Консультация для воспитателей "Формы этноэкологического развития".
консультация на тему

Данилова Ирина Виссарионовна

Этноэкология — это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnoekologiya.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№3 «Родничок»

Цивильского района  Чувашской Республики»

Консультация

Формы  этноэкологического развития

Подготовила: воспитатель

Данилова И.В.

Цивильск, 2017г.

Этноэкология — это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.

Формы  этноэкологического развития:

- Образовательные ситуации – формы совместной деятельности взрослого и детей в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса (тематических циклов) и принципом интеграции содержания дошкольного образования, где одновременно решаются задачи психолого-педагогической работы всех образовательных областей.

Условно образовательные  (педагогические) ситуации можно разделить на следующие виды:

- Ситуации морального выбора ставит детей перед выбором – откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.

- Ситуация общения и взаимодействия обогащают представления детей о способах разрешения тех или иных проблем в процессе непосредственного общения или взаимодействия в детских видах деятельности. Разновидностью ситуации общения является этическая беседа – диалог воспитателя и детей, направленный на выявление социального опыта  детей, исправление ошибочных суждений, осознание нравственных норм.

- Проблемные ситуации социальной направленности заключают близкую для ребенка жизненную задачу (проблему), в разрешении которой он принимает мысленное участие.

Решая проблемную ситуацию, воспитатель подводит детей к выдвижению разнообразных гипотез, их обсуждению, активизирует эмоционально-чувственный опыт детей, их воображение. Основой для создания проблемных ситуаций могут стать литературные произведения, истории из жизни детей и взрослых, рассказанные воспитателем, в частности короткие рассказы Л.Н.Толстого.

- Игровые ситуации основаны на создании воображаемой (игровой) ситуации, в которой решаются образовательные задачи.

Игровые ситуации основаны на следующих принципах (С.А.Шмаков):

- отсутствии принуждения;

- поддержке игровой атмосферы, реальных чувств детей;

Взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

- переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

- Ситуативный разговор с детьми – небольшой, яркий, эмоциональный рассказ педагога о фактах и событиях, имеющих социально – нравственное содержание, с последующим их обсуждением с детьми  в процессе выполнения ими соответствующей деятельности. (Пример. Во время умывания воспитатель рассказывает детям о каком- либо  знакомом ребенке, который неряшлив, не любит чистоту, не соблюдает правил гигиены, вследствие чего заболел дизентерией и попал в больницу.) понятия ситуативный разговор и с детьми и ситуация общения как формы образовательной работы с детьми достаточно близки. Различие между ними заключается в нюансе – содержание ситуативного разговора всегда имеет такую педагогическую направленность, которая соответствует выполняемой ребенком деятельности, а для ситуации общения это необязательно.

- Циклические экологические наблюдения на прогулках.

1. «Растения - барометры».

В данном цикле дети знакомятся с приметами о погоде чувашского народа по растениям, устанавливают зависимость растений от изменений в состоянии погоды, с тем, что растения служат для человека и пищей, и лекарством, они надежные советники в составлении прогнозов погоды.

Объекты для наблюдения:

Хвойные

Лиственные

Кусты

Злаковые

Цветы

Лекарственные

Ель, сосна

Рябина, клен, береза, липа, тополь, дуб,

осина, черемуха

Сирень, жасмин,

шиповник, орешник

Пшеница, рожь, овес

Одуванчик, василек, колокольчик, клевер, анютины глазки, мальва

Мать - и - мачеха, чистотел, репейник, фиалка, луговая герань

2. «Птицы - метеорологи».

В цикле используются синоптические способности птиц для прогнозирования погоды.

Объекты для наблюдения:

Исчезающие

Перелетные

Зимующие

Кукушка, ласточка, куропатка

Грач, снегирь, соловей, журавль, скворец, утка

Воробей, голубь, ворона, галка

3. «Насекомые - предсказатели погоды».

