Главные вкладки

    Самообразование и профессиональное развитие
    материал по теме

    Устюгова Любовь Сергеевна

    Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности — хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Для этого каждый педагог занимается своим самообразование.

    1.  В период с 2016 по 2017 учебные годы тема моего самообразования: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средством нетрадиционных техник рисования».

    Целью данной темы являлось: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Но посмотрев в перспективы развития своей темы по самообразованию, я поняла, что у нее есть достаточное количество исследований, и разработок различных приемов развития воображения у детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    1.  Следовательно, в период с 2017 по 2018 учебные годы я решила сменить тему по самообразованию на более интересную и  менее изученную: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности». Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности. Перед собой я поставила ряд задач:
    1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
    2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
    3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
    4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

    Поэтому на 2018 по 2019 учебные годы планирую работу по теме: «Развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»

    Индивидуальный план развития по самообразованию.

    Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»

    2016-2017 г.

    Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна

    «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

    С самого раннего возраста дети любят рисовать. После того как дети испытают интерес к творчеству, они ищут нужные способы рисования.  Но не у всех это получается, так как, многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью.

    Дети с удовольствием учатся и узнают что то новое. Ведь благодаря полученным знаниям и навыкам, ребенок чувствует себя уверенно. Рисование, оригинальными техниками и необычными материалами

    позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

    Дети получают множество положительных эмоций, используя нетрадиционное рисование, ведь оно раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, нетрадиционное рисование удивляет своей непредсказуемостью. Ребенок начинает чувствовать себя свободно, и расковано, пользуясь оригинальной техникой рисование без кисточки и карандаша, она позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Рисование нетрадиционными техниками, является неотъемлемой частью эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

    Создание нового, оригинальность произведения искусства, в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет – все это способы нетрадиционной техники рисования. Используя нетрадиционные техники рисования, дети начинают думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу

    непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,

    самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

    При нетрадиционной техники рисования у ребенка развивается воображение, внимание, мышление, развивается мелкая моторика пальцев рук. Прикасаясь к краске пальцами, дети познают ее свойства. Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования.

    Творческая фантазия – основа нетрадиционного рисования, где рисунки детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых

    предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что

    нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

    Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому необходимо делать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

    Цель: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Задачи:

    1. Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
    2. Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
    3. Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.).
    4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

    Перспективный план работы

    по теме самообразования: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»

    Мероприятие

    Форма работы

    Сроки

    Отметка о выполнении

    Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного,

    раздаточного   материала.

    Постоянно

    Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

    Разработать проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Проект

    Сентябрь-май

    Разработан проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Разработка перспективного плана по нетрадиционной

    технике рисования в группе раннего развития

    Перспективный план

    Сентябрь-май

    Разработан перспективный план по нетрадиционной

    технике рисования в группе раннего развития

    Разработать конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

    Конспекты, занятия

    Сентябрь-май

    Разработаны конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

    Представление опыта работы в рамках «Школы педагога»

    Презентация

    Выступление в рамках «Школы педагога»

    Провести открытое занятие по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник 

    Занятие

    Проведение открытого занятия по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник

    Выставки детских рисунков для родителей.

    Выставка

    Сентябрь-май

    Выставка детских рисунков

    Подготовка практического материала по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования для родителей, педагогов.

    Консультации

    Сентябрь, май

    Проведение консультаций для родителей

    Посещать занятия педагогов ДОУ

    Постоянно

    Посещение занятий педагогов ДОУ

    Принять участие с детьми в педагогических конкурсах с использованием нетрадиционных техник  рисования

    Конкурсы

    Постоянно

    Участие с детьми в конкурсах

    Обзор в интернете информации по использованию нетрадиционных техник рисования

    Постоянно

    Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

    Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

    Постоянно



    Предварительный просмотр:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

    Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

    Задачи:

    1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
    2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
    3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
    4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

