Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Дети Севера - наши друзья!»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Мурыгина Наталья Михайловна

Материал предназначен для воспитателей детских садов. В ходе занятия у детей сформируются представления о своей Родине - России, ребята познакомятся с многонациональной культурой народов Севера России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

для детей старшего возраста

«Дети Севера - наши друзья!»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим народам.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений  о Родине - России, познакомить с многонациональной культурой народов Севера России.
  2. Способствовать формированию желания дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.
  3. Содействовать миролюбивому отношению к другим национальностям и народам.
  4. Содействовать  развитию познавательного интереса к культуре своей страны и народов, в ней проживающих; расширять кругозор.
  5. Способствовать  развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.

 Ход занятия.

Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.

Слайд 2. Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Сейчас давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с окружающим нас миром.

Игра «Приветствие».

Здравствуй, Небо!        Руки поднять вверх.

Здравствуй, Солнце!        Руками над головой описать большой круг.

Здравствуй, Земля!        Плавно опустить руки на ковер.

Здравствуй, наша большая семья!    Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх, опускают.

Звучит аудиозапись этнической музыки «Полет птиц».

Воспитатель: Ребята, что я слышу? По моему к нам кто-то летит. Посмотрите, это же почтовый голубь.

Слайд 3. Голубь.

Голубь: Здравствуйте, ребята! Я - голубь, птица мира и дружбы. Сегодня я прилетел к вам в гости и принес вам письмо от детей  с дальнего уголка  нашей страны.

Воспитатель: Спасибо, голубь, мы с ребятами любим получать письма. Ребята, давайте вспомним, как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Слайд 4. Карта России.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Мы живем в самой большой и  прекрасной стране. Это наша большая Родина. Много разных народов проживает на территории нашего государства. Все они имеют свои традиции и обычаи. Но всех нас объединяет одно – любовь к России.  Ребята, хотите прочитать письмо и узнать, как живут дети в далеком краю нашей страны?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда откроем письмо. Посмотрите, а письмо- то непростое, а с картинками…

Звуки вьюги, ветра.

Слайд 5. Север России.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда пришло это письмо?

 Дети: С севера.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали.

Воспитатель читает письмо.

Слайд 6. Письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с далекого Севера. Мы хотим познакомить вас со своим чудесным краем.

За морозами, за трескучими,

За вьюгами, за певучими,

За буранами, да за снежными

Тундра  лежит безбрежная.

Где зима круглый год живет, мается.

Там проживает народ северный,

Добрый, дружный, в себе уверенный.

Ребята, посмотрите наше видеописьмо и узнаете про нас много интересного. Давайте жить дружно!»

Воспитатель: Давайте, ребята, познакомимся с детьми Севера.

Слайд 7. Дети севера.

Воспитатель: На Севере нашей страны живут  якуты, буряты, чукчи, ханты, эскимосы и многие другие народы. Посмотрите на экран и скажите, как выглядят эти народы: какие у них глаза, каким цветом волосы.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы? 

Дети: Узкоглазый, темноволосый. 

Слайд 8. Одежда народов Севера.

Воспитатель: Как одеты эти люди? Почему они одеты тепло?

Ответы детей.

Воспитатель: Северные жители  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

Слайд 9. Чум.

Воспитатель: Посмотрите, где живут эти народы.  На что похожи их дома? Как вы думаете, из чего они построены?

Ответы детей.

Воспитатель: Жилище народов севера – чум. Он строится из жердей, обтянутых шкурами животных. Жерди размещают на одинаковом расстоянии друг от друга и крепко втыкают в землю, на верху чума жерди перекрещиваются и их закрепляют веревкой. Чум получается устойчивым. Ребята, давайте попробуем, как  дети  Крайнего Севера учатся строить чум. Только вместо жердей у нас будут - палочки.

Дети: Давайте!

Слайд 10. Постройка чум.

Игра – конструирование «Постройка чума».

Воспитанники делятся на несколько подгрупп (3-4 подгруппы). Дети берут основу из пластилина, втыкают в нее палочки (деревянные шпажки), связывают сверху их вместе веревочкой. Получают чум.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие интересные, необычные у вас получились дома! Поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Слайд 11. Вьюга.
Дыхательная гимнастика «Вьюга».
Дети свободно садятся вокруг изготовленных ими чум. По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: «у-у-у». По сигналу – «Сильная вьюга» дети громко произносят: «У-У-У». По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

Воспитатель: Давайте дальше посмотрим письмо.

Слайд 12. Рыболовство.

