"Развитие детей старшего дошкольного возраста, имеющих ярко выраженные музыкальные способности путем реализации рабочей программы «Потанцуем, поиграем!»
статья (старшая группа) на тему

Кузнецова Наталья Анатольевна

В материале раскрывается опыт работы педагогов ДОУ с детьми, имеющими музыкальные способности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие детей старшего дошкольного возраста, имеющих ярко выраженные

 музыкальные способности путем реализации рабочей программы

 «Потанцуем, поиграем!»

В последнее время возрастают актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности детей дошкольного возраста. Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития одаренности.

Одаренность ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.

Дошкольное образование должно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя и  свои индивидуальные способности.

        Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Понятие «детская одаренность» очень емкое, поэтому мы будем говорить о детях, имеющих ярко выраженные музыкальные способности.

Наблюдая за воспитанниками в организованной и свободной деятельности, мы заметили, что есть такие дети, которые проявляют интерес к различным видам детской деятельности и музыкальной, в том числе, гораздо сильнее, нежели их ровесники.

Исходя из этого, мы решили свою работу строить таким образом, чтобы своевременно выявить способных детей и проводить с ними специальную работу по развитию тех или иных  способностей.

Как сказал  академик М.А. Лаврентьев: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не дала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Чтобы выявить музыкально способных детей, необходимо уделить серьезное внимание диагностике усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию и выявлению уровня музыкального развития воспитанников.

Проводимая ежегодно диагностика (по методике А.Н.Зиминой, А.И.Бурениной) , помогла нам обратить пристальное внимание на детей, имеющих по всем показателям высокий уровень музыкального развития и творческий потенциал (по наблюдениям педагогов и родителей). Особенно из группы детей старшего дошкольного возраста  выделялась одна девочка –  воспитанница старшей группы – Севиндж Ибадова.

В 2013 – 2014 уч. году в ДОУ был организован кружок ритмики, в котором предложили  заниматься Севиндж.

Для кружка была создана рабочая программа «Потанцуем, поиграем!» на основе программы Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Выбор программы обусловлен тем, что данная программа характеризуется яркостью музыки, жанровым разнообразием музыкальных композиций, доступностью музыки и движений, современной обработкой музыкальных произведений, удобством в использовании и самое главное стимулированием творческих способностей детей  и педагога, особенно в музыкальных движениях. Эту программу можно смело считать ориентированной на работу с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности.

В рабочей программе были сформулированы основные задачи работы с детьми, посещающими кружок, и в том числе с Севиндж:

  • поддержка детей, имеющих ярко выраженные музыкальные способности;
  • развитие музыкальных движений  и творческих способностей детей                                                                                          с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • приобщение  детей к миру прекрасного, расширение музыкального кругозора;

Кроме этого в рамках программы продуманы требования к уровню подготовки воспитанников, спрогнозированы предполагаемые качества развития ребенка. Это: музыкальность, артистизм, коммуникабельность, креативность, желание заниматься танцами, музыкой, позитивизм.  

Занятия проводились  два раза в неделю во второй половине дня по 25 минут. Возраст детей – 5-7 лет.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам Программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы), которую реализует МДОУ № 27: музыкальное воспитание (раздел «Слушание музыки»), ознакомление с художественной литературой и  физическая культура.

Нами была разработана система работы с детьми, имеющими выраженные музыкальные способности, которая включает в себя следующие этапы работы:

  • 1 этап – первичная диагностика детей старшего дошкольного возраста по методике Н.А.Зиминой, А.И.Бурениной, зачисление их в состав кружка, разработка  рабочей программы кружка «Поиграем, потанцуем!», составление графика занятий в кружке;
  • 2 этап – проведение занятий в соответствии с программой, индивидуальная работа с Севиндж и др. детьми (по мере необходимости);
  • 3 этап – работа со специалистами ДОУ и семьей;
  • 4 этап – анализ выполнения программы; заключительная диагностика; итоговые мероприятия. 

Особенно хочется отметить принцип сотрудничества музыкального руководителя со специалистами ДОУ, так как работа с детьми, имеющими определенные способности,  предполагает индивидуальную работу специалистов различных служб ДОУ, а именно:  

  • воспитатели старшей группы наблюдали за девочкой в группе, старались поддерживать приобретенные умения на различных мероприятиях, создавали условия в группе для развития музыкальных способностей всех детей.
  • Педагог - психолог наблюдала за изменениями в эмоциональных проявлениях девочки в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводила при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультировала родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам. Дело в том, что сначала Севиндж была очень застенчивой, плаксивой, неохотно посещала ДОУ. Но занятия в кружке увлекли и раскрепостили девочку. Севиндж  стала получать удовольствие не только от выступлений, но и от репетиций.
  • Учитель – логопед также проводила наблюдения и организовывала индивидуальные занятия для Севиндж, чтобы  улучшить дикцию и интонационную составляющую   речи.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только со стороны работников детского сада, но и со стороны родителей.

Работа предусматривала тесную связь с семьей (в большей степени с мамой), так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома.

Выступления на праздниках, открытых мероприятиях, личное участие семьи в различных мероприятиях детского сада – вся эта работа позволила родителям узнать о богатых творческих возможностях дочери. Такая работа помогла им осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка.

Кроме способностей к музыкальным движениям  у Севиндж  прекрасные вокальные данные. Мы считаем, что эта способность – природная. Севиндж родом из Азербайджана. Ее голос отличается полетностью и приятной тембровой окраской. 

В детском саду организован ансамбль авторской песни для детей дошкольного возраста, которым руководит музыкальный руководитель ДОУ. Севиндж на протяжении двух лет являлась активным его участником. Ансамбль неоднократно выступал в конкурсных программах и детско–юношеских фестивалях авторской песни муниципального и регионального уровня, организованных МОУ ДОД «Детско–юношеский центр» Комитета по делам молодежи администрации г. Мурманска, таких как: «Сверим наши струны» и «Маленький фонарщик». 

Своеобразным результатом работы с ребенком, имеющим ярко выраженные музыкальные способности, стала победа нашей воспитанницы в муниципальном конкурсе «Мурманчаночка», организованном Домом культуры Ленинского района г. Мурманска.

 Жюри конкурса покорили непосредственность, музыкальность, пластичность, артистичность и обаяние девочки.  Испанский танец, в котором Севиндж солировала, был встречен зрителями и другими конкурсантами криками «Браво!» и исполнялся  под бурные и продолжительные аплодисменты зрительного зала.

Как отметила председатель жюри: «Девочка показала все, что в нее вложили педагоги».

Родителям Севиндж было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей девочки в одном из городских учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, мы пришли к выводу:                     только внимательное отношение к ребенку,  разработанная в ДОУ система дополнительных,  индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, сформировать у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности,  укрепить его уверенность в своих способностях.

                 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения "Путь к Олимпийской мечте" с использованием ИКТ

В моей работе представлен комплекс эстафет и конкурсов, направленный на компенсацию зрительных недостатков, коррекцию и развитие физических качеств.Цель: формирование  у воспитанников ценностного...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Проект по выявлению и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Талантливый дошкольник – путь к успеху» на 2020/2021 учебный год

Проектпо выявлению и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ«Талантливый дошкольник – путь к успеху» на 2020/2021 учебный год...