Проект "Пальчиковые игры"
проект на тему

Титова Юлия Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx143.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

             

Автор Титова Ю.В. музыкальный руководитель МДОУ детский сад№2 г.Кувшиново. 2015 год.

Краткая аннотация проекта:

В проекте  представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого и интонационного развития детей средствами современных дидактических игр и упражнений.

Материалы проекта помогут педагогам активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.

На уроках музыки часто предлагаю детям в том или ином виде деятельности пальчиковые игры. Это развивает эмоциональную сторону ребёнка, речь, дикцию, интонацию, развивает мозг.

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

Актуальность проекта:

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев у детей признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.
Вот почему и был составлен проект «Умные пальчики».
Обучая родителей и педагогов, автор доносит до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.
Автор данного проекта выделяет и воспитательное значение речевых пальчиковых игр, делает заключение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля бучения детей.

Цель проекта:

научить родителей проводить с детьми речевые пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

подготовить презентацию;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе;

Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

Музыкальный руководитель Титова Юлия Владимировна и воспитатели всех групп сада. Дети, родители и другие члены семьи.

Длительность проекта:

 в течение учебного года.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук;

Пение песенок с движениями пальцев на музыкальных занятиях.

Этапы проекта.

Подготовительный:

  • Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
  • Подготовка наглядного материала:
  • кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (сол-нышко, ежик, елочка и др.) ;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития диффе-ренцированных движений пальцев рук;
  •  кастаньеты и другие шумовые инструменты  для отстукивания ритма;
  •  игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • «моталочки»-верёвки, соединённые в центре
  • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом).
  • слайдов для мультимедийного демонстрирования
  • письменных консультаций для стенда информации
  • современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

Основной:

  • Составление перспективного плана проведения с детьми  игр по развитию мелкой моторики рук с речевым и музыкальным сопровождением.
  • Работа с родителями: проведение консультаций, родительских собраний, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
  • Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
  • Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
  • Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
  • Использование речевых пальчиковых игр в физминутках на музыкальном занятии.

Заключительный:

  • Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
  •  Анализ проделанной работы по проекту  с родителями. Совместно выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Проект опирается на принципы:

  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы;
  • постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
  • принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
  • принцип учёта ведущей деятельности.

Условия:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
  • подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

методы и приёмы:

  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение, собеседование;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

Материально-технические ресурсы:

  • группа, музыкальный зал;
  • мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
  • дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
  • дидактический материал, наглядный материал;
  • костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки и др.

Примерный план ознакомления детей с пальчиковой гимнастикой на музыкальных занятиях.

2 младшая группа.

 

Пальчиковая гимнастика план работы

Перечень используемой литературы:

  1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
  2.  Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008
  4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  5.  Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
  7. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
  9. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/
  10. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
  11. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
  12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

 Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.