Главные вкладки

    Сказка - это серьезно...
    статья (старшая группа) на тему

    Кузьмина Екатерина Олеговна

    ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_skazkoterapii.docx18.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

    Кузьмина Екатерина Олеговна

    педагог-психолог

    МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно принять меры.

    На агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста влияют различные аспекты межличностных воздействий дошкольников, например, личностная тревожность - фактор, провоцирующий агрессивные действия дошкольников. У тревожного ребенка могут развиваться невротические черты, такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

    Таким образом, можно утверждать, что использование ребенком старшего дошкольного возраста агрессивного поведения для решения возникающих в межличностных отношениях проблем, говорит о серьезных нарушениях в развитии личности ребенка. Следовательно, необходимо своевременно проводить коррекционную и профилактическую работу с детьми старшего дошкольного возраста, склонными к агрессивному поведению.

    Одним из наиболее эффективных методов в процессе преодоления агрессивного поведения детей 5-6 лет является сказкотерапия, а именно, проигрывание эпизодов сказок, и использование психокоррекционных сказок.

    Сказка, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, позволяет ребенку почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, оказывает поддержку его возможностей и стремлений, помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

    Важными условиями при использовании сказкотерапии будут являться включение в комплекс работы по сказкотерапии чтения и анализа сказок, их разыгрывания, рисования, лепки из глины.

    При отборе сказок важно подбирать психотерапевтический сказочный материал с учетом следующих требований:

    1. выбор сказочного героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеристике;
    2. отсутствие в сказочном материале дидактики, нравоучений;
    3. образность и метафоричность языка сказки;
    4. отсутствие четких персонификаций в сказочном материале;
    5. наличие в сказке тайны и волшебства.

    Ну и конечно, существенным условием является диагностическая обеспеченность комплекса профилактической работы, которая позволяет учитывать возможные причины агрессивного поведения ребенка, особенности проявления агрессии конкретного ребенка.

    Структура сказкотерапевтического занятия

    № п/п

    Этап

    Задачи

    Содержание

    1

    Ритуал «Вхождение в сказку»

    Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

    Коллективное упражнение. Например, вход в сказку через туннель.

    2

    Повторение

    Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

    Психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

    3

    Расширение

    Расширить представления ребенка о чем-либо.

    Психолог рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

    4

    Закрепление

    Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

    Психолог проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.

    5

    Интеграция

    Связать новый опыт с реальной жизнью.

    Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

    6

    Резюмирование

    Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

    Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

    7

    Ритуал «выхода» из сказки

    Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

    Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Психолог говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Выход из сказки через туннель.

    Список используемой литературы:

    1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб: Речь, 2008. – 240 с.
    2. Логачева, О. А. Сказкотерапия в работе с агрессивными детьми / О. А. Логачева, Е. А. Конакова и др. – М.:МГППУ, 2007. – 71 с.
    3. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. – М.: Сфера, 2008. – 118 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический материал по развитию речи Игра- это серьезно

    Дошкольное детство- короткий,но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к люд...

    Проект детского сада "Развитие речи - это серьезно".

    Проект по работе с родителями "Развитие речи - это серьезно!"...

    Первый класс - это серьезно!

    Консультация для заботливых родителей...

    Шашки - это серьезно

    О значении игры в шашки в развитии дошкольника....

    Детские страхи – это серьезно!

    Страх – это не только широко раскрытые глаза, перехваченное дыхание и цепенеющее тело. Не всегда ребенок открыто просит помощи и защиты, иногда о наличии тревоги, страха можно догадаться, видя а...

    Игра -это серьезно

    Лишь бы не мешали...........