"Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
проект (старшая группа) на тему

Михальченкова Татьяна Анатольевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении старших дошкольников количеству и счету»

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Михальченкова Т.А.

2017-2018гг.

Содержание проекта:

  • Актуальность проблемы
  • Выявление проблемы
  • Обоснование необходимости проекта
  • Цель и задачи проекта
  • Методы и механизмы реализации проекта
  • Методы и приемы
  • Формы объединения детей
  • Рабочий план реализации проекта
  • Конкретные ожидаемые результаты проекта
  • Дальнейшее развитие проекта
  • Список используемой литературы

Актуальность проекта:

Тема «Состав числа из двух меньших» - одна из самых объемных и трудных для понимания детей и в то же время важных для усвоения будущими первоклассниками. К сожалению, в практике дошкольного образования ей уделяется незаслуженно мало внимания. К концу подготовительной к школе группы дети не запоминают пары чисел и редко пользуются ими при вычислении.

Педагогическая проблема:

Как сделать трудное дело приятным для детей, заинтересовать их, помочь при запоминании пар каждого числа?

Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Обоснование необходимости проекта:

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Дошкольник проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Эти целевые ориентиры прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах на этапе завершения дошкольного образования.

Цель проекта:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

1. Формировать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.

3. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Методы и механизмы реализации проекта

Тип проекта – практико-ориентированный, познавательно исследовательский

Срок реализации – ноябрь 2017г. – февраль 2018г.

Участники: дети, воспитатели группы и родители

Количество участников: 24 ребёнка 6-7 лет и их родители.

Предполагаемые результаты

Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Рабочий план реализации проекта

I этап – подготовительный

Заинтересованность родителей в реализации проекта;

Создание условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в методических пособиях, в интернете.

Разработка картотеки с использованием дидактического занимательного материала

II этап – основной

Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.

Оформление уголка занимательной математики

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»

III этап – итоговый

Реализация дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей.

Самостоятельная деятельность в математическом уголке

Использование дидактических игр на НОД;

Индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием развивающих математических игр.

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Дидактические принципы:

Актуальность дидактического материала. (Актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др. собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений).

Коллективность (Позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные).

Соревновательность (Создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой).

Гибкость и вариативность их применения. (Постоянного наращивания трудности в играх).

Закрепление и усложнения одной той же игры.

Поэтапное внедрение развивающих игр

Методы и приемы

  • Практические
  • Экспериментирование
  • Моделирование
  • Воссоздание
  • Преобразование
  • Конструирование

Формы объединения детей

  • Вся группа
  • Малые группы
  • Самостоятельно
  • Парами

Анализ результативности проекта

Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

Положительная динамика роста математического развития детей.

Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.

Оформлен уголок занимательной математики.

Изготовлены дидактические игры по математике: «Домики», «Математическая ромашка», «Большая стирка», «Волшебные круги», «Рыбалка», «Математические цветочки», «Запиши пропущенные цифры», «Вставь пропущенные цифры», «Числовой ряд», «Божьи коровки» и др.

Список используемой литературы:

  • З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
  • А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М. ; Просвещение 1987г.
  • К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
  • Интернет ресурсы