Главные вкладки

    «Создание условий для поддержки детской инициативы»
    консультация на тему

    Зиновьева Инна Рашидовна

    консультация для педагогов «Создание условий для поддержки детской инициативы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdanie_usloviy_dlya_podderzhki_detskoy_initsiativy.docx25.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение

    "Детский сад № 22 "Журавушка" общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности

    по художественно-эстетическому направлению развития детей"

    г. Шарыпово Красноярского края

    Консультация для воспитателей

    «Создание условий для поддержки детской инициативы»

    Подготовила воспитатель:

     Зиновьева Инна Рашидовна

    Шарыпово

    2017г.

    Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

    Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

    Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

    В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

    Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

    • игра;
    • познавательно-исследовательская деятельность;
    • продуктивная деятельность;
    • коммуникативная деятельность и др.

    Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

    Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

    Для развития детской инициативности нужно:

    1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.

    2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

    3. Поддерживать инициативу

    Способы и направления поддержки детской инициативы

    Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

    • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
    • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
    • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

    Оказание недирективной помощи детям.

    Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех,  кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают,  они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

    Задача воспитателя – создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

    Это могут быть  проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

    Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого,  о которых  говорилось  выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

    Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

    -        формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

    -        создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

    -        предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

    Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор.

    Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

    Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

    Проектная деятельность

    Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

    Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

    1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности дляих жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

    2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

    3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

    4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

    5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

    6. для поддержки инициативы втворческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

    7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

    8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

    Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"

    Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....

    «Создание условий для поддержки детской инициативы»

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....

    Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

    Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

    Создание условий для поддержки детской инициативы

    Статья о создании условий для поддержки детской инициативы в МБДОУ ЦРР - дс 89 "Парус"...