Становление первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников
консультация на тему

Ольга Борисовна Богданова

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников

Цель:

воспитание детей через социальное творчество, направленное на формирование и утверждение в детской среде социальных перспектив:

здорового образа жизни;

семейных ценностей;

культуры;

трудолюбия;

патриотизма;

доброй воли;

нравственности.

Задачи:

- социализация детей посредством вовлечения их в сферу социального творчества;

- духовное и гражданское воспитание детей через привитие нравственных ценностей:

правовых норм в обществе;

справедливости в социальных отношениях;

человеколюбия и доброй воли в мировоззрении личности;

развития гармоничных отношений;

приобщение к национальной культуре и духовному самосовершенствованию.

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности.

Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход дошкольника к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Воспитать гармоническую личность нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит эстетическому воспитанию и художественному развитию, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности.

Художественно - творческая деятельность, то есть создание произведений в различных областях изобразительного искусства связана:

- с процессами восприятия и познания;

- эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития.

Эмпирическое исследование структуры первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников показало, что

для 5-6-летних детей наиболее значимы такие ценности, как

«честь» («уметь постоять за себя»,

«власть» («быть самым главным»,

«успех» («чтобы все получалось»).

Среди значимых ценностей для себя дети называли, в первую очередь, игрушку.

для 7-летних детей наиболее значимы такие ценности, как

- «чтобы родители были вместе»;

- «увидеть что-то новое» (познавательный интерес);

- «исполнение волшебного желания»;

Наименее значимые ценности для старших дошкольников:

- «творчество» («придумывать»);

- «вера» («доверять»);

- «уверенность» («быть уверенным»);

- «здоровье».

Следует отметить, что среди достаточно большого количества «прочих» желаний хотя и преобладают желания для себя, однако встречаются желания для других. Это говорит о том, что дети данного возраста уже способны ориентироваться на желания и интересы других.

Подчеркиваем, что существенных отличий в ценностных ориентациях мальчиков и девочек не наблюдается.

Однако отмечаются - определенные различия понимания нравственных ценностей у детей, проживающих в городской и сельской местности.

Многочисленные исследования ученых привели к выводу, что ценность как устойчивое и определяющее личности основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.

Итог:

В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на

- индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности,

- эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования).

Художественное творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему.

Становление успешной ориентации и социализации личности дошкольника является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Влияние информационной среды на формирование первичных ценностных представлений дошкольников

Доклад на  городской конференции "Земля Серафима Саровского"  Влияние информационной среды на формирование первичных ценностных представлений дошкольников...

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

Пояснительная записка:  Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...

Формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников средствами художественной литературы

Социальные,  экономические и  идеологические  изменения, происходящие  в  нашей  стране , не  могут  оставить без  изменения систему  воспитания...

Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни дошкольника

Дошкольное детство - один из наиболее ответственных периодов жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы физического и психического здоровья человека. В педагогической практике нако...

Ценностные ориентациии современных дошкольников.

Автор статьи рассказывает о изменении ценностных ориентаций у современных дошкольников....