Воспитатель: Жители Севера  любят охотиться и ловить рыбу. И я предлагаю вам познакомиться с северной игрой «Стаи рыбок».

Подвижная игра «Стаи рыбок».

Участники делятся на две группы (у каждой команды рыбки своего цвета). Каждый игрок получает «рыбку», которая изготавливается из картона или фанеры и привязывается на нитку (длина в зависимости от ростовых данных). Нитку закрепляем на поясе ребенка, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. По команде ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить на хвост рыбки. У чьей команды больше останется рыбок, тот и победил.

Воспитатель: Молодцы ребята! Все в этой игре проявили быстроту и ловкость. Играли с большим интересом, азартом, получили удовольствие от этой игры. Давайте, посмотрим, что еще интересного приготовили для нас народы севера.

Слайд 13. Северное сияние.

Воспитатель: В морозные дни на небе появляется северное сияние. Северное сияние очень яркое, красивое явление природы, как будто кто-то разрисовал небо разноцветными красками. А вы, ребята, хотите стать художниками и разукрасить небо? Тогда давайте возьмем цветные восковые мелки и нарисуем северное сияние.

Изобразительная деятельность. Коллективная работа «Северное сияние».

Дети рисуют восковыми мелками под аудиозапись  «Алиса в стране чудес.- Сказочная музыка для рисования».

Воспитатель: Какое замечательное сияние у нас получилось! Вы все очень хорошо постарались! Молодцы! О чем же еще пишут нам дети Севера? Посмотрим.

Слайд 14. Оленеводство.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем жителям Севера нужны олени, какая от них польза?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, олень – средство передвижения. Там, где не пройдет машина, пробежит олень. Посмотрите на картинку и расскажите мне, олень какой?

Дети: Олень - красивый, большой, сильный, гордый,…

Воспитатель: Верно, ребята, олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, А какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом. А сейчас я предлагаю вам встать и поиграть.

Физкультминутка «У оленя дом большой».

Дети встают в круг и под песню «У оленя дом большой», выполняют движения.

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

Воспитатель: Вот какие замечательные животные обитают на севере. Ребята, понравилось вам письмо от детей Севера?  Что нового вы узнали о народах Севера? Будем с ними дружить?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да-да" или "нет-нет".

Слайд 15. Дружба.

Игра «Да -нет».

 Будем крепко мы дружить? - "да-да"

 Мы научимся играть? - "да-да"

 Будем другу помогать? - "да-да"

Друга нужно разозлить? - "нет-нет"

 А улыбку подарить? - "да-да"

Друга стоит обижать? - "нет-нет"

Будем дружбой дорожить? - "да-да"

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня подружились с жителями Севера! Давайте вспомним, чем же мы отличаемся друг от друга?

Ответы детей. ( Мы выглядим по-разному,  по-разному одеваемся; у нас разные жилища (дома);   мы живем в разных уголках страны). 

Воспитатель: А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты?

Дети: О мире и дружбе на Земле.

Воспитатель: Каждый человек хочет, чтобы на улице всегда светило яркое солнце, чтобы все смеялись и радовались жизни.  Самое главное, это дружить  с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Слайд 16. Голубь мира.

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам взять в руки бумажных голубей, тихо прошептать им добрые слова, пожелания дружбы, а почтовый голубь отнесет их в подарок нашим северным друзьям.

Воспитатель раздает каждому ребенку голубя – оригами. Дети нашептывают голубю добрые слова  в знак дружбы. Затем складывают всё в коробку -посылку, которая отправится с почтовым голубем на Север.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вы нового узнали? Что запомнили? Какое у вас настроение?

 Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята,  за вашу активную и заинтересованную работу.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как травы с лугом,

Как ветер с полем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Слайд 17. Хоровод друзей.

А теперь давайте возьмемся  за руки, встанем в полукруг и споём песню   «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

Конспект НОД с элементами валеологии для детей старшего возраста по теме « Наши зоркие глаза»

Дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначение и роли в жизни человека.Приобрести гигиенические навыки, как беречь глаза.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «НАШИ ДРУЗЬЯ - КОЛОКОЛЬЧИКИ».

способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тих...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...

Конспект занятия по познавательному развитию в 1-й младшей группе "Наши друзья"________________________________________

Закрепить знания детей о домашних животныхПобуждать к выполнению подражательных движений, характеризующих повадки того или иного животногоРазвивать активный и пассивный словарь, воспроизводить звукопо...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 2-4 лет "Птицы наши друзья".

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 2-4 лет "Птицы наши друзья"....