План по самообразованию. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников"
материал по теме

Сотникова Ирина Геннадиевна

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников" 2015-2017г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_dopoln.odt25.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

план по самообразованию 2015-2017г.г.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных приемов, методов, форм.

  2.Улучшать координацию движений, глазомер, логическое мышление,воображение, творческие способности, зрительную и слуховую память.

  3. Совершенствовать развивающую среду в группе.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• Массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• рисование по манке

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка;

• лабиринты;

• Дидактические игры;

• Шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

 конструктор «Велькрошка».

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме

Актуальность

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества  ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).  Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  

 Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

 Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования  навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. 

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр , артикуляционных гимнастик.

4. Анкетирование родителей.

4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

5. Консультация « Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры», « Как проводить с ребенком пальчиковые игры?»

6.Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей».

Предполагаемые результаты:

Хорошо владеть столовыми приборами, правильно держать карандаш, кисть.

Обучиться простым способам самомассажа рук, гимнастики.

Проявлять интерес к творчеству, рисованию , лепке.

Календарно-тематическое планирование  старшая гр.

месяц

Виды организованной деятельности

задачи

 Сентябрь

октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Осенний лист»раскрашивание цветными карандашами( не выходя за контур)

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Капуста», «Игрушки».

Самомассаж ладоней, пальцев рук.

Работа с бумагой. Знакомство детей с бумагой разной фактуры. Познакомить с искусством оригами.

Работа с раскрасками.

Работа с природным материалом.

( арбузные семечки)

Игры: «Составные картинки», «Домик».

Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Овощи», « Ягоды».

Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Игры с мелким строительным материалом.

Работа с карандашом «Овощи, фрукты». Закрашивание готовых форм.

Пальчиковые игры «Фрукты», «Хлеб», «Пирожки».

Игры: «Цветные ниточки» нанизывание бус, цветных макарон, пуговиц.

Лепка из соленого теста «Бублики, бараночки».

Рисование манкой.

Шнуровки «Сапожок», «Елочка»

Игры с конструктором «Велькрошка»

«На пороге Новый год» Работа с ножницами.

Пальчиковые игры «Гости», «Зимняя прогулка»

Самомассаж рук с шишкой.

Дорисовка до образа. Игра «Обведи контуры фигуры»

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Игры с мелким строительным материалом «Ворота», «Машина»

Пальчиковые игры «Замок» «Зимняя прогулка»

Самомассаж рук.

Трафареты геометрические и предметные.

Игры с палочками Кюизинера «Кружка», «Чашка», «Медведь».

Раскрашивание раскрасок «Военная техника»

Игры с металлическим конструктором «Скамейка», «Стул».

Пальчиковые игры «Мы во двор пошли гулять», «Блины», «Кисель»

Самомассаж рук с бигуди

Дорисуй по точкам и раскрась «Букет маме»

Оригами «Кошелек»

Игры с конструктором «Велькрошка»

«Весенний букет»

Пальчиковые игры «Помощники», «Компот»

Самомассаж рук с прищепками

Игры с карандашом «Пилот», «Ослик», «Часы», «Качели».

Игры с лабиринтами.

Игры с природными материалами (арбузные семечки) «Цветок», «Машина», «Домик».

Игры со шнуровкой «Косички», «Узелок», «Бантик».

Пальчиковые игры «Побежали вдоль реки», «Рыбки».

Игры с силуэтами. Рисование с помощью силуэтов.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Полное ведерко» Работа с пипеткой

Игра «Клубочки для котят» сматывание пряжи в клубок

Пальчиковые игры «Пчела», «Повстречались»

Учить держать правильно карандаш,аккуратно закрашивать силуэт.

Учить детей мягкими и массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

Развитие тактильного восприятия детей, развивать интерес.

Продолжать учить правильно держать карандаш.

Развитие творческих способностей, учить располагать композицию на листе. Развитие мелкой моторики.

Знакомить с техникой безопасности при игре с мелкими предметами. Учить выкладывать рисунок по образцу.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Развивать чувство ритма координацию движений, мелкую моторику рук.

Формировать умение пркатывать карандаш между ладонями.

Развивать координацию движений, воображение, мышление.

Продолжать учить закрашивать без пробелов, не выходя за контур.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, фантазию, воображение.

Развитие мелкой моторики рук. Использование крупы в нетрадиционных техниках рисования.

Развивать ручную умелость.

Развивать тактильную чувствительность, фантазию, воображение.

Развитие мелкой моторики, укрепление мышц кистей рук, воспитание аккуратности и усидчивости.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Формировать умение пркатывать шишку между ладонями.

Учить доводить обведенный контур до образа,закрашивать фигуру не заходя за контур.

Развивать воображение, сообразительность.

Развивать мелкую моторику, внимание.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Учить детей мягкими и массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладонь.

Учить дорисовывать до образа, развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.

Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость.

Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, фантазию, сообразительность.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Формировать умение прокатывать бигуди между ладонями рук, ладонью по тыльной поверхности руки.

Развивать мелкую моторику рук, умение правильно держать карандаш в руке,внимание,усидчивость.

Учить детей складывать игрушку из бумаги, делать сгибы точно,ровно.

Развивать мелкую моторику, фантазию,воображение.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Учить детей слегка прищипывать кончики пальцев прищепками.

Развитие координации движений ,моторики рук.

Развивать координацию движений, развивать внимание.

Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, воображение.

Развитие ручной умелости.

Развитие мелкой моторики рук,внимания, оптико-пространственного восприятия.

Развивать фантазию,закреплять умение закрашивать не выходя за контур,вырезать в разных направлениях.

Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

Развитие мелкой моторики рук, усидчивости.

Развитие моторики рук , ловкости.

Развитие мелкой моторики рук

Литература:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

  1. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием квиллинга»

   Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее время мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мы...