Прогулка как фактор познания
материал на тему

Писаренко Владислав Александрович

Выступление на педагогическом совете с докладом "Прогулка как фактор познания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_kak_faktor_poznaniya.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка как фактор познания

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни. «Прогулка – обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях устанавливают продолжительность прогулки в течение дня, которая должна составлять не менее 4-4,5 часов.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

а) Основные задачи прогулки.

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Виды прогулки (по месту проведения):

- на участке Детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

 Виды прогулок (по содержанию):

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста). Значение прогулки для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Примеры опытов и поисковых действий, которые вы используете в работе с детьми в ходе прогулки.

- «Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;

- «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;

- «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;

- «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;

- «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды,  рисуя узоры;

- «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной

обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;

- «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;

- «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;

- «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

- «Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;

- «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.

Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Г.Ш. Минсадыкова, Н.М. Палей и В.И. Турченко предлагают классифицировать прогулки следующим образом: по времени проведения – дневные и вечерние; по месту проведения – на участке детского сада, за пределами участка; по возрасту детей – прогулки с детьми раннего возраста, прогулки с младшими дошкольниками, прогулки со старшими дошкольниками; целевые прогулки (в экологическом воспитании дошкольников) и тематические прогулки («Путешествия», «Спасатели» и др.).

Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа. В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы. Авторы Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» в рамках познавательно-речевого развития (образовательной области «Познание») при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов (в т.ч и прогулки) предлагают использовать следующие формы работы: сюжетную игру, развивающую игру, создание коллекций, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказы, беседы, интегративную деятельность.

Т.В. Зубкова предлагает использовать на прогулке наблюдение в форме фотоохоты. Данный прием воспитатель применяет в ходе прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в разные времена года. Как и во всякой другой деятельности, в фотоохоте педагог определяет примерную структуру: предшествующую работу, сам процесс наблюдения и последующую работу. Например, наблюдение-фотоохота для детей старшего дошкольного возраста на прогулке в детском саду «Эти разные божьи коровки». Е.А. Стреха предлагает организовывать на прогулке игры с природными материалами. Как отмечает автор, игры детей с природными материалами (песком, водой, глиной, снегом и т.п.) – это исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на ориентировку и познание предметной действительности. Автором представлены игры, направленные на познание свойств природных материалов: «Ты неси, неси река», «Секреты дождевого червя»; игры, направленные на изменение состояния природных материалов: «Дождь идет», «Зимняя клумба»; игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности: «Рисуем следами», «Угощения». Данные игры, предложенные автором, имеют непосредственное значение в познавательном развитии детей дошкольного возраста при организации прогулки.

О.В. Тихомирова и Л.А. Паисова уделяют особое внимание совместной деятельности родителей и ребенка на прогулочной площадке. По мнению авторов, педагог должен дать родителям методические рекомендации по организации и проведению прогулки, продемонстрировать методы и приемы работы с детьми, помочь приобрести опыт организации полезной для дошкольника прогулки. Авторы предлагают структуру организации прогулки: наблюдение, дидактические игры, задания, совместная трудовая деятельность детей и взрослых, подвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей. Вышеуказанными авторами разработана прогулка «Веселый снеговик», где прослеживается описание всех ее структурных элементов.

Следует отметить, что организация прогулок как одного из видов образовательной деятельности в детском образовательном учреждении, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна строиться с учетом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования. Остановимся на пояснении данных принципов. Как считает Л.В. Трубайчук, «принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и предполагает построение образовательной деятельности на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс». Принцип комплексно-тематического планирования авторский коллектив программно-методического комплекса «Успех» трактует следующим образом: данный принцип позволяет интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной смысловой темы. Данные принципы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познание». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», в качестве содержания работы в рамках данной области при организации прогулок выделяет следующее: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

При разработке прогулок мы опирались на данное содержание работы, которое выступало в качестве основных задач. Предлагаем обсудить  планирование прогулки с целью познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Название: «Пробуждение весны». Проводится во 2-3 неделю марта в рамках Всемирного дня Земли и Всемирного дня водных ресурсов (по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех»).

Задачи: продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать логическое мышление и умение классифицировать; приобщать к труду, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, активизация словаря на тему «Весна пришла» в виде беседы.

Оборудование: Лопаты, совки, ведра, стаканы, небольшие лопаточки, формы для льда, вода, камень.

Ход прогулки: структура (виды деятельности):

Наблюдение. Например, на тему: «Что изменилось?»: дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе, отмечают, что весной тает снег, текут ручьи, солнце стало теплее, день длиннее, а ночь короче.

Игровая деятельность. В течение данной прогулки рекомендуем использовать дидактическую игру «Что это: растение или животное» (дети определяют растение (животное) и рассказывают о нем все, что знают); «Третий лишний» (воспитатель называет три слова из темы «Весна», одно из них лишнее, надо его определить).

Важное место при организации прогулок занимают подвижные игры. Например, по данной теме можно использовать следующие подвижные игры: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Волк во рву». Игра «Хитрая лиса» предполагает следующее: дети становятся в круг плечо к плечу, заложив руки за спину. Водящий проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся водящий, становится «хитрой лисой». Водящий предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не находит, то дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса говорит: «Я тут!» и начинает ловить ребят. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении игры роль лисички выполняет другой ребенок.

Перед проведением данных подвижных игр, с целью обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста, мы предлагаем проводить беседы на темы: «Что я знаю о лисе?», «Что я знаю о гусях, о лебедях?», «Опасен ли волк?». Каждая тематическая беседа проводится перед соответствующей игрой. В ходе данных бесед предполагается выслушать все ответы детей на поставленные вопросы, правильный ответ оценивается фишкой. Кто больше всех наберет фишек, тот и водит в игре. В конце педагог может дополнить ответы детей новой для них информацией и ответить на интересующие вопросы. Данная постановка задания заменяет считалку и, что важно, носит познавательный характер.

