«Развитие познавательной деятельности в дошкольном возрасте»
статья на тему

Шумкина Елена Вячеславовна

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т.п.

С изменением социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос уже более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры.. Между тем в нашей стране сложилось так, что:

-о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;

- при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;

- россияне в основном являются «пассивными» потребителями.

Поэтому экономическое воспитание и образование нужно начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, именно,  через игру ребенок осваивает и познает мир.  Следовательно, игровая деятельность становится основным средством  экономического воспитания старших дошкольников.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения старшими дошкольниками сложных экономических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_rmo.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ

Лямбирского муниципального района РМ»

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

Выступление на педагогических чтениях

для воспитателей методического объединения  Лямбирского района

 

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                  воспитатель

                                                                                                   Шумкина Е.В.

Лямбирь

2017

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т.п.

С изменением социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос уже более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры.. Между тем в нашей стране сложилось так, что:

-о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;

- при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;

- россияне в основном являются «пассивными» потребителями.

Поэтому экономическое воспитание и образование нужно начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, именно,  через игру ребенок осваивает и познает мир.  Следовательно, игровая деятельность становится основным средством  экономического воспитания старших дошкольников.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения старшими дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, создается  естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Практические навыки обращения с деньгами дети старшего дошкольного возраста приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Сберкасса», «Прачечная»,  «Банк», «Кафе» и др.

Знакомство с разными формами сбыта продукции, дети получают в ходе сюжетно – ролевых игр: «Аукцион», «Рынок», «Рекламное агентство», а знакомство с ресурсами своей страны в ходе таких игр, как «Геологи», «Газовики».

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения : «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.  Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  проводить в ходе игры- путешествия «Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью ознакомления с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие.

Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

Очень важно чтобы в группах была создана предметно развивающая среда. Оборудование  в центрах детского развития к ролевым играм, учебная зона должны быть динамичны, доступны, многофункциональны.

Кроме того, большую роль играет наглядно – иллюстрационный материал, который помогает детям лучше усвоить тему. Это могут быть карты-схемы прихода воды или энергии в дом, лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Включи электросчетчик», карта – схема «Путешествие в городе» и другое.

Необходимо создать картотеку игр, в которую могут войти игры «Дороже – дешевле», «Супермаркет», «Булочная», «Маленькие и большие покупки», «Кем быть?» и другие.

В нашем детском саду на протяженнее нескольких лет в подготовительной к школе группе работали по программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». В настоящее время в  подготовительной группе, мы используем элементы этой программы. Так, например,  при изучение темы «Продукты», мы с детьми организовали рекламное агентство, где дети были дизайнерами и изготовляли рекламный щит для продуктовых магазинов. А на занятиях по формированию элементарных математических представлений при изучении темы «Деньги», дети познакомились с историей возникновения денег, играли в игру «Путешествие» и знакомились с денежными единицами разных стран.

Старшие дошкольники – это будущие школьники, затем студенты и,  конечно, же труженики. Именно, опыт, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станет фундаментом для успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы по формированию экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...