Главные вкладки

    План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
    методическая разработка (младшая группа)

    Анжела Голендухина

    МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План профессионального самообразования

     

     

    Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

     

    Группа № 5 «Звёздочки» (с 3-4 лет).

     

     

     

     

     

    Воспитатель: Голендухина А.А.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2018-2019

    План профессионального самообразования по теме

    «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

    План самообразования на 2018-2019 уч.год воспитателя Голендухиной А.А.

    Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе».

    Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    -изучить материалы по теме самообразования;

    -применить на практике в педагогической деятельности;

    -аппробировать в работе с детьми.

     

    Актуальность выбранной темы для практической деятельности:

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе » меня заинтересовала, она является актуальной, как для меня, так и для моих воспитанников. Поэтому я выбрала именно эту тему для своего самообразования. Работа по данной теме поможет мне в совершенствовании собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности.

    Этапы работы по теме самообразования:

    1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

    Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:

    Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

    Кольцова М. М «Развитие моторики»

    Елена Данилова «Пальчиковые игры»

    Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

     

     

    2 ЭТАП — внедрение в практическую деятельность.

    В течение года

    I. Внедрить в работу с детьми.

    Формы работы с детьми по теме:

    - совместная деятельность воспитателя с детьми;

    - индивидуальная работа с детьми;

    - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Методы и приемы работы с детьми:

    • Массаж кистей рук

    • пальчиковая гимнастика, физкультминутки

    • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

    • пальчиковый театр

    • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

    • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой и т.д.

    • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором      • упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

    ЛЕГО

    • различные виды аппликаций

    • рисование по трафаретам

    • штриховка

    • дорисовка (по принципу симметрии)

    • лабиринты

    • дидактические игры

    • шнуровка

    • игры с мелкими предметами

    • пазлы, мозаика.

     

    II. Взаимодействие с родителями и педагогами

    1.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

    2.Сделать ширму для родителей по данной теме.

    3. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

    дошкольного возраста».

    4.Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так

    важно её развивать?».

    5. Взаимное посещение ООД у других воспитателей.

     

    3 ЭТАП — представление опыта работы по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

     

    Форма отчётности:

    • Провести консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    • Составить картотеку пальчиковых игр.

    •Провести родительское собрание (февраль).

    •Выступить на пед.совете (май), обмен опытом с воспитателями «Копилка пед.мастерства».

    •Открытый показ занятия по теме: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

     

    Ожидаемый результат:                                                                                        Работа по самообразованию на данную тему поможет мне:

    • в совершенствовании собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
    • в повышении уровня педагогической компетентности родителей воспитанников;
    • в разработке и апробировании дидактических и игровых материалов;
    • в повышении уровня социально-коммуникативного развития воспитанников;
    • в разработке и проведении открытых образовательных и методических мероприятий, по исследуемой теме.

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ детский сад №26 «Радуга»

    Тема самообразования:

     «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»

    Воспитатель: Голендухина А.А.

    2019-2020г.

    Тема самообразования «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»

    Обоснование проекта:

    Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.

    Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка

    Актуальность:

    Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных игровых методик дети могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начнут учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, т. е. развитых познавательных способностей, - тем успешнее, а значит и счастливее будет для ребенка начало этого очень важного периода – школьного детства.

    Использование игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

    Использование игровых технологий снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

    Цель проекта:

    Повысить свой профессиональный уровень. Систематизировать работу по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников с помощью игровых технологий.

    Задачи проекта:

    1. Изучить новинку литератур по данной проблеме.

    2. Провести мониторинг мышления детей 4-5 лет.

    3. Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.

    4. Стимулировать умственную активность детей.

    5. Разработать модель взаимодействия с родителями.

    Участники проекта: дети средней группы дошкольного возраста. Педагоги детского сада. Родители детей посещающих детский сад.

    Вид проекта:  Долгосрочный 2019-2020г.

    Продукт проекта: Создание обогащенной развивающей среды способствующей развитию у детей познавательных и творческих способностей. Разработка развивающей программы для дошкольников «Приключения на планете игр» основанной на игровых технологиях.

    Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный этап

    Анализ особенностей группы.

    Беседы с детьми.

    Беседы с родителями.

    Выставка игр, сделанных воспитателем.

    Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.

    2. Основной этап

    На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр:

    Игры, изготовленные воспитателем.

    Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.

    Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.

    Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.

    Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).

    Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.

    3. Заключительный этап

    Выставка развивающих и дидактических игр.

    Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.

    Выступления на семинарах, круглых столах.

    Предполагаемый результат:

    Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:

    В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

    В результате проектной деятельности дети приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт, высокий и средний уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Развита любознательность желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

    Родители осознают значимость игровых технологий в развитии познавательных способностей у детей.

    План проекта

    Раздел плана Форма работы Практические выводы сроки

    Работа с детьми разработать перспективный план по теме «Дидактические игры в средней группе»

    Провести диагностику по теме «Дидактические игры»

    Цель игры. Развивать активное внимание.

    Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу

    Запомни движение (для детей 4-5 лет)

    Цель игры. Развивать моторнослуховую память.

    Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке

    В магазине зеркал (для детей 4-5 лет)

    Цель игры. Развивать наблюдательность.

    В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

    Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. (игры Воскобовича и Никитина).

    Примерные упражнения для дошкольников

    1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

    2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды

    3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

    4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

    5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

    6. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

    Надеюсь, что эти несложные упражнения помогут Вам в более быстром восстановлении своего здоровья. Желаю Вам отличного самочувствия и помните - борьба с болезнью на физическом уровне - это движение.

    Анализ проделанной работы

    Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:

    Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.

    Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.

    Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.

    Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.

    Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.

    Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.

    Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.

    Заключение

    Важнейшим условием развития творческих способностей детей является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.

    Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования развивающих и дидактических игр. Это возможно при условии систематического использования игр как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

    Список используемой литературы.

    1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.

    2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2004.

    3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1989.

    4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.

    7. Никитин Б. «Развивающие игры». М.: Педагогика, 1985.

    8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.

    11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П.: Детство-Пресс, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

    План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

    план самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

    План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие мелкой моторики "...

    Перспективный план самообразования. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

    Перспективный план самообразования. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен воспитателям. Доказано, что тонкая работ...

    План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

    В дошкольном возрасте работа по развитию  именно мелкой  моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подгото...

    План по самообразованию. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников"

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников" 2015-2017г.г....

    План самообразования на 2019-2020 уч. год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

    План самообразования на 2019-2020 уч. год   Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».      Цель: продолжение развити...

    План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

    МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...