Опытно-экспериментальная деятельность.  Предлагаем использовать опыт «Свойства воды» (проведение данного опыта предполагает изучение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, различные состояния воды и т.д.).

Воспитатель показывает детям стакан с водой, на дне которого находится камень, и задает ряд вопросов на определение свойств воды.

1. Определение запаха воды. Издают ли цветы запах? Что еще имеет запах? Как вы думаете, чем пахнет вода? Цветы и духи имеют запах. Чем же пахнет чистая вода? Дети подносят стакан к носу, нюхают воду в стакане и отвечают, что вода не имеет запаха.

2. Определение цвета воды. Какого цвета вода? (Вода бесцветная, на дне стакана мы видим камень).

3. Определение состояния воды. Воспитатель выливает из стакана часть воды в формы для льда и оставляет на морозе. В каком состоянии находится вода сейчас? (Вода находится в жидком состоянии). В конце прогулки воспитатель снова обращается к детям с вопросом: Как изменилась вода на морозе? (Вода превратилась в лёд). Что вы знаете о льде? Какой он? Дети отвечают, что лед твердый, холодный и прозрачный. Воспитатель просит ребенка бросить лед. Что произошло со льдом? Дети отвечают, что лед раскололся. В конце прогулки дети берут по кусочку льда в группу. Воспитатель снова задает вопрос: Что произошло со льдом в тепле? Он превратился в воду (растаял). С газообразным состоянием воды дети знакомятся в непосредственно образовательной деятельности в группе детского сада. Воспитатель только сообщает детям, что вода может иметь и газообразное состояние, которое представлено в виде пара. Когда вы можете увидеть пар? Дети отвечают, что они могут увидеть пар тогда, когда кипит чайник, а из его носика выделяется пар.

Сделаем вывод о свойствах и состояниях воды. Какие состояния может приобретать вода? Дети отвечают, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.

Трудовая деятельность. Мы предлагаем воспитателям организовать сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Начать деятельность рекомендуем с предварительной постановки познавательной задачи: «Для чего снег деревьям и кустарникам?». Воспитатель выслушивает все ответы детей, а затем группирует их в цельный полный ответ, суть которого заключается в следующем: Снег начинает таять в весеннее время года. Он постепенно проникает в почву и наполняет побеги растений, деревьев и кустарников живительной влагой. Такое явление в природе получило название «весеннее питание». «Весной снег начнет таять и проникать в почву, снабжая побеги необходимой влагой для роста. Вода от растаявшего снега обильно орошает почву, тем самым обеспечивая весеннее питание.

Итогом прогулки может быть оформление стенда в групповой комнате на тему «Пробуждение природы», куда заносятся новые знания, полученные в ходе прогулки. Полученные знания сначала проговаривают, а потом придают символическое значение (символ, рисунок) и помещают на стенд. Таким образом, прогулка выступает эффективным средством познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает развитие познавательного интереса, любознательности и активности в познании окружающего мира.

 

Литература:

1.    Богина, Т.Л., Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. -М.: Просвещение, 1987. -95 с.

2.    Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с.

3.    Зубкова, Т.В. Фотоохота на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста / Т.В. Зубкова // Детский сад: теория и практика. -М.: Издательство «Эдисьон Пресс», 2011. -№ 12. -С. 38-41.

4.    Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.

«Познавательное развитие детей в процессе организации прогулки»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольникаПрогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность. Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие» во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Очень познавательны и интересны для ребенка и целевые прогулки.

Если рассматривать целевую прогулку в младшей группе, где возрастной порог детей 3 – 4 года, то такой прогулке уделяется всего 1 раз в неделю на небольшие расстояния, по улице, где находится детский сад. Воспитатель здесь должен обращать внимание детей на дома, транспорт, пешеходов, и дать детям элементарные представления, касаемые их возраста, например название транспорта, названия домов. Для детей средней группы целевые прогулки проводятся чаще, примерно 2 раза в неделю, на более далекие расстояния. Здесь необходимо детям объяснять об общественном назначении зданий (школа, Дом Культуры). И,конечно, с детьми старшего возраста, которым уже исполнилось 6 лет – прогулки проводятся на более дальние расстояния, в ближайшие парки, музеи, храмы.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Так как дети много двигаются во время целевых прогулок, проходя большие расстояния, и движения эти происходят на свежем воздухе – это оказывает положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулок требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости. Поэтому хочется сделать вывод, что каждый из компонентов прогулкивносит свое неповторимое развитие и воспитание в формирование личностных качеств ребенка.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач, и первым попыткам решать их с помощью наблюдения, опытов, рассуждений.

Таким образом, познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных ярких объектов и явлений, мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Мы – взрослые, обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая дошкольнику активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе, взамен тех, которые он иногда практикует. Из этого следует, что простор и свежий воздух необходимы для гармоничного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как один из факторов развития мотивации личности к познанию и творчеству в процессе музыкального воспитания детей".

В данной публикации рассматриваются виды и формы игр, способствующие мотивации детей к творчеству. Даны методические рекомендации по разучиванию определенных игр....

Консультация для воспитателей Двигательная активность детей на прогулке ведущие факторы в сохранении здоровья.

Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояние его здоровья. Физическое воспи...

Прогулка как один из факторов развития здорового ребенка.

Советы о проведении ежедневных прогулок с ребенком....

Организация подвижных игр на прогулке, как фактор развития самостоятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.

На успех формирования целевых ориентиров дошкольного образования большое влияние оказывает степень сформированности самостоятельности, инициативности, творчества у детей дошкольного возраста.В связи с...