Много примет чувашского народа основывается на поведении насекомых: бабочек, комаров, мошкары, которые активно реагируют на изменения погоды.

Объекты для наблюдения:

Бабочки

Жуки

Перепончатокрылые

Капустница, лимонница, махаон

Божья коровка, муравей, жужелица, хрущи

Комар, кузнечик, пчела, шмель, мошкара, цикада, муха

4. «Прогноз погоды по неживой природе». 

Народная копилка примет о погоде, передаваемых из поколения в поколение о явлениях неживой природы (о солнце, небе, звездах и др.).

Объекты для наблюдения:

Небесные тела

Явления природы

Приметы сезонов

Солнце, Луна, звезды, Земля

Восход, закат, день, ночь, сумерки,

ливень, моросящий дождь, роса, туман,

лед, снег, иней, сосульки, капель, радуга

Ветер, дождь, тучи, листопад, облака, снегопад, пурга, снег, лед, пар, мороз, вьюга, таянье снега, дым

Воздух, ненастье, осадки, метель, хлопья, крупа, буран, заморозки, оттепель

5. «Домашние животные – барометры погоды».

Домашние животные прекрасные индикаторы погоды.

Объекты для наблюдения:

Собака

Кошка

-  Электронно - дидактические игры 

«Чувашские народные приметы о погоде» - это электронное приложение к программе.  Игры могут быть использованы как в совместной, так и в самостоятельной видах деятельности.

- Речетворчество – рифмовки народных примет о погоде - это совместное сочинительство, творческо – игровой процесс воспитателя с детьми и обучение чувашскому языку.

Они повышают эффективность наблюдений за изменениями, происходящими в природе, моделирование  и рифмовки примет, что способствует формированию логики и выразительности речи детей. Так дети, наблюдая за изменениями состояния погоды во время прогулок, могут зарифмовать некоторые из примет самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. Примеры детско-взрослых рифмовок, записанных Г.А.Ишмуратовой:

Если тихо и солнце печет, будет гроза (град) на следующий день.

Очень тихо, очень жарко, солнце все печет…

Говорит народ чувашский:

«Завтра дождь пойдет.

Будет дождик, будет гром,

 И гулять мы не пойдем!»

Если облака перемешиваются (двигаясь в разные стороны), будет дождь.

Вот по небу облака

Движутся туда-сюда…

Все смешалось, посмотри,

Словно белый дым вдали,

По чувашской-то примете

Завтра будет дождь, поверьте.

Собака залезла в воду – к непогоде.

Ты, собака, не лай, в воду не залезай,

А то сильный дождь пойдет –

Так гласит примета.

Ведь народ чувашский знает

И не зря нам сообщает:

Что собака в воду-

Ждите непогоду.

- Чтение познавательной детской литературы, народных сказок, легенд о природе, рекомендуемых программой.

Рекомендуемые чувашские народные сказки и легенды о живой природе:

  1. Легенда о начале хлебопашества.
  2. Отчего ласточка двухвостная.
  3. Кукла.
  4. Хитрая лиса.
  5. Волк и собака, да кошка с мышкой.
  6. Лиса и дятел.
  7. Как собака подружилась с человеком.
  8. Кот и воробей.
  9. Почему сосна и ель вечнозеленые?
  10.  Почему у иволги желтый наряд?
  11.  Гора Вайдармина.

Рекомендуемые русские народные сказки:

  1. Репка. (Обработка К.Ушинского.)
  2. Как коза избушку построила. (Обработка М.Булатова.)
  3. Теремок. (Обработка М.Булатова.)
  4. Лиса и заяц. (Обработка В.Даля.)
  5. Зимовье. (Обработка И.Соколова-Микитова.)
  6. Петушок – золотой гребешок и меленка. (Обработка А.Афанасьева.)
  7. Три медведя. (Обработка О.Капицы.)
  8. Два Мороза.
  9. Лиса – лапотница. (Обработка В.Даля.)
  10. Ворона. (Обработка В.Даля.)
  11. Маша и медведь. (Обработка М.Булатова.)
  12. Козлята и волк. (Обработка К. Ушинского.)
  13. Петушок и бобовое зернышко. (Обработка О.Капицы.)
  14. Снегурушка и лиса. (Обработка М.Булатова.)

