проект "космос" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цыганкова Светлана Петровна

Краткосрочный проект в старшей группе ко дню космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx464.27 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Что такое космос»

Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.
2. Дать представление о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, об изобретателе космической ракеты, о празднике День Космонавтики.
3. Формировать познавательные интересы; понятие о себе, как жителе планеты Земля.
4. Активизировать словарь: небо, звёзды, планеты, спутники, космонавт, Солнце, Земля, Луна.
5. Обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция.
6. Развивать опытную деятельность и экспериментирование.
7. Воспитывать уважение и чувство гордости за достижения своего народа, на основе конкретных исторических фактов.

Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.

Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах.

Ход:
Воспитатель: - Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/4/31297_f8f7f56274569d116be60fa72c5eb0e2.jpg.jpg


Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

(Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/4/31297_25e38bbf88889f144ea4e7aaf2fabb8a.jpg.jpg


Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру.
Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день — двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен
Когда безвестный сын земли смоленской.
Землей-планетой был усыновлен.

Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...

Динамическая пауза «Космонавты»

(Показ физических упражнений, вовлекая в свои действия детей).

Чтоб космонавтом, дети, стать.
Нужно с самых малых лет
Приучать себя к порядку:
Застилать свою постель,
Выполнять физкультзарядку.
Встанем прямо, плечи шире,
Руки вверх, держись прямей.
От таких вот упражнений
Станешь крепче и сильней.

Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Показ и рассказ о планетах.

 Беседа для детей старшего дошкольного возраста  « Земля и Луна»

 Цель: закреплять элементарные представления детей о планете Земля, о её спутнике – Луне.

            Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в Космос, где много небесных тел: планет, звезд, спутников планет. Во время путешествия вы узнаете много интересного о них.

            Посмотрите на глобус. Глобус – маленькая копия планеты, на которой мы живем и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в Космосе под силой собственной тяжести. Видите, какая красивая наша Земля? Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. А почему же она кажется голубой? Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их на глобусе .

             А что еще мы видим на поверхности Земли? Это горы, леса, пустыни.  Для всех живущих на ней людей Земля – как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

            Да, Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники – холодные, в отличие от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы наблюдали с вами за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.

            Возьмите альбомный лист и желтый карандаш. Нарисуйте в центре листа большой круг и закрасьте его. Это Солнце. Теперь возьмите голубой карандаш и нарисуйте в стороне от Солнца маленький кружок. Закрасьте его. Это Земля. А теперь я нарисую красным карандашом линию, по которой наша земля вращается вокруг раскаленного светила. Этот путь Земля проходит ровно за один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.

            Но кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, видите, как вращается глобус? Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за одни сутки совершает она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, и снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, - день, а на другой стороне – ночь.

            У Земли есть спутник – Луна.  Луна быстро движется вокруг Земли.  Она бывает разной: то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее части.

            На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.

Беседа на тему «Наша голубая планета Земля»

Программное содержание:

-формировать представления детей о космическом пространстве,

-познакомить детей с небесными телами: планетами, звездами, спутниками планет,

-конкретизировать знания детей о планете Земля,

-развивать речь детей.

Материал : глобус, сюжетные картины, лист ватмана, разноцветные маркеры.

Ход беседы:

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в Космос. Где много небесных тел: планет, звезд, спутниковых планет. Во время путешествия вы узнаете много интересного о них.

-Обратите внимание на глобус. Глобус- маленькая копия планеты, на которой мы живем, и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в космосе под силой собственной тяжести.

Посмотрите на картину (обращаю внимание детей на сюжетную картину)

-Видите, какая красивая наша Земля?

Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой , как стеклянный шар.

-А почему она кажется голубой?

-Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их на глобусе и на картине.( дети рассматривают глобус и картину)

-А что мы видим еще на поверхности Земли?

Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля- как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что

больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

Да, Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники- холодные в отличии от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие ,то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы с вами наблюдали за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.

Посмотрите, я возьму желтый маркер и нарисую в центре листа большой круг и закрашу его. Это Солнце. Теперь возьму голубой маркер и нарисую в стороне от Солнца маленький кружок и закрашу его. Это Земля. А теперь я нарисую красным маркером линию, по которой наша планета Земля вращается вокруг раскаленного светила.

Это путь Земля проходит ровно за один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.

Но кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, как вращается глобус. Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за сутки совершает она один оборот .Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу -день, а на другой ее стороне –ночь.

