Музыкально-литературный час, посвященный творчеству Мустая Карима "Как пело его сердце"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель - открыть детскую душу состраданию, сопереживанию, добру через художественное слово башкирского писателя, поэта.

Познакомить детей с творчеством башкирского поэта; воспитывать в них умение видеть красоту окружающего мира, красоту родной земли, гордость за своих соотечественников; формирова у детей интерес к чтению и книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_pelo_ego_serdtse.docx26.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкально – литературного вечера, посвященное творчеству Мустая Карима

«Как пело его сердце…»

Цель:

открыть детскую душу состраданию, сопереживанию, добру через художественное слово башкирского писателя, поэта.

Задачи:

-  познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя         Мустая Карима;

- воспитание  нравственных качеств: честность, порядочность,               ответственность за свои дела и поступки, а также представление о добре и желание противостоять злу;  

 

- формирование умение видеть красоту окружающего мира и бережно к ней относиться;

- воспитание  любви к Родине,  красоте родной земли, гордости за своих соотечественников;

- формирование у детей  интереса к чтению и книгам;

- развитие вокальные навыки детей;

- закрепление  музыкально-ритмические навыки: умение ориентироваться в пространстве, умение двигаться ритмично, умение владеть предметами.

Музыкальный материал:

 аудиозапись  «Утро» Х. Ахметов, фонограмма песни «Дедушкины медали» А. Зиннурова, аудиозапись голоса Мустая Карима, аудиозапись звучание курая, запись музыки для башкирского танца, нотное сопровождение песни «Край родной» Е. Гомонова

Оборудование:

 мультимедийное оборудование, башкирские платки для танца, журнальный столик,  несколько книг Мустая  Карима, подсвечник со свечой, портрет писателя, звукозапись голоса Мустая  Карима, атрибуты костюмов к театрализованной постановке.

Звучит музыкальное произведение «Утро» Х. Ахметова, дети спокойно входят в музыкальный зал, садятся на стульчики полукругом. В центре зала стоит столик, на нем портрет Мустая Карима, подсвечник со свечами. В середину выходит ребенок, читает стихотворение М. Карима «Прилетай»:

Милый скворушка, скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил,

Не скворешня, а дворец!

Я твой домик расписал

Голубым, зеленым,

Сверху ветку привязал

Молодого клена.

Прилетай и распевай

Песню про зеленый май!

Прилетай в наш дом скорей!

Все готово! Прилетай!

Музыкальный руководитель: Ребята, вы послушали сейчас стихотворение. Кто из вас знает, кто написал это стихотворение?

Дети: Башкирский поэт Мустай Карим.

Музыкальный руководитель: Правильно.(обращает внимание на портрет, стоящий  на столе). Ребята, посмотрите на этот портрет. Это портрет народного поэта Башкортостана Мустая Карима. В сентябре 2005 года его не стало, но память о нем живет в наших мыслях и в наших сердцах…

Воспитатель: В тридцати  километрах от Уфы, неподалеку от реки Демы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. При въезде на главную улицу – общественный колодец. Деревянный сруб, вал с цепью и ручкой, маленькая крыша, на крыше металлический флажок, а на флажке вырезаны слова: «Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!» Колодец был испокон века, а вот надпись на нем появилась лишь тридцать лет тому назад, в день шестидесятилетия замечательного поэта Мустая Карима.

Ребенок читает стихотворение:

Мне с датою рожденья повезло:

Я родился не рано и не поздно…

Гудит октябрь… Двадцатое число…

Березы сыплют на тропу мне звезды.

Мне повезло с землей моей.

Ты – чудо, Башкирия!

Ты – свет в моей судьбе!

Музыкальный руководитель:Народный поэт слава и гордость БашкортостанаМустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов, родился 20 октября 1919 года, в деревне Кляшево Чишминского района в семье крестьянина – середняка Сафы Каримова. Мустафа Сафич Каримов –  талантливы        й и мудрый писатель, поэт, драматург. Этот человек стал родным для множества людей, просто потому что любил их, и писал для них книги. И долгие годы он садился за стол, брал в руки перо, и строчки бежали по бумаге от рассвета и до заката, который он любил за то, что знал: «…он разлучается с солнцем всего на одну ночь…».

