План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников в первой младшей группе"
материал (младшая группа) на тему

Пилюгина Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

Введение

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке

знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений

руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие

речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за

 речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую

 моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы

активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. О том, что упражнения с

участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на

деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская

 акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено

множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную

нервную систему. Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи

 подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих

работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную

усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. У

детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени

 общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений

пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого

 количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие

 движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается

 и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и

даже выше нормы. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими

свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное

 восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и

 двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и

 потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,

 координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы

 одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

 бытовых и учебных действий. Начинать работу по развитию мелкой моторики

 нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать

 пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,

 связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте

 нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом,

 не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и

 расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте

 работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать

 важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Срок реализации один год: 2018-2019 учебный год.

Литература:

     1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.                                                                                                                                                                                                                   8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Раздел плана

Сроки Форма работы Практические выходы

1. этап - теоретический

Сентябрь-октябрь 1. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «ДЕТСТВО» под ред.

2. Изучение методической литературы.

3. Интернет – ресурсы.

Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru

2. этап - практический

Ноябрь-апрель 1. Консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома».

2. Консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

3. Создание картотеки дидактических игр.

4. Наглядно – иллюстративный материал: Дидактическая игра «Золушка», «Найди игрушку»«Пуговки - застежки», Игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн».

5. Открытое занятие педагогам ДОУ

 1. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

2. Выставка книг по данной теме.

3. Оформление папки-передвижки

«Дидактические игры»

4. Выставка работ по дидактическим играм, способствующих развитию мелкой моторики.

3. этап - заключительный

Май Анализ работы по самообразованию.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики рук в первой младшей группе

Предлагаю Вашему вниманию один из способов развития мелкой моторики рук в первой младшей группе...

План по самообразованию. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников"

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников" 2015-2017г.г....

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького реб...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...