У Земли есть спутник- Луна, обратите внимание на картину .Художник нарисовал, как Земля держит Луну за ручку. На самом деле Луна быстро движется вокруг Земли.

Мы с вами наблюдали за Луной, видели, какой она бывает разной, то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп.

ДЕТЯМ О КОСМОСЕ.   СОЛНЦЕ - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.   БЕСЕДА ТРЕТЬЯ.   

(Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. -М.:Сфера,2014.-128с.)

Жизнь  показывает,  что  и космос будут  осваивать

не какие-нибудь  супермены, а самые простые люди. 

(Юрий Гагарин)

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/01/07/blagoslovenno_solntse_-_radostnyy_istochnik_zhizni_2_-_kopiya.jpg?itok=Dmm1Hz5qhttps://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/01/07/klybel_solntsa_-_kopiya.jpg?itok=uURIo5qH

 

О Солнце для детей.

 

       - Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».

   Верно! Это Солнце.

       - Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?

       Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

       - А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

       Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

    «На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.

На Масленицу

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/01/07/maslenitsa.jpg?itok=b-OqNQMx

Мы на Масленой неделе
Будем жарко жечь костры,
Чтобы искорки летели
Над землей во все концы,
Чтобы Солнце разбудили:
«Освети нас и согрей!
Покажись в красе и силе.
Ждем тебя мы много дней!»                              

Мы на Масленой неделе                                    

      Испечем румяный блин:

      «Солнышко! Вставай с постели!

      Угостить тебя хотим!»

  - А почему на Масленицу пекут блины ?

    Блин напоминает нам горячее солнышко.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/01/07/vrashhenie-zemli-vokrug-solntsa.jpg?itok=qVcHh3qy

        Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.

       Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.

 

Интересные факты - Солнце.

 

       Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

       - Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

      Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся и космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — плане га. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.

       Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.

   Наконец, Солнце во много раз больше Земли.

       Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!

       Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

   - Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

       Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на пей царила бы вечная ночь.

       Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

       А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.

       Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

* * *

С неба высокого солнышко светит —
Рады лучам его взрослые, дети...
Рады лучам его звери и птицы.
Речка на солнце блестит, серебрится.
Солнце на землю глядит с добротой,         

Мир одаряя теплом, красотой!

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/01/07/solntse_-_glavnyy_istochnik_energii_na_zemle_2.jpg?itok=4y_Mzoqc

 

- Как называется самая близкая к нам звезда ?

- Какую форму имеет Солнце ? Из чего оно состоит ?

- Что больше— Солнце или Земля?

- Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Конспект НОД по рисованию "Ракета в космосе"

Программное содержание:

• Научить детей самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в рисунке различные виды космического пейзажа, транспорта;

•Помогать детям располагать изображение на всем листе;

•.Закреплять умение правильно пользоваться восковыми мелками;

• Направлять детей на передачу соотношение предметов по величине: ракета больше планеты, звезды - маленькие;

•.Развивать разговорную речь, пополнять словарный запас, расширять кругозор;

•Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность, желание придумывать и фантазировать.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов о космосе, космическом пространстве; Отгадывание загадок по теме «Космос»; чтение стихотворений (С. Есенин "Звёзды", И. Бунин "Огни небес", А. Лугарёва "Космический сон"); разучивание пальчиковой гимнастики " На ракете улетим «.

Материалы: альбомный лист А4, краски акварель, восковые мелки, кисть, банка с водой, салфетка.

Ход деятельности.

Дети с воспитателем рассматривают глобус.

- Мы с вами живем на планете «Земля». Вот так она выглядит. Днем, когда светло, мы видим на небе Солнце. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек. (Воспитатель показывает фотографии, иллюстрации с космическими изображениями, обращая внимание детей на необычность, выразительность космических картин, пейзажей, разнообразие и использование цветов).

- Как вы думаете, что есть в космосе? (звезды, планеты, солнце). Какие они? ( звезды - необычной формы, планеты круглые, кометы имеет длинный хвост, солнце желтое, круглое). Люди смотрели на небо и мечтали полететь в космос.

-На чем можно полететь в космос? Послушайте загадку:

Чудо-птица алый хвост

Полетела в стаю звезд (ракета).

( Рассмотреть игрушечную ракету, уточнить ее части и форму)

-Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете. А нарисовать ракету мы сможем. Помогут нам в этом восковые мелки.

