ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме : «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
материал (средняя группа)

Романова Наталья Викторовна

Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи самообразования:

1.Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

2.Подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

4.Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu-sr_.gr-2019.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

                           ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме : «Развитие мелкой моторики у  младших  дошкольников».

                              Воспитатель :Романова  Н.В.

 

Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи самообразования:

1.Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

2.Подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

4.Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

          У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности  головного мозга.

      В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:

- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;

- выполнение упражнений должно быть регулярным;

-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;

-время выполнения упражнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До трех лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;

-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;

-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

 • зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные  трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

 • зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

• театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры,), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

 Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для любого вида деятельности).

Пальчиковые игры я выбираю те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

 В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка аппликация.

рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятиям, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.

лепка: хорошо развивает моторику рук также лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).

- аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги . Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжении года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации  «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.

Работа с родителями..

Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Индивидуально беседую с родителями. Цель бесед - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым.

 Подготовила консультации «Игры для детей 4-5 лет на развитие мелкой моторики» и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук».

 Результативность:

Развилась мелкая моторика рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

Сформировались пространственные представления детей (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

Активизировалась речь детей и обогатился их словарный запас;

Улучшились память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление;

У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

6.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики»

 Полезной оказалась информация на следующих сайтах:

Интернет-ресурсы: 

1.http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

2.http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.

3.http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»4.http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

4.http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.

5.http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

6.http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

Я  стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Самообразование не тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Самообразование составила и выполнила воспитатель младшей группыШаламова Алена Руслановна...

Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики с детьми ОВЗ через ручной труд из бумаги".

"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ ни пределов".    ...

Отчет по самообразованию на тему «Развития мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений».

отчет по самообразованию учителя-логопеда на тему "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений"...

Отчет по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формиров...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».

Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....