«Использование мнемотехники в НОД - рисовании».
проект (средняя группа) по теме

Мокрецова Алла Николаевна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» - К. Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_mnemotehnike.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» - Детский сад №1 «Журавушка».

Проект 

«Использование мнемотехники в НОД -  рисовании».

Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Детский сад №1 «Журавушка»

с. Холмогоры, Архангельская область.

Холмогоры 2018 год.

1

«Использование мнемотехники в НОД - рисовании».

Пояснительная записка.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».                                                                  К. Д. Ушинский.

Мнемотехника – это наука о словесной памяти.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Мнемо́ника (от греческого «mnemonikon» искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Википедия. 

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

Мнемотехника – это система «внутреннего письма», позволяющая последовательно «записывать»  в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.

2

Мнемотехника  развивает:

• Ассоциативное мышление.

• Зрительную и слуховую память, слуховое внимание.

• Воображение.

• Связную речь.

• Мелкую моторику.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы можно найти в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, которая тренирует память, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, развивает умение составлять связный рассказ по образам. Как любая работа строится от простого к сложному. 

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

Запоминание материала по лексическим темам.

Обучение рассказыванию.

Заучивание стихотворений, пословиц.

Обучение грамоте (запоминание букв, правил).

Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.

Формирование элементарных математических представлений.

Природоведение.

Историческое.

Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию).

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется заучивание, пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Использование опорных рисунков (мнемотаблиц)  для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Литература: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»  Полянская Т.Б. СПБ ДЕТСТВО - ПРЕСС 2009г.

3

Цель проекта:

Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи проекта:

1.Учить детей перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы.

2. Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.

3. Развивать зрительно – образную память, внимание,  связную речь, ассоциативное мышление, творческую фантазию  у  детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Актуальность проекта:  в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, а применение схем облегчает запоминание,  развивает память и  речемыслительную деятельность детей.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Объект:

Изобразительная деятельность и связная речь детей дошкольного возраста. 

База исследования:

Детский сад №1 «Журавушка».

Этапы реализации проекта:

2017 – 2018 учебный год.

Участники проекта:

Дети и воспитатели подготовительных групп.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

Чтение наизусть стихов о жанрах картин с использованием мнемотаблиц.

Для педагогов: 

Создание системы работы с детьми по работе с мнемотаблицами.

4

Результаты реализации проекта:

Произвольное запоминание.

Группа №3 Количество детей -

Результат.

С лёгкостью воспроизводит текст  стихотворения.

8

Воспроизводит текст с незначительной помощью.

10

Воспроизводит текст только с помощью.

2

Стихи о жанрах живописи.

«Пейзаж».

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется … (пейзаж).

«Портрет».

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется … (портрет).

«Натюрморт».

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это … (натюрморт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности средняя группа.Интегрированное занятие с использованием мнемотехники и нетрадиционного рисования.

Конспект  интегрированного занятия с использованием менмотехники и нетрадиционного рисования средняя группа....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники (рисование мнемодорожек).

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники(рисование мнемодорожек). Цель: научить детей пересказывать текст, с наглядной опорой, отображающую последо...