- Демонстрация диафильмов, слайдов, видеозаписей 

«О природных явлениях», «Времена года» и  т.п.

- Моделирование народных примет – создание карт – опор по народным приметам о погоде.

    Одним из эффективных способов развития интереса детей к природе ближайшего окружения является создание системы игротеки «Народное погодоведение», где в увлекательной форме дети придумывают авторские модели (схематические рисунки) – карты-опоры русских народных примет о погоде и схематических изображений орнаментальных «прочтений» детьми природных явлений, чувашских народных примет.

    Дети  самостоятельно могут придумать схематическое  изображение примет, используя цвет и символы. «Если облака редкие, то будет ясно, прохладно», гласит народная примета. Дети обычно рисуют по этой теме солнце с короткими лучиками - светит, но не греет. Так создаются карты - опоры.

- Экспериментирование с новыми природными объектами на экологической тропе, рекомендуемыми программой.

*Может ли тень дерева двигаться?

*Где жарче: под листвой или на открытом месте?

*Где больше солнечных лучей?

*Исследовать лист дерева: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (гладкий, пушистый, шершавый и т.д.) Есть ли на нем волоски? (если да , рассмотреть их под лупой)

*Кончик листа, он какой, острый или тупой? Мягкий или твердый? Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Какую геометрическую фигуру напоминает?

*Определить, где различные растения лучше растут (в тени или на свету); 

*Размножение растений делением куста.

*Что будут делать муравьи, если одну дорожку засыпать песком, а вторую - сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

* «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», « Где будут первые проталины?»

* Посчитав кольца на пне,  узнать,  сколько лет было спиленному дереву.

* Тонет, не тонет;

* Определить, где различные растения лучше растут: в воде или на суше;

* Сравнение речных камушков и т. д.

- Рассматривание картин чувашских художников – пейзажистов, рекомендуемых программой.

Лукиянов Викентий Анатольевич

Поздняя осень

Золотая осень

У пруда (Золотая осень)

Май. Яблони в цвету (Весна света)

Данилов Анатолий Васильевич

Осень в селе (Золотая осень)

Конец дня (Ранняя осень)

Лег снег (Поздняя осень)

В лучах осеннего солнца (Золотая осень)

Зимний вечер (Поздняя осень)

Волга (Золотая осень)

Утро прошедшего лета (Ранняя осень)

Чебоксары. Город на Волге (Ранняя осень)

Апрель. Утро туманное (Весна воды).

Весна в бору (Весна зелени)

Март (Весна света)

Разлив на Вятке (Весна света)

Юон Константин Федорович

Осенний вид с балкона (Золотая осень)

Осень (Ранняя осень)

Русская зима.

Весенний солнечный день (Весна света)

Овчинников Николай Васильевич

Весна. Пробуждение (Весна воды).

Ранняя весна (Весна света).

Половодье (Весна воды).

- Музыкально - эколого – психологические тренинги.

 «В зимнем лесу», «Лесное путешествие», «Танец светлячков».

- Театрализация народных сказок, легенд о природных явлениях, рекомендуемых программой.

«Почему сосна и ель вечнозеленые», «Секреты зимней природы».

- Экологическая экскурсия – важная форма организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду. Основное значение экологических экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим важным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно организуется по ее ходу.

Включение в ход экскурсий разнообразных исследовательских заданий детям, использование тех или иных методов познания должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

«Первый листопад»,

- Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экологической экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключении проводиться итоговая беседа.

Использованная литература:

- Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа/ Т.В.Мурашкина. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

- Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ [О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик и др. ; науч. рук. А.Г.Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В.Федина]. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для педагогов «Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческих способностей в конструировании»

Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческихспособностей в конструировании....