ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме : «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
материал (средняя группа)
Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи самообразования:
1.Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2.Подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4.Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме : «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Воспитатель :Романова Н.В.
Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи самообразования:
1.Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2.Подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4.Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:
- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
- выполнение упражнений должно быть регулярным;
-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;
-время выполнения упражнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До трех лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;
-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;
-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).
• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
• театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры,), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для любого вида деятельности).
Пальчиковые игры я выбираю те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка аппликация.
- рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятиям, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.
- лепка: хорошо развивает моторику рук также лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).
- аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги . Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжении года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.
Работа с родителями..
Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Индивидуально беседую с родителями. Цель бесед - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым.
Подготовила консультации «Игры для детей 4-5 лет на развитие мелкой моторики» и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук».
Результативность:
Развилась мелкая моторика рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
Сформировались пространственные представления детей (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
Активизировалась речь детей и обогатился их словарный запас;
Улучшились память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление;
У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
7. Кольцова М. М «Развитие моторики»
Полезной оказалась информация на следующих сайтах:
Интернет-ресурсы:
1.http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
2.http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
3.http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»4.http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
4.http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
5.http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
6.http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Самообразование не тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Самообразование составила и выполнила воспитатель младшей группыШаламова Алена Руслановна...
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики с детьми ОВЗ через ручной труд из бумаги".
"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ ни пределов". ...

Отчет по самообразованию на тему «Развития мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений».
отчет по самообразованию учителя-логопеда на тему "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений"...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».
Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр» 2024 год
Отчётпо самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»....
