О Международной программе "ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ"
статья на тему

Информация о Международной программе "Эко-школы/Зеленый флаг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_programe_ekoshkola.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» 

        Программа «Эко-школы», направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию школ, проводится на четырёх континентах международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education — FEE).

Международный координационный центр программы находится в Португалии в Лиссабоне. Программа появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международной конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992), и сразу же приобрела статус международной, т.е. проводящейся по единым правилам во всех странах-участницах. На начальном этапе программа проводилась только в европейских странах и при финансовой поддержке Европейской Комиссии.

В настоящее время в программе участвует более В настоящее время в программе принимают участие более 30000 школ в 46 странах мира, более 5,5 миллиона детей, 400 тысяч педагогов. Более 5 000 школ награждены Зелёным флагом. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне, на основании сданного школой отчёта о проделанной работе, и утверждается международным координатором. Флаг вручается на один год.

        Зелёный флаг — это хорошо известный в Европе и за её пределами престижный экологический символ. Он вручается всем образовательным учреждениям (школам, детским садам, учреждениям дополнительного образования), которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. К флагу выдаётся сертификат установленного образца.

 В России программа проводится под названием «Эко-школы/Зелёный флаг» Санкт-Петербургской общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики», которая стала членом Международной организацией по экологическому образованию в 2002 г. Координатор программы по России – Ольга Георгиевна Мадисон. 

Программа способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Поэтому в официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой ООН) программа Эко-школы названа моделью образования для устойчивого развития.

Обязательные темы программы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата». В большинстве стран-участников помимо этого образовательное учреждение может выбрать другие темы, если они считают их более актуальными для своего региона или населённого пункта. Наиболее популярными являются следующие темы: «Вода», «Мусор», «Энергия», «Природа и Биоразнообразие», «Школьный двор», «Здоровый образ жизни», «Изменение климата», «Культурное наследие», «Активная гражданская позиция», «Разумное потребление».

В результате работы по программе:

- у детей воспитывается ответственность и формируется гражданская позиция;

- улучшается социальный климат в образовательном учреждении;

- расширяются знания об окружающей среде;

- снижается энерго- и водопотребление, уменьшается количество отходов;

- учреждение получает дополнительные средства, например, за сдачу вторсырья на переработку или экономию электроэнергии;

- в реализуемые образовательные проекты вносится экологический аспект;

- создается возможность проведения интегрированных занятий;

- применяются новые методики, создаются новые методические материалы;

- учреждения (по их заявке) вносятся в международную базу данных эко-школ;

- информация о деятельности образовательного учреждения размещается по запросу на международной страничке программы в Интернете: www.eco-schools.org;

- расширяется международное сотрудничество учебных заведений;

- предоставляется возможность бесплатного участия в международных конкурсах, мероприятиях и проектах, проходящих в рамках программы Эко-школы/Зеленый флаг.

7  ШАГОВ ПРОГРАММЫ «ЭКО-ШКОЛЫ / ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ»

 

1. Создание Экологического совета школы

Совет организует и направляет деятельность школы. В состав Совета обязательно входят учащиеся, учителя, технический персонал, родители и представители местной администрации. Кроме того, в Совет могут также входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. (Интересен опыт школ Калининграда и Калининградской области, включающих в состав совета выпускников школ, и подход Колпинского Дворца творчества детей и молодёжи, в Экологический совет которого приглашены представители местных предприятий-природопользователей.) Экологический совет ежегодно переизбирается или, по крайней мере, обновляется — вместо выпускников приходят младшие, состав Совета может по ситуации корректироваться школой.

2. Исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении

Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия школы на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, потребление воды и энергии, озеленение пришкольной территории, каким транспортом добираются в школу ученики и учителя. (Каждый раз при выборе новой темы проводится исследование экологической ситуации, ведь на неё влияют не только внутренние факторы — работа школы по выбранной проблеме, но и внешние — ситуация на местах, в регионе, и даже в мире.)

3. Разработка плана действий

Информация, полученная на 2-м этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. (Совет утверждает план, а разрабатывать его можно всей школой, можно с приглашением эксперта.)

4. Мониторинг и оценка выполнения плана 

Периодический контроль за соответствием деятельности школы разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при необходимости, корректировать действия. Проводятся Экологическим советом школы или, по решению Совета, привлечённым со стороны экспертом.

5. Включение экологической тематики в школьные курсы

Различные аспекты выбранной экологической проблемы изучаются школьниками на всех предметах.

Вся школа принимает участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии или по уменьшению объёмов мусора и его раздельному сбору. Таким образом, экологическое образование интегрируется в школьную программу. Разрабатываются методические материалы по использованию экологической тематики на уроках. (Стоит отметить, что не требуется включать выбранную тематику сразу во все предметы, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.)

6. Предоставление информации и сотрудничество

Школа устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией и т.д.), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации. В своей деятельности школа ориентируется на местное сообщество и учитывает интересы своего района города, села. Например, если в посёлке остро стоит проблема загрязнения местной речки, то школа может выбрать тему «Вода», хотя для самой школы, может быть, тема «Мусор» актуальнее.

7. Формулировка и принятие Экологического кодекса

Экологический кодекс разрабатывается в каждой школе. Он отражает стремление школы в целом и каждого её обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды. (Экологический кодекс может дополняться или приниматься каждый год по новой теме отдельно)