КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ "РАСХОДЫ. ВИДЫ РАСХОДОВ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Оськина Татьяна Ивановна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_temu_rashody.vidy_rashodov.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

- Показать, что бывают основные расходы и не основные.

Задачи.

- Закреплять и расширять знания о понятиях доход, расход;

- Учить решать экономическую задачу;

- Учить рационально тратить деньги;

- Учить дифференцировать понятия «хочу» и «надо»;

- Развивать логическое, аналитическое  мышление, речь детей.

Оборудование. Модель «расходы» (кошелек- бюджет с отходящими от него стрелками), карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (шубка, ружье, таблетки, очки, боксерские перчатки, кукла, машинка, одежда, продукты питания, свет, газ); карточки с покупками трех поросят: дом, сладости, продукты питания; листики «блокнота» с надписями доходов и расходов

                                                   

                                         

                                           

                            Ход занятия.

Воспитатель. Дети, на прошлом занятии мы с вами познакомились с семьей. Мы узнали, что в этой семье есть доходы и расходы. Давайте вспомним, что такое доход?

- Маша, скажи, что такое доход? (все деньги, которые поступают в семью) Молодец.

- Дима, повтори, что такое доход?

- А теперь вспомним, что же такое расход?

- Таня, скажи, что такое расход? (это деньги, которые тратит семья).

-  Верно, молодец.

- Саша, повтори, что такое расход?

-Да, дети, доход- это деньги, которые семья получает, а расход- это деньги,  которые семья тратит.

                                           

                                        Дидактическая игра «Блокнот».

Воспитатель . Ребята, сегодня у меня случилась неприятность. Блокнот, в который я записывала доходы и расходы своей семьи, разлетелся на отдельные листочки и теперь я запуталась, где записаны доходы, а где расходы. Помогите мне разобраться. Я буду вам читать записи на листочках из блокнота, а вы говорить, какая это часть бюджета– доходы или расходы, и разложим  все листочки в две стопочки

Воспитатель читает, дети хором отвечают:

Получили зарплату–

Купили арбуз –

Истратили на продукты –

Бабушка получила пенсию –

Заплатили за свет –

Нашли 10 руб.-

Купили билеты в кино –

Заплатили за телефон–

Продали старый автомобиль дедушки-

Заплатили за ремонт холодильника –

Порвалась куртка-

-Спасибо вам большое, ребята! Без вас я бы не справилась! Теперь мой блокнот в порядке!

Воспитатель: А сейчас послушайте историю, которая однажды произошла с уже знакомой нам семьей:

 Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

                Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников-  нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

                                       

                               

                                     Физкультминутка.

Воспитатель. Дети, а сейчас немного отдохнем.

Встаем  в круг. Повторяем  движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять

Дети учатся считать,

Экономить, управлять.

Что считаем? Наш бюджет,

Экономим газ и свет,

Управляем мы деньгами –

Это наша помощь маме.

Шесть, семь, восемь, девять, десять-

Экономить будем вместе.

Всей семьей доход считаем

И расходом управляем!

-молодцы!

Воспитатель. А сейчас тихо сядем на свои места.

                                Решение экономической задачи.

- Скажите, вы помните сказку про трех поросят?

Дети. Да!

Воспитатель. Вот послушайте, как поросята распоряжались своим бюджетом, как расходовали деньги.

Три брата Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф работали строителями. Получив зарплату, поросята решили сделать необходимые покупки (в ходе задачи на доске выкладываются соответствующие карточки)

 Ниф-Ниф подумал, что продукты питания – самое необходимое, их надо купить как можно больше, и всю зарплату потратил на продукты. (Выкладываются карточки)

Нуф-Нуф очень любит развлекаться и есть сладости. Ему нравилось ходить в лесное кафе «Сластена». И его зарплаты хватило на один выходной день. (Выкладываются карточки.)

Наф-Наф хотел купить новый  дом, потому что старый пришел в непригодность. Он долго копил деньги и сейчас, добавив часть зарплаты, смог это сделать. (Выкладываются карточки.)