Воспитатель: Рос Мустай Карим в многодетной семье. Рос он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он сам писал про себя: «Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать – учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; Муххарам, сын Курбана – плести лапти, солдаты – терпению, Тукай и Пушкин – сочинять стихи… »

Музыкальный руководитель: «В нашем роду первым грамотным человеком стал один из моих старших братьев – Муртаза, который после революции окончил начальную школу, - вспоминал Мустай Карим. – А до него никто из наших не умел даже ставить свою подпись. Вместо подписи ставили  «тамгу» - метку, похожую ни то на вилы, ни то на куриную лапу. ЕЕ можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе лошади, и даже на топорище». Мустаю Кариму, родившемуся и выросшему во время Советской власти, первому в своем роду посчастливилось получить высшее образование: окончив семилетнюю школу в родной деревне, он два года учился на Уфимском педагогическом рабфаке. Перед самой Великой Отечественной войной окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института.

Воспитатель: Когда Мустафа учился в институте, он начал писать свои первые стихи. Когда началась Великая Отечественная война, Мустафа пошел на фронт, где был тяжело ранен. С самого начала войны М. Карим в действующей армии. По окончании краткосрочных военных курсов он служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона, работал корреспондентом фронтовых газет.  В августе 1942 годы был тяжело ранен в грудь. Около полугода М. Карим лечил свои раны в госпиталях.

Дети по очереди читают стихи:

- Я ухожу, товарищи на фронт,

Чтоб стариков текла спокойно старость,

Чтоб нашим девушкам краса осталась,

Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,

Чтобы над Белой не сгущались тучи.

- Товарищи, я ухожу на фронт.

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За маленького сына моего,

И Родины любимой торжество!

- Орудий грохот. Едкий дым

Сползает по горе.

Звезда над лагерем моим,

Атака на заре!

- Копытом иноходец бьет,

По ледяной горе.

Не спят джигиты, каждый ждет

Атака на заре!

- Клинок отточенный со мной

В узорном серебре

С победой я вернусь домой!

Атака на заре!

Музыкальный руководитель: Мустай Карим участвовал в боях за Украину, Венгрию, Молдавию, Болгарию. День Победы 9 Мая 1945 года он встретил в Вене. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями. И сейчас в память обо всех воинах, победивших в этой страшной войне, мы исполним песню башкирского композитора Альфии Зиннуровой «Дедушкины медали»

Песня «Дедушкины медали» музыка и слова АльфииЗиннуровой.

  1. Динь – динь – динь звенят медали,

На груди у дедушки,

Любим мы с сестренкой слушать

Звонкие их песенки!

Припев: Динь – динь – динь звенят,

               О Победе говорят!

  1. Дедушка прошел с боями
    По дорогам фронтовым,

И с Победой возвратился

К своим близким и родным.

  1. И. порой, звенят с тоскою

Все медали, ордена

Помните, и не забудьте,

Кем свобода спасена!

Припев: Динь – динь – динь звенят,

               О Победе говорят!

Воспитатель: После окончания войны Мустай Карим всецело отдается творческой и общественной деятельности. Его поэтические, прозаические и драматические произведения изданы на многих языках и читаются в разных уголках земного шара. Одну из своих послевоенных книг он назвал «Возвращение» (воспитатель показывает детям сборник стихов) Этот поэтический сборник с радостью возвещал и о возвращении поэта – победителя на Родину, к любимой, к песне, по которой он истосковался; об установлении мира на земле и возвращении счастья людскому сердцу.         М. Карим считает, что писатели не имеют права ограничиваться описанием того, что видят и слышат, а должны воспеть душу народа. «Наша литература не суть звука ракет, или гул поездов и шум нефтяных фонтанов, а была и будет песней народной души.»

Ребенок читает стихотворение:

И в ясный день, и вечером морозным,

Чернее сумрак или зной лютей,

Я путь определяю не по звездам,

А – как по звездам – по глазам людей,

По радостным, печальным и серьезным…

Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,

Чтоб в песне, не солгав, не ошибиться…

Девочки исполняют башкирский танец с платками под башкирскую народную мелодию «Гульназира»

Музыкальный руководитель: Мустай Карим – человек многогранного таланта. Он не только замечательный поэт, но и признанный драматург, и превосходный прозаик. Такие его пьесы, как «Одинокая береза», «Неспетая песня», «В ночь лунного затмения», «Страна Айгуль», ставились на сценах многих театров России. Переведены на многие языки повести «Радость нашего дома», «Треножник».

Воспитатель: Вот как сказала про Мустая Карима одна уфимская школьница: «Он похож на седой Урал, коренастый, с суровыми чертами лица. Гора защищает от непогоды и дарит красоту» Вот кто такой Мустай Карим! Мудрый, добрый, очень нужный всем человек, которому верят. Настоящий поэт!

В звукозаписи звучит голос Мустая Карима:

Достану, коль заставит жизнь меня,

Горячий уголь прямо из огня!

Буду жить, пока грохочут бури,

И гореть, как молния горит!

Музыкальный руководитель: О том, что Мустай Карим – золотых дел мастер в своем ремесле, говорит его отношение к Слову, которое для него прежде всего «Его Величество». Был такой случай: на улице к нему подошла незнакомая женщина, недавно похоронившая дочь, и сказала: «Жаль, что вы пишите стихи, если бы вы были врачом, сумели бы ее спасти…»А он спасал и не будучи доктором. Другая женщина на Дальнем Востоке, хотела покончить с собой, но под руку ей попалась повесть «Долгое – долгое детство». Дочитав ее, она обнаружила в себе силы жить дальше. Ее нетрудно понять.

Воспитатель: Бытует в народе мудрость одна: цена человека – жизнь и дела. Дела Карима – его произведения. Он говорит, что окунулся в детство, хотя никогда с ним и не прощался. В его книге «Долгое – долгое детство» на обложке изображен бородатый человек в коротких штанишках. Это он, и он останется таким всегда. Мустай Карим не ощущал себя вне детства, потому что счастлив по-настоящему.

Музыкальный руководитель: А сейчас наши юные артисты из театральной студии покажут небольшой спектакль, который подготовили по рассказу Мустая  Карима «Туда или сюда?»

Театрализованная постановка по рассказу М. Карима «Туда или сюда?»

На сцене стоит стол, на котором сидит девочка.

Мать: Альфия, слезь со стола, нельзя на нем сидеть!

Альфия: А я хочу!!!

Мать: Я кому сказала! Если не слезешь, я тебя накажу!

Альфия: Все ругаете и ругаете меня! Уйду я от вас!

Мать: Иди!

Альфия: Уйду!

Альфия надевает ботинки, но не может завязать шнурки.

Альфия: Завяжите мне шнурки!

Мать завязывает ей шнурки. Альфия идет к вешалке, но не может достать и снять пальто.

Альфия: Достаньте мне пальто!

Старший брат достает ей пальто, помогает застегнуть. Альфия идет к двери, но не может ее открыть.

Альфия: Откройте мне дверь!

Отец открывает ей дверь и идет вместе с ней на крыльцо. Альфия уныло бредет к воротам, останавливается, смотрит по сторонам, оборачивается к отцу и спрашивает.

Альфия: А куда мне идти? Туда или сюда???

Отец: Не знаю.

Альфия вздыхает и идет обратно.

Звучит музыка, все артисты выходят на поклон.

Дети встают врассыпную по всему залу и поют песню «Край родной»

Е. Гомоновой

Песня «Край родной» музыка и слова Елены Гомоновой

  1. Солнечным светом залитый, край родной.

Где наклонились ракиты, над рекой.

Где перекатные плески, так нежны,

И песни, песни, родные песни слышны.

  1. Что нам осталось в наследство? Красота.

Выткали руки кудесниц кружева.

Из деревенских окошек, смотрит на нас старин

И песня, песня, родная песня слышна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Музыкально-литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина

Жизнь и творчесво С.Есенина в стихах,песнях и танцах....

«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе  Составила: Ваулина И.А....

Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»

Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества  С.Т. Аксакова»...

Музыкально-литературный вечер, посвященный творчеству Мусы Джалиля

Музыкально-литературный вечер, посвященный творчеству Мусы Джалиля...

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ЛЮБИМЫЙ СЕРДЦЕМ ГОРОД МОЙ»

Музыкально- литературное развлечение для детей ко Дню города...