Картотека "Народное творчество"
материал (старшая группа) на тему

Соколова Наталья Ивановна

Картотека по теме "Народное творчество" позволит воспитателям старших групп детских садов в игровой форме познакомить детей с русским народным творчеством: потешкамит, загадками, считалками и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo.docx634.31 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c7d/00009534-99b7a816/img19.jpg

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки.

ФИЗМИНУТКА

Мы веселые матрёшки

Мы весёлые матрёшки –

(Указ. палец правой руки упирается в правую щёку)

Ладушки, ладушки.

 (Хлопки в ладушки)

На ногах у нас сапожки,

(Показывают «сапожки»  на ногах)

Ладушки, ладушки.

(Хлопки в ладушки)

В сарафанах наших пёстрых,

(Ставят попеременно каждую ногу

на  носочек, на пятку, стучат каблучками)

Ладушки, ладушки,

(Хлопки в ладушки)

Мы похожи, словно сёстры,

(Три раза кружатся)

Ладушки, ладушки,

(Хлопки в ладушки)

 

Мы похлопаем в ладоши

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись,  завертелись

И остановились.

(Выполняем движения в соответствии с текстом).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Дудочка» 

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

(Ладони сложены «колечком»

на некотором расстоянии друг от друга)

Потерял пастух дуду.

(«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке)

А я дудочку нашла,

(Наклон вперед за воображаемой дудочкой)

Пастушку я отдала.

(Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку)

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

(«Идти» пальцем по столу, показывая «рожки» из пальчиков)

Там Бурёнка лежит,

На теляток глядит,

(Ладони открыть и закрыть, изображая глаза)

А домой не идет,

Молочка не несет.

(Отталкивающие движения двумя ладонями)

Надо кашу варить,

(«Варят» кашу указательным пальцем)

Сашу кашей кормить.

(Подносят ко рту воображаемую ложку)

http://lleo.me/dnevnik/2009/10/moloko_pastushok.jpg                                                 http://samlib.ru/img/z/zinger_r/farm-14/cow_1_image.jpg

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Гармошка»

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

«Барабанщики»
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося звук [д]. Сначала произносить звук [д] медленно, постепенно темп увеличивать (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).

«Весёлая неделька»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх, опустить вниз, голова неподвижна)

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх, обратно).

 Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый, затем наоборот).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев).

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Красивая игрушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ах!». Повтор 3 раза.

«Игрушки пляшут»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ох!». Повтор 3 раза

«Укачиваем куклу»

Имитировать с детьми укачивание куклы (вдох); на выдохе произносить «А – а – а!»; на выдохе произносить «Бай – бай - бай!» Повтор 3 раза.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Скульптор»

Для проведения этого упражнения нужно чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой,  кто будет № 1, а кто № 2. Вот сейчас № 1 будет – скульптором, а № 2 –глиной. Скульптор будет лепить из глины – волка. Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями  № 2 –будет скульптором, а № 1 – глиной. И скульптор будет лепить зайца.

«Танцы в паре» (под быструю и медленную мелодии)

Остались стоять в паре. Договоритесь в паре, кто будет № 1, а кто №2. Как только зазвучит музыка  тот, кто № 1 – будет ведущим, а тот, кто № 2 - ведомым и он будет двигаться с закрытыми глазами. Задание понятно? Выполняем. Сейчас поменяемся ролями.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Наша хозяюшка»

Наша-то хозяюшка

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка

Моет языком.

(Сложили ладони чашечкой, «лижут» языком чашечку»)

Хрюшка собирает

Крошки под окном,

(Присели, делают ритмичные наклоны головой)

По столу котище

Лапою скребёт,

(Встали, делают руками движения к себе)

Половичку козочка

Веничком метёт.

(«Метут пол»)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПОТЕШКИ

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь, горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

«На базаре спозаранок»

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил –

Про себя не позабыл!

А для женушки – подсолнушки.

ЗАГАДКИ

Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд — особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок... (Винни-Пух)

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? — ... (Буратино)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду триста лет.
Там, на неведомых дopoжках,
Дом её на курьих ножках.
(Баба-Яга)

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? — ... (Буратино)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор...
(Айболит)

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите мне имя её.
(Красная Шапочка)

Хоть пропеллер на спине,
Он живет забот не зная,
Прилетает он ко мне.
Он - большой любитель крыш,
А меня зовут… (Малыш и Карлсон)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По щучьему велению)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки…
(Маша и Медведь)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)

Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.
(Бабушка Федора)

СЧИТАЛКИ

Тише, мыши, кот на крыше

Тише, мыши, кот на крыше,

А котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

А котята ха-ха-ха.

Вышли мыши как-то раз

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

За морями, за горами

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...