Воспитатель. Как вы думаете, кто из поросят правильно использовал заработанные деньги?

-Света, как ты считаешь? Почему?

-Дима, а ты как думаешь, кто из поросят поступил правильно со своими доходами?

Воспитатель. Правильно, ребята. Молодцы!                           

                                           

                                                 ИГРА «Хочу и надо»

На мольберте заготовлены карточки с изображением различных предметов.

Воспитатель . А сейчас поиграем в игру «Хочу и надо».

- Дети, посмотрите на эти карточки внимательно  (переворачивает приготовленный мольберт карточками к детям)

-  Вам нужно убрать предметы,  которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «хочу».

-Даша, подойди и убери одну такую карточку (убирает). Почему ты убрала эту карточку?

- Вадим, убери карточку, которую ты считаешь нужной. Почему?

 -и т.д.

Воспитатель. А теперь посмотрите на оставшиеся предметы и объясните, для чего нужен каждый из предметов? (хоровые ответы детей).

-Верно. К какому понятию мы отнесем эти предметы : «хочу» или «надо»?

-Ответы детей. «надо»

Воспитатель. Правильно, ребята!

-Давайте еще раз назовем все предметы, которые мы отнесли к понятию «хочу», без которых можно обойтись – показывает соответствующие  карточки (называют)

- Что мы отнесли к понятию «надо»? - показывает на доске  (дети называют)

-Хорошо, молодцы!

                                         

                                           Домашнее задание.

Воспитатель. А домашним заданием для вас будет: узнать у родителей, на что в вашей семье тратятся деньги, и нарисовать все покупки.

                                                    Итог занятия

Сегодня мы с вами узнали, что расходы бывают разные: основные – это покупки, без которых человек не обойдется; и неосновные – это товары, без которых мы можем пока обойтись.

Мы так же убедились, что деньги надо тратить разумно, экономно, чтобы их хватило на все необходимое.

Вы хорошо работали, правильно отвечали на вопросы. Молодцы!

               

             

                                     ИГРА «Хочу и надо»

 Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Материал: карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, электричество, собака, сладости, , кукла, компьютер.

Ход игры.  На мольберте заготовлены карточки с изображением различных предметов

Задание 1-  убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые отнесем к понятию «хочу». Предложить обосновать свой выбор.

 Задание 2 - Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались, которые относим к понятию «надо»

                             

                           Дидактическая игра «Блокнот».

Воспитатель говорит, что ему нужна помощь: рассыпался на листочки блокнот, где записывались доходы и расходы и просит помочь разложить листочки на две стопочки: доходы и расходы. Читает записи на листочках из блокнота, дети говорят, какая это часть бюджета-  доходы или расходы, а воспитатель раскладывает по стопочкам.

«Заработная плата –

«Купили хозяйственную сумку –.»

«Истратили на продукты –.»

«Пенсия бабушки –.»

«Заплатили за свет –.»

«Купили билеты в театр –.»

 «Заплатили за телефон –.»

«Купили новые колёса для автомобиля –.»

«Заплатили за ремонт холодильника –.»

И т.п.

                                    Игра «Доход-Расход»

Воспитатель.  Ребята, поиграем в игру «Доход – расход». Я бросаю вам мяч и говорю фразу, а вы мне отвечаете , что это: доход или расход. Будьте внимательны!

Папа получил зарплату -Д 

Порвались штаны -Р
Выиграли в лотерею –Д 
Потеряли кошелек -Р
Нашли  10 рублей- Д
Продали часть урожая помидор –Д 
Купили арбуз -Р 

Продали дачу- Д
Заплатили за воду –Р

Маме прибавили зарплату-Д

Сломалась стиральная машина- Р

Заплатили за детский сад- Р

Дедушка продал старую машину- Д

Папе выдали премию- Д

                                     

                                        ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

                                                     Ход игры.

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них раздается одинаковое количество карточек с изображением различных предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Вариант 1.  Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались не закрытыми. Обосновать их необходимость для человека.

 Вариант 2.  Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались открытыми.

С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.