План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
методическая разработка (младшая группа)
МАДОУ детский сад №26 «Радуга»
План профессионального самообразования
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
Группа № 5 «Звёздочки» (с 3-4 лет).
Воспитатель: Голендухина А.А.
2018-2019
План профессионального самообразования по теме
«Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
План самообразования на 2018-2019 уч.год воспитателя Голендухиной А.А.
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе».
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-изучить материалы по теме самообразования;
-применить на практике в педагогической деятельности;
-аппробировать в работе с детьми.
Актуальность выбранной темы для практической деятельности:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе » меня заинтересовала, она является актуальной, как для меня, так и для моих воспитанников. Поэтому я выбрала именно эту тему для своего самообразования. Работа по данной теме поможет мне в совершенствовании собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности.
Этапы работы по теме самообразования:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Кольцова М. М «Развитие моторики»
Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
2 ЭТАП — внедрение в практическую деятельность.
В течение года
I. Внедрить в работу с детьми.
Формы работы с детьми по теме:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы с детьми:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой и т.д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором • упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
ЛЕГО
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• лабиринты
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
II. Взаимодействие с родителями и педагогами
1.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
2.Сделать ширму для родителей по данной теме.
3. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
4.Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так
важно её развивать?».
5. Взаимное посещение ООД у других воспитателей.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
Форма отчётности:
• Провести консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
•Провести родительское собрание (февраль).
•Выступить на пед.совете (май), обмен опытом с воспитателями «Копилка пед.мастерства».
•Открытый показ занятия по теме: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
Ожидаемый результат: Работа по самообразованию на данную тему поможет мне:
- в совершенствовании собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
- в повышении уровня педагогической компетентности родителей воспитанников;
- в разработке и апробировании дидактических и игровых материалов;
- в повышении уровня социально-коммуникативного развития воспитанников;
- в разработке и проведении открытых образовательных и методических мероприятий, по исследуемой теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №26 «Радуга»
Тема самообразования:
«Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»
Воспитатель: Голендухина А.А.
2019-2020г.
Тема самообразования «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»
Обоснование проекта:
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка
Актуальность:
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных игровых методик дети могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начнут учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, т. е. развитых познавательных способностей, - тем успешнее, а значит и счастливее будет для ребенка начало этого очень важного периода – школьного детства.
Использование игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Использование игровых технологий снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Цель проекта:
Повысить свой профессиональный уровень. Систематизировать работу по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников с помощью игровых технологий.
Задачи проекта:
1. Изучить новинку литератур по данной проблеме.
2. Провести мониторинг мышления детей 4-5 лет.
3. Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.
4. Стимулировать умственную активность детей.
5. Разработать модель взаимодействия с родителями.
Участники проекта: дети средней группы дошкольного возраста. Педагоги детского сада. Родители детей посещающих детский сад.
Вид проекта: Долгосрочный 2019-2020г.
Продукт проекта: Создание обогащенной развивающей среды способствующей развитию у детей познавательных и творческих способностей. Разработка развивающей программы для дошкольников «Приключения на планете игр» основанной на игровых технологиях.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Анализ особенностей группы.
Беседы с детьми.
Беседы с родителями.
Выставка игр, сделанных воспитателем.
Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.
2. Основной этап
На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр:
Игры, изготовленные воспитателем.
Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.
Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.
Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.
Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).
Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.
3. Заключительный этап
Выставка развивающих и дидактических игр.
Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.
Выступления на семинарах, круглых столах.
Предполагаемый результат:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:
В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
В результате проектной деятельности дети приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт, высокий и средний уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Развита любознательность желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
Родители осознают значимость игровых технологий в развитии познавательных способностей у детей.
План проекта
Раздел плана Форма работы Практические выводы сроки
Работа с детьми разработать перспективный план по теме «Дидактические игры в средней группе»
Провести диагностику по теме «Дидактические игры»
Цель игры. Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу
Запомни движение (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Развивать моторнослуховую память.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке
В магазине зеркал (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. (игры Воскобовича и Никитина).
Примерные упражнения для дошкольников
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
6. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
Надеюсь, что эти несложные упражнения помогут Вам в более быстром восстановлении своего здоровья. Желаю Вам отличного самочувствия и помните - борьба с болезнью на физическом уровне - это движение.
Анализ проделанной работы
Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:
Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.
Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.
Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.
Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.
Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.
Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.
Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.
Заключение
Важнейшим условием развития творческих способностей детей является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.
Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования развивающих и дидактических игр. Это возможно при условии систематического использования игр как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Список используемой литературы.
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.
2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1989.
4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.
7. Никитин Б. «Развивающие игры». М.: Педагогика, 1985.
8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.
11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П.: Детство-Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

план самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».
План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие мелкой моторики "...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»
В дошкольном возрасте работа по развитию именно мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подгото...

План по самообразованию. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников"
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников" 2015-2017г.г....
План самообразования на 2019-2020 уч. год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».
План самообразования на 2019-2020 уч. год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы». Цель: продолжение развити...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
МАДОУ детский сад №26 «Радуга» План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...