-Ребята, из каких частей состоит ракета? (корпус ракеты - треугольной формы; иллюминаторы – круглые, ножки у ракеты – треугольной формы). А сейчас, дети, нарисуйте каждый свою ракету, используя разные цвета. Обратите внимание, что ракета в полете летит в наклонном направлении. И так приступаем к работе. Рисовать мы будем восковыми мелками, а затем поверх рисунка нанесёте акварель.

Звучит спокойная «космическая музыка».

Воспитатель помогает советами в составлении композиции рисунка. Напоминает технику рисования: делать нажим на восковой карандаш, чтобы след от него оставался ярким и четким. Помогает советами цветовых решений, поощряет самостоятельность, творческий подход, инициативность.

Предлагаю нам размяться, поиграть в игру «Космодром»

Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)

Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)

Мало времени для взлета, (маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)

Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)

Вот ракета полетела (прыжки на месте)

Опустел наш космодром. (приседают на корточки)

Все готовые работы воспитатель раскладывает на столе, вместе с детьми рассматривает. Посмотрите, какие у вас получились разные ракеты(рассматривание каждого рисунка). Молодцы, дети! Все хорошо постарались. Путешествуя по космическому пространству, мы увидели много интересного и вам, будет, о чем рассказать своим близким.

Аппликация

Тема: «Полёт на луну».

Программное содержание: Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги , закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами ;развивать чувство композиции , воображение.

Методические приёмы. Интеграция областей: Сюрпризный момент, беседа, напоминание, чтение стихотворения , показ, объяснение , помощь , поощрение , анализ. Интеграция с познанием, музыкой, коммуникацией.

Материал: Картон А4 синего или чёрного цвета, цветная бумага, ножницы , клей , кисточка , клеёнка, салфетки, картинки с ракетами.

Ход занятия:

-Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся. А теперь успокоимся и приступим к занятию.

Посмотрите, к нам на занятие прилетела ракета. И она предлагает нам с ней отправиться в путешествие, а вот куда – вы должны отгадать. Ребята перед вами два слова ( Лужа, Наташа), нужно выделить первые слоги в этих двух словах и объедините их в одно слово. Какое слово получилось?  (Луна). А вы хотите полететь на луну? (Да). Для этого вам нужно пройти два испытания.

Первое испытание: Какого числа и месяца отмечают День космонавтики?(12 апреля).

Кто  первый  покорил космос? (Ю.А.Гагарин)

-Ребята ,как вы думаете, на каком транспорте мы с вами можем отправиться в космос? (На  ракете).

Молодцы, прошли первое испытание.

Второе испытание: «Построй ракету».

Перед вами модули геометрических фигур. Вам нужно собрать ракету для полета и назвать геометрические фигуры, из которых она построена (параллелепипед ,  призма , цилиндр).

Мы с вами прошли все испытания, теперь мы знаем, куда приглашает нас наша гостья ракета. И на чём мы можем в это путешествие отправиться. Осталось нам  только наклеить наши ракеты.

Но перед работой мы с вами немного разомнемся.

Физминутка:     

Раз, два – стоит ракета.

Руки вытянуты вверх.

Три, четыре – самолет.

Руки в стороны.

Раз, два – хлопок в ладоши,

Хлопаем в ладоши.

А потом на каждый счет.

Шагаем на месте.

Раз, два, три, четыре,

Хлопаем в ладоши.

Руки выше, плечи шире.

Руки вверх – вниз.

Раз, два, три, четыре,

Хлопаем в ладоши.

И на месте походили.

Шагаем на месте.

 

А теперь мы приступим к изготовлению ракет. Но с начало вспомним правила работы с ножницами:

  • Не ходи с ними по группе.
  • Не держи ножницы лезвием  вверх.
  • Не мотай ножницами и не бери в рот.
  • Нельзя поворачиваться с ними к соседу.

Работа с цветной бумагой:

  • Бумагу нужно использовать экономно.
  • Не разбрасывать оставшиеся куски бумаги.
  • Не мять бумагу.

Работа с клеем:

  • Нужно иметь салфетку, чтобы вытирать руки.
  • Если капнул на стол протереть.
  • Убрать лишний клей с аппликации.

Закончив работу, убрать своё рабочее место.

