметный характер и обычно определяется тем, как ребенок сам использует этот цвет. На втором уровне ребенок не только видит, радуется цвету, но и замечает и эстетически оценивает его сочетания. В этом случае оценка носит качественный элементарно-эстетический характер. Дети говорят: «Так получается красиво», «Эти цвета мне нравятся» и т.д. Третий уровень характеризуется тем, что ребенок способен в известной мере уловить выразительность цветовых сочетаний, почувствовать движение в нарастании их образной выразительности и, наконец, выразить это в своей практической художественной деятельности.

В результате систематической работы у большинства моих воспитанников сложилось свое индивидуальное отношение к цвету: они научились выдерживать рисунки в определенном тоне, видеть гармонию красок, использовать цвет для выражения своего замысла.

Можно сделать следующие выводы:

А) проделанная работа подтвердила предположение о том, что у детей дошкольного возраста может быть сформировано чувство цветовой гармонии, проявляющееся в умении подбирать гармоничные  сочетания цветов при условиях доступности технологий, способах создания творческих работ с детьми и соблюдении определенной последовательности усложнения заданий.

Б) наличие программы и проведение целенаправленных специальных занятий с детьми приводят к положительному результату.

В) изучение особенностей цветового восприятия показало, что у детей старшего дошкольного возраста имеются предпосылки для формирования чувства цветовой гармонии. Они выделяют и правильно обозначают словом спектральные цвета, на интуитивном уровне могут подбирать цветовые сочетания, однако дети не способны обосновать свой выбор и определить роль цвета в передаче настроения картины.

Г) в процессе работы с детьми было установлено, что данная проблема требует дальнейшего исследования. В частности, не ясно, как именно протекает процесс зарождения чувства цветовой гармонии; не были выявлены предпосылки формирования этого чувства в более раннем возрасте, а также возможности его переноса в другие сферы деятельности. Я планирую продолжать начатую работу по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Развитие чувств и эмоций у детей дошкольного возраста.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. как будут усваиват...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепки

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способству...

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».

Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта...

Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...