педсовет "Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников"
методическая разработка по теме

Повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО; актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя в вопросах организации условий для самостоятельной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников»

Цели: повышение профессионального уровня  педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО; актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя в вопросах организации условий для самостоятельной деятельности дошкольников.

Форма проведения: устный журнал.

Участники: педагоги ДОО.

Подготовка к педсовету.

  1. Составление плана подготовки к педсовету и оформление ширмы «Самостоятельная деятельность дошкольников».
  2. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
  3. Разработка проекта решения педсовета.

План проведения педсовета:

  1. Отчет об исполнении решения предыдущего педагогического совета.
  2. Вводное слово по теме педагогического совета.
  3. Самостоятельная деятельности детей в ДОО.
  1. Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников.
  2. Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
  3. Самостоятельная деятельность в режимные моменты.
  1. Принятие решения педагогического совета.

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Ребенку доставляет большое удовольствие,

если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление,

и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других.

П.Ф.Лесгафт

I. Отчет об исполнении решения предыдущего педагогического совета

Выступление ст.воспитателя ДОО.

II. Вводное слово по теме педагогического совета.

Выступление ст.воспитателя ДОО.

Свое слово мне хочется начать с притчи «Уроки бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается вылезти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный нож и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут – и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимы нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Как важно научить ребенка быть самостоятельным в соответствии с его возрастом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

 По мнению ряда педагогов, самостоятельность ребенка проявляется:

  • В способности действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • В умении выполнять привычные дела без обращения за помощью о контроля взрослого;
  • В проявлении умения осознано действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • В способности осознано действовать в новых условиях (поставит цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • В стремлении осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • В способности переносить известные способы действий в новые условия.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению.

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Все  вышеуказанное правило коллектив ДОО перед необходимостью разработки денной проблемы и формулировки годовой задачи в этом учебном году по теме «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников».

III. Самостоятельная деятельность детей В ДОО.

  1. Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников.

Выступление  ст.воспитателя ДОО.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность, такие определения нам дает толковый словарь русского языка. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка.

Мастерство воспитателя чаще всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности?. Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранить возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых НОД, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждой вид игрушек и пособий следуют хранить в определенном порядке. Это позволит детям быстро найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Относительно спокойное место в группе отводится для самостоятельных  игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на НОД, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумагу, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития навыков ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, папки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками  предметы для игр.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом – важное, но не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенка. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного  доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученных на занятиях и в совместной деятельности со взрослыми. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартами заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3 – 5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро (автобусе, трамвае).

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя не только образец подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя от детей. Это правило относится и к организации, и к проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудником детского сада.

  1. Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Выступление воспитателя подготовительной группы

Переход детей в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы, как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками  и направляют их активность.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и т.д.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек самоделок, простейших механизмов и  моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающим (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинают развиваться чувство самоуважения и навыки самостоятельной работы.

У детей развиваются внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий.

У дошкольников продолжается развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная речь.

В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в непрерывной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.

Более всего самостоятельные навыки детей в бытовой, познавательной, игровой, трудовой деятельности проявляются посредством создания и обогащения РППС.

Самой большой популярностью у дошкольников  пользуется игровая зона. Организуя самостоятельную деятельность в ней, дети наиболее активно используют предметы и игрушки (головоломки, пазлы, различные модели и макеты), весьма активно детьми старшего дошкольного возраста используются рабочая зона как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида.

  1. Самостоятельная деятельность детей в режимные моменты.

Выступление воспитателя старшей группы.

Режим дня в ДОО – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Режим дня в разных возрастных группах разработан на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПиН) и скорректирован с учетом требований ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОО.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня разработан с учетом следующих принципов:

 – составление режима дня в соответствии с возрастными возможностями ребенка и состоянием его здоровья;

 – соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), чередование;

– отведение времени для самостоятельной (нерегламентированной и регламентированной) деятельности ребенка;

– организация режима пребывания детей в детском саду (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде);

 – составление режима дня с учетом приоритетных направлений развития детей (в группах оздоровительной и комбинированной направленности);

 – проведение мероприятий по профилактике утомления отдельных воспитанников.

Распределение самостоятельной работы по образовательным областям:

  • Физической развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.)
  • Социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • Познавательное и речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • Художественно-эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

IV.Принятие решения педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок занимательной математики, как условие самостоятельной деятельности дошкольника

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, испо...

Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)

          Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овла...

педсовет "Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников"

повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО; акуализация развития профессиональной компетентности воспитателя в вопросах организации условий для самостоятельн...

Создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности дошкольников в соответст-вии с требованиями ФГОС ДО

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального районаЧелябинской области        ...

Консультация для воспитателей«Уголок занимательной математики как условие самостоятельной деятельности дошкольника»

laquo;Уголок занимательной математики как условиесамостоятельной деятельности дошкольника»Уголок занимательной математики как условиесамостоятельной деятельности дошкольникаУголок занимательной...