А теперь, посмотрите какие ракеты можно сделать (Ракета  летит, ракета готовится к полёту)

Посмотрите, из чего сделана наша ракета? (  из бумаги). Из каких фигур? (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) . Цвет бумаги для изготовления ракеты выбираем по своему желанию. А теперь приступаем к работе. Начинаем с вырезания деталей. Потом располагаем их на листе, как ракета летит в космос, приклеиваем детали и дополняем  картинку подходящими по смыслу предметами. ( луна, звезды, планеты). Ребята , работаем тихо, в космосе не любят когда шумят. Я вам включу космическую музыку и вы работая над созданием своих ракет представляйте , что вы летите на луну. Завершили вы свою работу, отложили всё: 

Физминутка с элементами релаксации.

– Продолжим путешествие, мы отправимся сейчас на луну.                                                      – Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ! (звучит громкая, быстрая музыка).

– Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится легким, невесомым, движения плавными и выразительными.

И так подошло наше занятие к концу , мы сейчас разложим свои ракеты перед нашими гостями, а они выберут 2-3 работы ,которые выполнены аккуратно, быстро, детали ракеты вырезаны ровно и рисунок добавлен другими космическими предметами. Обсуждение работ .

Чем сегодня мы занимались на занятии -  аппликации?

Тема: «Наши космонавты»

ЦЕЛЬ: Учить лепить фигуру человека конструктивным или комбинированным способом.

 ЗАДАЧИ:  Передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает – парит в невесомости, идет по Луне или приветствует инопланетян. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

ПОДГОТОВКА К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Перед занятием проветриваю групповую комнату. Помощник делает влажную уборку. Расставляю столы для занятия рядами перед доской. На доске закрепляю иллюстрации космонавтов. Подготавливаю материал для лепки на каждого ребёнка. В музыкальный центр ставлю подготовленный заранее диск.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

Подобрать иллюстрации о космосе. Беседа с детьми о космосе и космонавтах индивидуально и с группами, выясняя, что дети знают об этом. Чтение детям отдельных эпизодов из газет и журналов о космонавтов.Проведение непосредственно образовательной деятельности «познание» и «художественное творчество».

МАТЕРИАЛ:  Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки, пуговицы, нитки, иллюстрации с космонавтами.

ОРГАНИЗАЦИЯ  И  МЕТОДИКА  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель : (читает стихотворение Я. Серпина «Ракеты»)

Гулять сегодня некогда,

Мы заняты другим:

Космические ракеты

Мы дружно мастерим.

Мы ярко их раскрасим –

Пускай теперь летят!

В отважных космонавтов

Играет детский сад.

Воспитатель:  - Ребята, почему в апреле месяце мы отмечаем день

                     космонавтики?

Дети: В этот день первый раз первый космонавт полетел в космос.

Воспитатель: - Кто был первым космонавтом?

Дети: Юрий Гагарин.

Воспитатель: - Какими качествами должен обладать космонавт?

Дети: Сильными, смелыми, дружными,…

Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе появился настоящий  «Космодром». Но, посмотрите, здесь чего-то нехватает.

 Дети:  Нет космонавтов.

Воспитатель : Правильно, не хватает самого главного – тех, кто отправляется в полет на космических кораблях. Нет космонавтов. Посмотрите на доску, это космонавты. Хотите вылепить космонавтов в полетном обмундировании – в комбинезонах, в скафандрах, рукавицах, ботинках.

                    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

 «Мы собрались на планету

И построили ракету

Раз, два, три

Полетишь сегодня ты».

 ( Показывает приемы лепки : Фигуру человека лепят комбинированным способом. От целого куска пластилина вытягивают часть для головы, часть для рук, надрезают стекой цилиндр, чтобы получить сразу две одинаковые ноги. Затем лепят более мягкие детали: наушники, антенну, рукавицы (заглаживают или закругляют руки), обувь (слегка заворачивают ноги, делают ступни), кислородный баллон на спине.

Передают движение: сгибают руки и ноги, поворачивают или наклоняют корпус.)

 Всех вылепленных космонавтов собирают на космодроме, где уже находятся вылепленные на предыдущем занятии космические аппараты.

Дети рассматривают вылепленных космонавтов, анализируют, играют с ними.

 Воспитатель предлагает поиграть на прогулке в сюжетно-ролевую игру «Космонавты».

         

Познавательное развитие с элементами конструирования.

«Первый космонавт»

Цель: формировать представления детей о профессии космонавт.

Задачи:

- познакомить с профессиями, связанными с космосом;

- расширить представления о качествах космонавта;

- развивать любознательность, речь;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, одну из первых в освоении космоса;

- развивать конструктивные способности детей.

