Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 151 «Солнышко» г. Орска»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»

Подготовил воспитатель

Шурюкова А.К.  

                     01.09.2016

 (дата начала работы над темой)

             31.05.2017                                    

(предполагаемая дата окончания работы)

Орск,  2016

«Истоки способностей

и дарования детей

находятся на

кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский.

Введение.

Ранний возраст - это период, когда маленький ребёнок постоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления информации – это прикосновения. Ребёнку необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки и мелкую моторику пальцев.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как влияет использование пальчиковых игр на развитие моторики рук, можно ли развивать речь младших дошкольников с помощью пальчиковых игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: будут ли пальчиковые игры эффективным средством развития мелкой моторики для детей  младшего  дошкольного возраста.

Объект исследования – мелкая моторика у детей младшего дошкольного возраста.;

Предмет исследования – пальчиковые игры как средство активизации моторики рук;

Цель: обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации пальчиковых  игр детей.

Основные задачи:

·         анализ литературы по проблеме  активизации моторики рук по средством пальчиковых игр у детей младшего дошкольного возраста;

·         раскрыть сущность пальчиковых игр как средства  активизации моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

·         разработка и применение диагностического материала по использованию пальчиковых игр как средства развития моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

В  дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение

Пальчиковая гимнастика – как один из способов развития моторики руки.

Ребенок слышит человеческую речь постоянно. Взрослый не только обращается с ней к малышу, но и разговаривает в его присутствие; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком.

Особое внимание обратите на совершаемые во время прослушивания мелкие движения руки. Становление речи тесно связанно с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходную физиологическую основу. Иногда для того, чтобы определить, владеет ли ребенок речью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и пр. Если он выполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаре наверняка есть.

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки-белобоки” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работа В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, Что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

 Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ  ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР:

• Во время пальчиковых игр следует садиться напротив ребенка, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

• В начале упражнений детям следует разогреть ладони легкими массажными поглаживаниями до ощущения тепла.

• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1) по показу: взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка, помогает;

3) ребенок выполняет движения своими руками самостоятельно;

- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

-Нужно стараться, чтобы в игры вовлекались все пальчики.

Обязательно чередовать  три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность пальчиковой игрой;

- Надо, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без напряжения мышц руки усталости;

- Все указания даются спокойным, выразительным тоном, чётко, без лишних слов.

- Занятия проводятся ежедневно около 3-5 минут;

-Вводить новые упражнения только после того, как малыши освоили 3-4 упражнения;

-Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяют их новыми;

-Движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;

-Никогда не принуждать ребенка играть.

-Чаще хвалить детей, даже если на первых порах они что-то делают не правильно.

Тема   самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»

Цель : Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

 Задачи достижения поставленной цели:

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

План работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

  4. Работа с педагогами

  1. Личный план педагога

Направления работы

Месяц

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр»

Сентябрь

Изучить литературу:

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Е.А. Янушко

Разработать картотеку пальчиковых игр

Октябрь

Изучить литературу:

«Страна пальчиковых игр» М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин

Ноябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе по теме

Февраль

Подготовить консультацию для родителей на тему

«Развитие речи с помощью пальчиковых игр»

Март

Подготовить анализ темы по самообразованию

Апрель

Посещение городских  методических объединений.

В течение года

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май

2. Работа с детьми.

В течение года

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок,

камешек, мелких игрушек, круп.

Сентябрь

Разучивание пальчиковых игр: «Пальчик-пальчик»,

«Засолка капусты», «Надоели нам дожди».

Октябрь

Лепка с элементами рисования: «Колобок катится по дорожке»

Ноябрь

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Кулачки», «Белка».

Декабрь

Разучивание пальчиковых игр: «Зима», «Бабушка», «Елочка».

Январь

Разучивание пальчиковых игр: «Зимняя прогулка», «Бабушка».

Февраль

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

Март

Пальчиковое рисование: «Букетик для мамы»

Апрель

Открытое занятие: «Нарисуем ежику колючки».

Май

Лепка из соленого теста: «Солнышко лучистое».

В течение года

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок,

камешек, мелких игрушек, круп.

3. Работа по взаимодействию с родителями

Формы работы

Сроки выполнения

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр».

Сентябрь

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей».

Ноябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Участие родителей в изготовлении демонстрационного  материала.

В течение года

Консультация для родителей  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Январь

Памятка родителям «Пальчиковые игры в воспитании детей»

Февраль

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Пальчиковые игры  дома».

Март

4. Работа с педагогами

Направления работы

Месяц

Консультация для воспитателей

на тему: « ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

Сентябрь

Помощь воспитателям в составлении картотеки пальчиковых игр

Октябрь

Подготовить доклад для воспитателей на  тему: «Ловкие пальчики»

Декабрь

Консультация для воспитателей

«Роль пальчиковых игр».

Апрель

Список использованной литературы:

1. Е.А.Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 56 с.

2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 121 с.,ил.

3. М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ. – 336 с.,ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формиров...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме : «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей ...

План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"

План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"...

План по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников»

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок,имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,умеет логически рассуждать,у нег...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...