План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»
материал (младшая группа) на тему

В дошкольном возрасте работа по развитию  именно мелкой  моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Поэтому мной взята для самообразования тема: "Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

План самообразования на 2017-2018 учебный год воспитателя младшей группы Тумановой И. А.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

                                      «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

                                            От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки,

                                            которые питают источник творческой мысли.

                                            Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

                                            тем умнее ребёнок»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

Цель:  1. развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

2. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.                                                    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.                                       И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

• Сделать консультацию для воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

•  работа с конструктором ЛЕГО

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.  Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»  Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Отчет о работе:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.                    

Поэтому, в этом году я решила работать именно по данной теме. Важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке» и т. д. ;  Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

  •  Игры с пуговицами;
  •  Игры – шнуровка;
  •  Игры с прищепками;
  •  Игры с сыпучими материалам;

  У большинства детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы. Но есть и такие детки у которых речь и моторика к сожалению развита недостаточно хорошо. Поэтому в дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, развитию речи, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности и продолжать работать в данном направлении ежедневно, уделяя большее внимание именно тем деткам, которым это необходимо в большей степени.                                                          Для родителей были подготовлены консультации по теме«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

план самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие мелкой моторики "...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».

Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

План самообразования на 2019-2020 уч. год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования на 2019-2020 уч. год   Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».      Цель: продолжение развити...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...