Целевые ориентиры дошкольного образования: развивать любознательность и познавательную мотивацию, развивать воображение и творческие способности детей, обогащение активного словаря, проявление инициативы и самостоятельности в конструировании, активно взаимодействовать со сверстниками.

Предварительная работа: индивидуальные беседы на тему «Что ты знаешь о космосе?», рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе», чтение рассказа Ю.А. Гагарина «Грустная история Найдёныша».

 Словарная работа астрономы, телескоп, конструкторы, невесомость, трудоёмкий.

Материал и оборудование: иллюстрации космоса; профессий астронома, конструктора. Портрет и иллюстрации о Ю. А. Гагарине, В. Терешковой, К. Э. Циолковского, С. П. Королёва. Иллюстрации тренировок космонавтов. Иллюстрация космодрома Байконур, слайды о космосе, мультимедийная установка. Иллюстрации Белки и Стрелки, картинки с профессиями.

Напольный конструктор, шапочки космонавтов.

Организационный компонент

I. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом на ковре. Идёт просмотр слайдов о космосе (2 мин). Воспитатель:

- Ребята, вы догадались о каком приближающемся празднике мы будем сегодня говорить? Кто знает, когда отмечают этот праздник? Что вы знаете о нём, о космосе? Какие знаете планеты?

- Издавна людей привлекал космос, Вселенная. Много разных было догадок. Лишь астрономы положили начало исследованию космоса. Астрономы, это кто? Какими приборами они пользуются?

Среди них был наш учёный К. Э. Циолковский (показ портрета). Он первым задумался об изобретении ракеты.

Потом и другие учёные, конструкторы (объяснить слово) стали много думать и стали изобретать спутники и ракеты. Но не все они прошли испытания.

- Почему? Какой должна быть ракета?

Она должна быть прочной, из специальной стали, чтобы ей были нипочём ни солнечные лучи, ни метеориты. Она должна пройти полосу притяжения, уметь приземляться, в ней должно быть удобно космонавтам, вместиться всё необходимое оборудование, специальное питание, ведь в космосе невесомость (объяснить слово) и всё предметы плавают. Ракета должна пройти испытания.

Но сначала в космос на спутниках летали мыши, кошки, собаки, морские свинки. Вот Белка и Стрелка (показ иллюстрации). Но животные не умеют говорить, поэтому для них изобретали специальное оборудование, которое улавливало бы сигналы их мозга, а на Земле учёные смогли бы их расшифровать.

- Как вы думаете удобны были эти космонавты? Это был очень трудоёмкий (объяснить) труд. Тогда учёные задумались о том, чтобы отправить в космос человека.

С. П. Королёв (показ портрета) - конструктор изобрёл ракету для человека. Выбор пал на Ю. А. Гагарина. Он был тогда лётчиком.

Его очень долго и тщательно готовили, тренировали, проверяли врачи, обучали, испытывали на разных тренажёрах (показ тренировок космонавтов).

И вот 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур (показ иллюстраций) стартовала ракета «Восток – 1» с первым в мире человеком на борту. На Гагарине был одет специальный скафандр, шлем, помогающие ему находиться в космосе. Его корабль сделал один оборот вокруг Земли за 108 минут.

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток»,

Его знает и любит каждый

Был он юным, сильным, отважным.

Помним взгляд его добрый с прищуром,

Его звали Гагарин Юра!

Возвращение Гагарина ждала вся планета, его встречали на Красной площади (показ иллюстрации), о нём писали в газетах и журналах, показывали по всем каналам телевидения. За этот подвиг Ю. А. Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, он был награждён наградами. Это было важное событие во всём мире.

- Давайте и мы разомнёмся.

Физминутка:

Мы ногами – топ, топ, топ,

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп,

Мы глазами – миг, миг, миг,

Мы плечами – чик, чик, чик.

Раз - сюда, два – туда,                            поднимать и опускать плечи

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли,

Сели, встали,

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч:

Раз – два, раз – два.

II. Воспитатель продолжает беседу:

В одном из полётов на самолёте во время учения случилась беда, управление самолётом сломалось. Ю. А. Гагарин, прыгая на парашюте, не смог правильно приземлиться и погиб. Но весь мир будет помнить о нём.

Сейчас в мире известно много космонавтов.

