Открытое занятие "Сувениров много здесь - каждому по вкусу есть"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Солонарь Татьяна Александровна

Конспект непрерывной образовательной деятельности . Познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.12.2017_g_otkrytoe_zanyatie_1.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Познавательное развитие.

Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом  общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,  Васильева М.А.

Воспитатель Солнарь Татьяна Александровна.

Возрастная группа: старшая                                                                                             Тема НОД: «Сувениров много здесь - каждому по вкусу есть».

ЦельПриобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о народных промыслах.

Задачи: Обобщить знания детей о предметах народного промысла; формировать у них интерес и любовь к народным игрушкам;  вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ; развивать творческое восприятие, речь, внимание, мелкую моторику рук, умение доводить начатое дело до конца; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Виды деятельности: игровая, общение со взрослыми, продуктивная.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации, художественный труд.

Оборудование: Иллюстрации с изображением красивых уголков России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки; заготовки для изготовления кукол.

Предварительная работа: Беседы, игры с народными игрушками, рассматривание и народных игрушек, чтение стихов об игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, рассматривание предметов народного промысла.

Содержание непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I.Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

- Здравствуйте, ребята!

Давайте друг другу улыбнёмся и подарим гостям свои улыбки.  

Сегодня замечательный день и я хочу предложить вам отправиться в путешествие! Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.   Взрослые много путешествуют по миру, но всегда возвращаются  домой, к себе на Родину. Каждый путешественник, возвращаясь из поездки, привозит на память о стране, которую он посетил сувенир.

Что такое сувенир?

Дети приветствуют друг друга и гостей улыбками.

Художественное изделие, вещь как  память о посещении страны, города).

Постановка проблемы

-  Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию                            в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются.           - Но у меня на столе лежал волшебный клубочек.

-Куда же он подевался?

Смотрите корзинка, а в ней письмо и волшебный клубочек.

Текст: «Здравствуйте ребята, пишут вам народные умельцы России! Чтобы попасть к нам в магазин  сувениров, надо попросить волшебный клубочек, чтобы он вас проводил»

Клубочек в руки я возьму,

Волшебство призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

Показываю и открываю конверт, читаю послание.

Открывается занавес, дети попадают в магазин сувениров.

II.Основная часть

Воспитатель: Какой красивый магазин!

Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!

Подходите, подходите,
На игрушки посмотрите,
Все игрушки хороши -
Полюбуйтесь от души!

- Ребята, что вы здесь видите? 

- Всё это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

И свое искусство людям всем дарили.

Так появились Русские народные промыслы, а вот что это были за промыслы, слушайте загадки.

Я вам буду загадывать загадки об этих предметах, попробуйте их отгадать и найти у нас в магазине.

Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке. Что это?

Посмотрите ребята, какие они яркие, нарядные, веселые.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …матрёшка.

Ребята, из какого материала она сделана?

 Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок.

Какие деревья используются для изготовления матрешек?

 

Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.

Это роспись-просто чудо,

Голубая вся посуда

Роспись с синим завитком

Машет Русским васильком.

Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

Ребята, из какого материала сделана эта посуда?

Ребята, а почему Гжель называют сине-голубой?

 

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

Дети, какие изделия из хохломской росписи вы видите?

Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. 

Какие элементы есть в этой росписи?

Какие цвета использует художник в этой росписи?

Все игрушки-не простые

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную.

Из какого материала они сделаны?

Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Какие элементы росписи использовали мастера?

Из липы доски сделаны

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы,

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки

Словно капельки россы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Городецкая роспись - один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой.

 Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные - и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами - символ богатства, невиданные птицы - символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах.

- Вот сколько мы много интересного узнали о русских народных промыслах.

 В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Мы надели сарафаны и хотим понравиться, посмотрите-ка на нас, разве не красавицы?

Завязали на плечах бантики атласные, мы матрешки хоть куда, самые прекрасные.

А сапожки на ногах просто загляденье, и танцуем мы сейчас всем на удивление.

- Ребята посмотрите, какие интересные куклы в нашем магазине сувениров.

Давно–давно были вот именно такие куклы- это куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег?

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица?

 Вот послушайте

такую историю. Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную,  нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее матушка взяла разноцветные лоскутки, свернула их по- особому, одела в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка, и стала быстро выздоравливать.

Ребята, а давайте сделаем с вами тоже такую лоскутную куколку  Колокольчик,  потому что она веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Давайте пройдём в мастерскую сувенирного магазина.              

 Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы м небольшой кусочек синтепона.

За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик -  это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это - первый слой тряпичной куклы.

Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей., обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

- Ребята, пришла пора нам возвращаться  в детский сад.

Воспитатель вновь берет волшебный клубочек и говорит такие слова:

-Волшебный клубочек помоги,

В детский садик нас верни (под музыку закрывается занавес, и дети садятся на стулья.

(Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.)

Матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.

Ответы детей. Матрёшка

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска.

Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Ответы детей. Гжель.

Свои произведения мастера изготавливают из глины. Все изделия обжигают в печи.

Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

Ответы детей. Хохлома

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы.

Ответы детей. Дымковская игрушка.

Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком.

Мастера использовали кружочки, клеточки, полоски.

Ответы детей. Городецкая роспись.

Физминутка:

Девочки идут в центр круга, кружатся, мальчики хлопают в ладошки.

Завязали косынки, мальчики обходят девочек.

Показывают сапожки, кружатся лодочкой.

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Таких кукол называли «безликая».

Дети с воспитателем изготавливают куклу

III. Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о славных мастерах -  народных умельцах.

Что вы узнали нового о народных промыслах? 

Какую куклу мы с вами делали сегодня?

Дети, я предлагаю вам дома сделать такую куклу и подарить младшим сестрёнкам.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что это у нас за волшебная коробка?  Здесь куколки-Колокольчики. У нас сегодня гости давайте подарим их гостям. Пусть в вашем доме будет радость и веселье.

Мы узнали из какого материала делали дымковские игрушки. Какие элементы росписи использовали мастера. А также чем отличаются изделия гжельских мастеров от дымковской игрушки.

Мы делали лоскутную куколку  Колокольчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по теме "Профессий много в мире есть!"

конспект занятия в дошкольной разновозрастной группе с различными заданиями по теме "Профессии"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "У каждого маленького ребенка есть права!!!"

В ДАННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ "ПРАВА" РЕБЕНКА С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ,ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ СПОСОБОВ УСТРАНЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» Тема: "Как много есть цветов вокруг" ( открытое занятия)

Расширить представления детей о садовых цветах , условиях, необходимых для роста и развития цветов, формировать трудовые умения и навыки....