План работы с родителями
материал по теме

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_roditelyami_vospitannikov.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с родителями

в группе старшего дошкольного возраста «Почемучки»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

        Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня  одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы  повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же   происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.

Планирование работы с родителями  по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста № 4 «Почемучки», в которой я являюсь воспитателем,  обусловлено рядом  обстоятельств.

Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников моей группы. Группу посещают  29 детей: 16 девочек и 13 мальчиков. Уровень развития речи детей группы разный: с высоким уровнем развития  речи – 3 ребенка, со средним уровнем развития (возрастная норма) – 18 детей, с низким – 7 детей. Дети с низким уровнем развития – это в основном те дети, которые имеют речевые нарушения: ОНР, ФНР, ФФНР.

Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены  путем  анкетирования (Приложение 1)

В соответствии с данными показателями и учитывая значимость речевого развития детей в подготовке детей к следующей ступени образования – обучению в школе, в работе  с родителями по речевому развитию я выделила следующие направления:

  • для родителей, чьи дети имеют  нарушения речи – совместно с учителем-логопедом мы организовали клуб «Речевичок», задача которого в приобретении родителями  практического навыка  выполнения заданий и упражнений  по устранению нарушений речи в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда; формы работы с родителями в рамках клуба: тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы.
  • для всех заинтересованных  в успешном речевом развитии своих детей родителей -  педагогические гостиные с приглашением специалистов детского сада;
  • для родителей, чьи дети имеют высокий уровень речевого развития, а также для всех заинтересованных  –  запланированы совместные мероприятия: Конкурсы чтецов, творческие конкурсы,  интеллектуальные викторины.

Также традиционно  в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.

Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется  совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, педагог дополнительного образования по ИЗО, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Для оценки результатов работы с родителями  по данному направлению мною был самостоятельно разработан диагностический инструментарий: «Анкета  на тему «Что я знаю о речевом развитии детей?», «Анкета «Оценка эффективности работы учителя-логопеда», анкета «Удовлетворенность родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей». (Приложение 1)

         

План работы

Цель работы с родителями: создание единого  образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1) повышение уровня педагогической компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности (круглые столы, советы логопеда, творческие вечера, родительский клуб «Речевичок» и т.д);

2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей  в условиях семьи;

3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами  детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.

Месяц

Мероприятие

Цель

Участники

Сентябрь

Родительское собрание № 1 «Мы стали на год старше. Успехи и затруднения, выявленные в ходе педагогического наблюдения».

Приглашенные: 1)педагог-психолог – тема выступления «Особенности психического развития детей 5-6 лет»

2) учитель-логопед – тема выступления

«Особенности развития речи детей 5-6 лет»

Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями». Совместное обозначение задач для совместного решения  в учебном году, в том числе по речевому развитию.

Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей  на новый учебный год Повышение  педагогической культуры родителей.

Родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель

Анкетирование родителей «Что я знаю о речевом развитии детей?»

Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи

Воспитатели, учитель-логопед, администрация

Встреча №1 в родительском клубе «Речевичок»

Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

Развитие коммуникативных навыков, чувства единства, сплочённости

Учитель-логопед, воспитатели

Педагогическая гостиная «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей. Технологии  коррекции речевых нарушений»  

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей

Учитель-логопед

Октябрь

Педагогическая гостиная на тему:

«Игры по развитию речи своими руками».

Проводит воспитатель и педагог дополнительного образования

Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Родители, воспитатели, педагог дополнительного образования по ИЗО, музыкальный руководитель

Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях». 

Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях

Воспитатели группы

Ноябрь

Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч».

Проводит учитель- логопед.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Декабрь

Встреча № 2 в родительском клубе «Речевичок».

Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Информационный лист: «Давайте  задумаемся,  всегда  ли

правильно звучит наша речь»

Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми.

Воспитатели группы

Январь

Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве».

Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста

Родители, педагог дополнительного образования по ИЗО

Февраль

Педагогическая гостиная на тему:

 «Лепбук-как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей».

Создать серию лэпбуков для повышения уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Родители, учитель-логопед, педагог дополнительного образования по ИЗО

Конференция для родителей детей старших и подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу

Учителя  начальных классов школы, администрация ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре

Памятка «Пять простых советов логопеда родителям»

Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Воспитатели группы

Март

Педагогическая гостиная на тему:

 «Вот какие мы большие!»

Проводит  педагог-психолог

Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности

Родители, педагог-психолог

Семейная гостиная

«А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи).

Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях.

Повышение

педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, администрация

Мастер-класс  «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Проводят воспитатели группы

Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,

принципами  технологии,  этапами  работы  с  мнемотаблицами  в домашних условиях.

Родители, воспитатели группы

Апрель

Встреча № 3 в родительском клубе «Речевичок».

Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Педагогическая гостиная на тему:

«В школу - после старшей группы. Плюсы и минусы»

Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы.

Педагог-психолог, учитель начальных классов школы, воспитатели группы

Май

Итоговое родительское № 2 собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения»

Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели группы

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ».

Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ.

Воспитатели группы

В течение

года

Наша семейная  почта  «Журнал отзывов и предложений»

Изучить опыт семейного воспитания с целью обратной связи в работе детского сада и семьи.

Воспитатели группы

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
  • знать методы и приёмы развития речи детей;
  • уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
  • осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;  
  • проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
  1. Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами  речевого развития детей.

Вывод: Совместная деятельность детского сада и родителей, осознание родителями важности своевременного уделения должного внимания вопросам подготовки детей к школьному обучению, правильное понимание родителями задач дошкольного детства - «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; полноценное проживание ребёнком периода дошкольного детства» - позволит детям успешно и с удовольствием перейти на следующую ступень образования – обучение в школе.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -272 с.
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
  4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
  5. Газман О.С.. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991
  6. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
  7. Максаков А.И. Учите играя. / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983.
  8. Мухина В. «Возрастная психология». М, 1998.
  9. Островская Л.. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)

Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ

Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех  дошкольных общеобразовательных учрежден...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...

План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша

Сейчас   воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...