Творческая речевая активность детей через театрализованные игры
консультация на тему

Стародубцева Алёна Александровна

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Известный всем писатель Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку.

   Реализуя цель развития творческой речевой активности детей через театрализованную игру, необходимо поставить следующие задачи:

 - развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

- формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

- развитие связной речи;

- ознакомление с художественной литературой;

 - подготовка детей к обучению грамоте.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

 Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную  с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

  Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана педагогами и родителями.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

   - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

     - с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, полевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

    -ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ -  топ - топ».)

     - воспитывать у детей интерес к театральной игре. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.

        Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства  – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

    В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

   В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

  В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.

Театрализованные игры необходимо включать в  непосредственно образовательную деятельность:

физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Так же театрализованные игры связанны с областями:

1. Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо и пр.);

2. Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями,  инсценированные художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью).

З. Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке, для фланелеграфа).

Влияние театрализованной игры на развитие речи детей неоспоримо. С её помощью можно решать практически все задачи области «коммуникации» и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал.

Вопрос – ответ!!!

  1. Какие виды речи формируются через театрализованную игру?

Ответ: связная, звуковая, диалогическая, монологическая.

2. Какие невербальные формы общения усваиваются через театрализованную игру? (выберите правильный ответ)

- мимика;

- лексика;

- жесты;

- поза;

- интонация;

- синтаксис.

Ответ: мимика, жесты, поза.

  1. Какие приёмы руководства театрализованной игрой вы знаете?

Ответ: чтение произведений, беседа по содержанию произведений, рассматривание иллюстраций, поделки атрибутов и пособий, работа над текстом, игры имитации мимики и жестов.

  1. На какие две основные группы делятся театрализованные игры?

Ответ: игры – драматизации, режиссёрские игры.

  1. Какие условия благоприятны для развития речи детей через театрализованные игры?

Ответ: уделять серьезное внимание подбору литературных произведений;

с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово;

ознакомление детей с сюжетными игрушками;

воспитывать у детей интерес к театральной игре.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Творческая речевая активность детей через театрализованные игры» В оспитатель: Стародубцева Алёна Александровна первая квалификационная категория

Слайд 2

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать , а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» Джанни Родари

Слайд 3

Задачи: - развитие словаря; - воспитание звуковой культуры речи; - формирование грамматического строя языка; - развитие связной речи.

Слайд 5

Условия благоприятные для развития речи через театрализованные игры: уделять серьезное внимание подбору литературных произведений; с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово; ознакомление детей с сюжетными игрушками; воспитывать у детей интерес к театральной игре.

Слайд 6

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: - вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис; - невербальные средства – мимика, жесты, поза.

Слайд 7

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: - игры – драматизации; - режиссерские игры. Видами драматизации являются: - игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Слайд 8

- игры – драматизации - режиссерские игры

Слайд 9

Театрализованные игры включаются в непосредственно образовательную деятельность: физкультминутки; п альчиковая гимнастика.

Слайд 10

Связь театрализованной игры с областями: 1. Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо и пр.); 2. Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями, инсценированние художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью). З. Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке, для фланелеграфа ).

Слайд 11

Викторина 1. Какие виды речи формируются через театрализованную игру? 2. Какие невербальные формы общения усваиваются через театрализованную игру? (выберите правильный ответ) - мимика; - лексика; - жесты; - поза; - интонация; - синтаксис.

Слайд 12

3. Какие виды руководства театрализованной игрой вы знаете? 4. На какие две основные группы делятся театрализованные игры? 5. Какие условия благоприятны для развития речи детей через театрализованные игры?

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Статья "Активизация речевой активности детей через лингвистические игры"

В статье описано теоретическое обоснование игрового метода речевой активизации детей старшего дошкольного возраста и приведены примеры лингвистических игр из опыта работы....

Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры

Театрализованные игры являются наиболее благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка....

Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для д...

Повышение уровня речевого развития детей через театрализованные игры.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию связной речи дошкольников....

Роль творческих способностей у детей через театрализованные игры

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетич...