«Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ТНР».
статья (старшая группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.                                                     Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы, связанные в первую очередь с речевым развитием детей. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, что обуславливает активный характер мнестической деятельности человека.      Слухоречевая память – это необходимый компонент познавательной деятельности. Она связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.                                             Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная.                                                                                         Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.                                                                                                                 Для детей с дизартрией характерны нарушения онтогенетически ранних форм памяти: двигательно-кинестетической и эмоциональной. Отмечается  низкий объем всех видов кратковременной памяти, в особенности слухоречевой, слабость прочности удержания воспринимаемого материала. Во многом страдает и долговременная память. Нарушены процессы запоминания и воспроизведения, особенно страдает отсроченное воспроизведение. Для детей характерна трудность при запоминании вербальной информации и снижены параметры в смысловой обработке материала.                                                                                                                Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.                                                                       Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала - правого.     Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность действий. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Это связано и с особенностями внимания. Однако при существующих трудностях у детей с речевыми нарушениями остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания .

Наблюдаются следующие особенности памяти:

1) объем зрительной памяти практически соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;

2) общее снижение функции слуховой памяти;

3) низкий уровень отсроченного воспроизведения;

4) низкий уровень продуктивности запоминания;

5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями.                      Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.                                                                               В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.    Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности.

Игры и упражнения на развитие памяти детей.

Игра «10 картинок»

Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.

Упражнение «Что изменилось?»

Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

Игра на развитие зрительной памяти «Сложи фигуру из палочек».

Разложите перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить эту игру можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Выкладывание узора из мозаики.

Взрослый выкладывает из мозаики цифру или букву, простой узор или какую либо картинку. Затем ребёнок должен по памяти выложить такую же картинку.

Выкладывание узоров из геометрических фигур.

Ребёнку предлагается рассмотреть узор из геометрических фигур, запомнить их расположение, и через 10 секунд воспроизвести узор по памяти.

Игра «Я – фотоаппарат».

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно  рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика, детектива.

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.

Упражнение «Запомни пары слов»

Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить.

Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

Упражнение «Нарисуй и запомни»

Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и  карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Упражнение «Каскад слов» развивает объём кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из 8 – 10 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте  два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

1.Дом

2.Стол, зима

3.Чашка, дорога, окно

4.Школа, снег, книга, мяч

5.Карандаш, мел, гриб, обед, лес

6.Кот, часы, утро, мышь, поле, слон

7.Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

Разучивание стихов.

Для развития памяти ребёнка 5 – 6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений. Разучивание стихов следует обязательно сопровождать беседой. Прочитайте ребёнку один раз небольшое стихотворение. Если дошкольник сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говорится в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё то, что он нарисовал. После этого следует разучивать стихотворение. Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.

«Расскажи стихи руками или движениями»

Запоминанию стихотворений помогает и такой приём, как использование движений. Взрослый вместе с ребёнком проговаривают текст стихотворения, сопровождая его движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ТНР».

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.                                                     Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы, связанные в первую очередь с речевым развитием детей. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, что обуславливает активный характер мнестической деятельности человека.      Слухоречевая память – это необходимый компонент познавательной деятельности. Она связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.                                             Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная.                                                                                         Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.                                                                                                                 Для детей с дизартрией характерны нарушения онтогенетически ранних форм памяти: двигательно-кинестетической и эмоциональной. Отмечается  низкий объем всех видов кратковременной памяти, в особенности слухоречевой, слабость прочности удержания воспринимаемого материала. Во многом страдает и долговременная память. Нарушены процессы запоминания и воспроизведения, особенно страдает отсроченное воспроизведение. Для детей характерна трудность при запоминании вербальной информации и снижены параметры в смысловой обработке материала.                                                                                                                Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.                                                                       Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала - правого.     Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность действий. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Это связано и с особенностями внимания. Однако при существующих трудностях у детей с речевыми нарушениями остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания .

Наблюдаются следующие особенности памяти:

1) объем зрительной памяти практически соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;

2) общее снижение функции слуховой памяти;

3) низкий уровень отсроченного воспроизведения;

4) низкий уровень продуктивности запоминания;

5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями.                      Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.                                                                               В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.    Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности.

Игры и упражнения на развитие памяти детей.

Игра «10 картинок»

Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.

Упражнение «Что изменилось?»

Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

Игра на развитие зрительной памяти «Сложи фигуру из палочек».

Разложите перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить эту игру можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Выкладывание узора из мозаики.

Взрослый выкладывает из мозаики цифру или букву, простой узор или какую либо картинку. Затем ребёнок должен по памяти выложить такую же картинку.

Выкладывание узоров из геометрических фигур.

Ребёнку предлагается рассмотреть узор из геометрических фигур, запомнить их расположение, и через 10 секунд воспроизвести узор по памяти.

Игра «Я – фотоаппарат».

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно  рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика, детектива.

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.

Упражнение «Запомни пары слов»

Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить.

Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

Упражнение «Нарисуй и запомни»

Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и  карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Упражнение «Каскад слов» развивает объём кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из 8 – 10 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте  два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

1.Дом

2.Стол, зима

3.Чашка, дорога, окно

4.Школа, снег, книга, мяч

5.Карандаш, мел, гриб, обед, лес

6.Кот, часы, утро, мышь, поле, слон

7.Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

Разучивание стихов.

Для развития памяти ребёнка 5 – 6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений. Разучивание стихов следует обязательно сопровождать беседой. Прочитайте ребёнку один раз небольшое стихотворение. Если дошкольник сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говорится в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё то, что он нарисовал. После этого следует разучивать стихотворение. Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.

«Расскажи стихи руками или движениями»

Запоминанию стихотворений помогает и такой приём, как использование движений. Взрослый вместе с ребёнком проговаривают текст стихотворения, сопровождая его движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту? Если ваш ребеночек посещает дет...

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В консультации представлен материал для развития у детей всех видов памяти...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....