Агрессивность и ее проявления у дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют    уже в группе детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost_i_ee_proyavleniya_u_doshkolnikov.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивность и ее проявления у дошкольников.

(консультация)

         Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

        Само слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».         Агрессия – мотивированное диструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).

         Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют    уже в группе детского сада.

Вербальная агрессия

1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В Дошкольном возрасте это могут быть:

  • жалобы ("А Костя меня стукнул", "А Петров посуду не убрал" и пр.);

демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», "Не мешай");

  • агрессивные фантазии ("Если не будешь слушать меня, к тебе придет бандит и побьет", " Я тебя догоню, покусаю, посажу в самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один")

2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:

  • дразнилки ("Ябеда-корябеда", "Поросенок", "Жора-обжора");
  • оскорбления ("Жир-трест", "Урод").

Физическая агрессия

1) Косвенная физическая агрессия направлена на причинение какого-либо материального ущерба другому, через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

  • разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала кроасками рисунок другой девочки);
  • уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовольствием наблюдает слезы ее владельца).

2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму.

  • символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивания (Например, один ребенок показывает кулак другому, или пугает его);
  • прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве "оружия" палок, кубиков ит.п.

       Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой ( дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.)

        Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации.

        Можно выделить следующие ситуации, провоцирующие агрессивность детей

  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая собаку, чем естественно, привлекает к себе внимание);
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство   (заметив, что у партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик смеется: - "Так тебе и надо, ты плакса и нытик, у тебя ничего не получится.");
  • защита и месть (в ответ на "нападение" или насильственное изъятие игрушки дети  отвечают яркими вспышками агрессии);
  • стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его ребенка, хватает за волосы и пытается стукнуть);
  • стремление получить желаемый предмет (чтобы обладать чужой игрушкой некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).

        Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются.

        Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеётся над её слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за её переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние агрессивной игрушки на игровую деятельность дошкольника (5-6лет)».

Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на ребенка и покупают им воинственных роботов- трансформеров, монстров, грозных динозавров, кошмарных троллей и покемо...

Режиссерская игра на песке (Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)

В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к уху...

Профилактика агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОУ

Цель работы - выявление форм и методов работы по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОУ....

Что такое агрессивность и ее проявления в дошкольном возрасте.

В данной статье я раскрываю некоторые причины и проявления агрессивных действий детей дошкольного возраста....

Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников).

Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии  друг к другу. Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмо...

Родительское собрание в средней группе на тему "Проявление агрессивности в группе дошкольников"

Родительское собрание в средней группе на тему: "Проявление агрессивности в группе дошкольников. Приемы общения с детьми, проявляющими агрессию"...