- Кого из космонавтов знаете вы? Это В. Терешкова – первая женщина, С. Савицкая, А. Леонов, В. Комаров, А. Гречко и другие (показ портретов).  Есть целый Звёздный городок, в котором живут и работают космонавты, конструкторы, учёные. Там создана школа космонавтов.  Наши космонавты дружат с космонавтами других стран, обмениваются опытом, совершают стыковки кораблей в космосе.

Дид/игра «Найти профессию, связанную с космосом» (космонавт, астроном, конструктор среди других)

- А каким по вашему мнению должен быть космонавт? (ответы детей)

Чтобы стать космонавтом нужно с детства стремиться к этому. Космонавт должен быть: добрым, смелым, отзывчивым, решительным, настойчивым, выносливым. Он должен любить свою Родину, природу и свой народ. Нужно хорошо учиться в школе и заботиться о своём здоровье – чистить зубы, делать зарядку, заниматься спортом, любить физкультуру. Защищать маленьких и слабых. И, конечно же, много знать и всем интересоваться.

- Интересно вам было сегодня? Что нового вы узнали?

III.

- Я предлагаю вам стать конструкторами и построить свою ракету, а потом мы все вместе полетим в космос.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто что будет строить из большого конструктора, распределить обязанности между собой. Назначает двух главных конструкторов, которые будут отвечать за ракету и направлять детей. Сам воспитатель наблюдает со стороны, подсказывает, незаметно направляет и руководить детьми. Когда ракета построена воспитатель предлагает детям занять свободное пространство группы, раздаёт шапочки и все вместе выполняют подготовку к полёту:

Удобно ли сидит шлем – повороты, наклоны головы;

Проверка скафандра – ощупывают себя;

В открытом космосе космонавт может двигаться с помощью специального устройства в ранце, который у него на спине – проверяем крепко ли держится ранец: поднятие и опускание плеч, круговые движения;

Хорошо ли застёгнуты молнии и пряжки – повороты и наклоны корпуса, круговые движения туловища;

Плотно ли прилегают перчатки к рукам – вращательные движения кистей рук, махи руками, вытягивание рук вперёд, вверх;

Как работает радио, не барахлит – полуприседания, прыжки на двух ногах на месте;

Сапоги не жмут – подниматься на носки и пятки;

В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нём дышать? – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз.

- Готовы к полёту?

(обговорить правила игры и распределить роли)

- Прошу занять места космонавтов девочек, а теперь пройдут мальчики. На старт, внимание, вверх….

Далее дети играют сами столько, сколько захотят. Воспитатель со стороны наблюдает за тем, как разворачивается сюжет, подсказывает, незаметно выводит из игры тех, кто наигрался. В конце можно отметить лучших космонавтов, в чём они проявили себя и предложить вместе убрать или оставить ракету на вечернее время.

Рефлексивный компонент

Целью данной образовательной деятельности явилось: расширить представления детей о профессии космонавт, о том, какими качествами должен он обладать. Сообщить элементарные сведения о других профессиях, связанных с космосом. Для достижения этой цели были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены. Детям были интересны сведения, многие делились своими знаниями. В этом мне помогла ситуация сотрудничества, в которой дети слушали и дополняли, а также наглядные пособия, слайды и предварительная работа. Вопросы поискового характера заставляли детей думать и размышлять.  У многих детей сформировалось чувство гордости за нашу Родину, за то, что первым космонавтом в мире был наш Ю. А. Гагарин.

В группе царила благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя и детей. Полученная информация, атмосфера в группе послужили благодатной почвой для перехода к конструированию ракеты и обыгрыванию постройки. Дети вдохновились, каждый старался внести свой вклад в постройку, но в тоже время работали сплочённо, договаривались и слушали «главных космонавтов». Особый настрой к перевоплощению создала «подготовка к полёту», дети получили эмоциональный заряд, который в дальнейшем помог им выполнять правила игры и контролировать свои действия

Непосредственно – образовательная деятельность прошла на высоком познавательном уровне, детям было интересно, усталости не было и следа. Игра продолжалась с перерывом до вечера и на следующий день дети продолжили игру в космонавтов.

Для расширения кругозора необходимо продолжать знакомство детей с космосом и профессией космонавт, использовать для этой цели художественную литературу, сюжетно – ролевую игру, настольные игры о космосе. Но ещё не все дети проявляют интерес к такой сложной теме, с ними нужно проводить индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...