Занятие " Народные мастера и традиции" в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Аникутина Ирина Леонидовна

Занятие по ознакомлению с дымковской и филимоновской игрушкой и росписью Гжель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_narodnye_mastera_i_traditsii.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Народные мастера и традиции».

 Цель:формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  дымковская игрушка,  филимоновская роспись).

Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

Формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров.

Расширять  представления детей о русских народных  промыслах.

Обогащать  словарный  запас  детей.

Развивать  связную  речь.

Развивать внимание, познавательную  активность.

Материал: Сундучок-сказка, картинки с предметами народной росписи, краски, кисти, листы бумаги.

                         Ход.

Вос-ль: Сегодня мы с вами посетим сказку. Но только я потеряла свой сундучок- сказку. Поможете мне его найти. Это будет не просто.  Смотрите Что я нашла. Это письмо. Давайте прочтем.«Дети, я сказочница-хранительница  русских  народных  промыслов,  очень  торопилась  к  вам  в  гости  с  сюрпризом,  но  злой  сказочный  волшебник  заколдовал  все  тропинки  на  моем  пути.  Помогите  найти  к  вам  дорогу.  А  помогут  вам  ваши  знания  русских  народных  промыслов! Спешите!»

Воспитатель: дети,  а что такое русские  народные

 промыслы?

Дети: это то, что мастерили  русские  люди…

Воспитатель: да,  русские люди – удивительный  народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали  ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод  осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди  тоже   творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  много  других  предметов, не для музеев и выставок,а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.

Ну, что ж,  поможем  сказочнице – хранительнице  народных  промыслов.

Дети: да.

Воспитатель: тогда в путь.  Мы  с  вами  отправляемся  в  Подмосковье.  А куда, я вам подскажу:

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая …  (Гжель)

 Дети  рассматривают  узоры  гжельской росписи.

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель  называют  васильковой  и  незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

Воспитатель: где расположен узор?

Дети:  в центре…

Воспитатель: а  Слава  знает  сказку  про Гжель?  Хотите  послушать?

Рассказ  Славы:  В некотором царстве, в некотором

государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там

смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы

им мастерство своё показать, да людей всех

порадовать, край свой прославить. Думали-думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину

чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё

предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

 

Дети рассматривают предметы Гжели.

Вос-ль: А сейчас нас дорожка привела в село Дымково.

Воспитатель:  в селе Дымково делаютдымковские игрушки. Вы с ними уже  хорошо  знакомы.  Посмотрите  на  них. ( Рассматривание изображений дымковской игрушки)

Воспитатель:  посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

                                                 Ребенок: 

                                        У этих игрушек, 
                                       У этих зверюшек, 
                                       Веселая, яркая гамма цветов 
                                       А сколько полосок, штрихов 
                                       Завитушек, колечек и точек 
                                       И разных кружков. 

Воспитатель:  ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка.  Давайте  рассмотрим  на  нашей  выставке  дымковскую  игрушку.

Дети и воспитатель  возвращаются  к  выставке

 и  рассматривают  дымковские  игрушки.

Воспитатель: а   какие  элементы  росписи  

дымковской  игрушки  вы  видите?

Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми

и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и

точками.

Воспитатель:  а   какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель:  правильно, поэтому  дымковские игрушки  веселые  и  пестрые  от  такого  хоровода  красок!  Вот  барыни  в  цветастых  кокошниках, а вот  павлины  с  нарядными  хвостами!

Вос-ль: Сказочница нас повела еще одной дорожкой. Филимоновская игрушка Филимоновская деревушка .Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку. И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

Понравилось Филимону делать игрушки. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.( рассматривание расписных филимоновских игрушек)

Вос-ль: А вот и наш сундучок- сказка. Давайте посмотрим что в нем. ( рассматривание предметов народных мастеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

Конспект занятия "Путешествие в мир народной игрушки" в средней группе.

           Тема « Путешествие в мир народной игрушки».Цель: Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка».Задачи:- прививать любовь к тридиционной русской культуре,св...

Конспект занятия по математике в средней группе, по сюжету русской народной сказки «Маша и медведь». Использование презентации в Noteвook

Образовательные задачи:  Закрепить   счета в пределах 5, умение соотносить число и количество предметов. Упражнять в умении обозначать результат счёта цифрой.Развивающие: Развивать прос...

Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись

Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами...

Открытое занятие по лепке «Птичка» (по мотивам народных игрушек) в средней группе.

Учить детей лепить из пластилина народную игрушку- птичку, передавая овальную форму тела, круглую головку, оттягивать и прищипывать хвост и мелкие части тела: клюв, короткие лапки. Закреплять умение п...

Вечер развлечения «Тувинские народные традиции» (средняя группа)

Традиции обусловливают базовые тенденции развития тех или иных культур. Каждый человек, отдельная социальная группа, общество в целом обладают собственными традициями (для индивидуумов - привычки). От...

Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)

Календарное планирование «Народная   культура и традиции.» ( средняя группа)...