    Цель программы

    Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

    Срок реализации – 1 год (2017-2018 уч.годы)

    Карта индивидуального образовательного маршрута

    Цель

    Задачи

    Содержание деятельности

    Фактические результаты

    2017-2018 уч.год

    Совершенствование  педагогического  процесса  по

    опытно-экспериментальной деятельности детей младшего  дошкольного  возраста

    путем разработки и использования  программы «Маленькие исследователи»

    1. Изучить методический материал , учебные пособия в литературе и Интернет-сетях по опытно-экспериментальной деятельности.
    2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления уровня познавательного интереса у детей по экспериментальной деятельности.
    1. Знакомство и изучение пособий по «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»; «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада»
    2. Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
    1. Изучены методические пособия по организации опытно-экспериментальной деятельности.
    2. Проведена диагностика детей с целью выявления уровня познавательного интереса у детей по экспериментальной деятельности.

    Средние результаты мониторинга по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников не достаточно высок. Только 34 % детей имеют высокий уровень развития познавательного интереса.

    1. Создать «Педагогическую копилку» дидактических и методических материалов по опытно-экспериментальной деятельности
    2. Приобрести учебные пособия по экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
    3. Определить критерии и способы диагностики выявления уровня познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста
    4. Повысить уровень познавательной активности у детей.
    5. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей
    6. Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.

    1. Создание «Педагогической копилки» дидактических и методических материалов по опытно-экспериментальной деятельности
    2. Приобретение учебных пособий по экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
    3. Определение критериев и способов диагностики выявления уровня познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста
    4. Повышение уровня познавательной активности у детей, в результате внедрения программы по опытно-экспериментальной деятельности
    5. Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
    6. Повышение уровня владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.

    1. Оформлены:

    - уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

    -мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

    *специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

    *природный материал (камешки, песок, семена)

    *утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

    *прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

    *домашний огород

    *дидактический материал

    1. Составлен перспективный план работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности
    2. Выпущена брошюра для родителей «Опыты с водой»



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»

    Индивидуальный план развития по самообразованию.

    Тема по самообразованию: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

    2017-2018 г.

    Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна

    «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

    «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

    Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 

    Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

    Задачи:

    1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
    2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
    3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
    4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

    Ожидаемые результаты:

    • Повысить уровень познавательной активности у детей.
    • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
    • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
    • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
    • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
    • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

    Перспективный план работы

    по теме самообразования: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

    Мероприятие

    Форма работы

    Сроки

    Отметка о выполнении

    Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного,

    раздаточного   материала.

    Постоянно

    Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

    Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

    Сентябрь

    Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

    Разработка перспективного плана по опытно-экспериментальной деятельности

    Перспективный план

    Сентябрь-май

    Разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности

    Разработать конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности

    Конспекты, занятия

    Сентябрь-май

    Разработаны конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности

    Разработать проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

    Проект

    Сентябрь-май

    Разработан проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

    Представление опыта работы в рамках «Школы педагога»

    Презентация

    Выступление в рамках «Школы педагога»

    Провести открытое занятие связанное с элементами экспериментирования

    Занятие

    Проведение открытого занятия

    Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

     

    Сентябрь-май

    Организовано предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

    Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде.

    Консультации, брошюры, памятки и т.п

    Сентябрь, май

    Проведение родительских собраний

    Посещать занятия педагогов ДОУ

    Постоянно

    Посещение занятий педагогов ДОУ

    Принять участие с детьми в педагогических конкурсах

    Конкурсы

    Постоянно

    Участие с детьми в конкурсах

    Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности

    Постоянно

    Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

    Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

    Постоянно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование и профессиональное развитие

    Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного нес...

    Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

    ФИО педагога Перемитина Марина ВячеславовнаНа период с 01.10.2017 по 01.05.2018 годаАнализ проблем профессионально – педагогической деятельности:- отсутствие квалифицированных кадров для реализации пр...

    Самообразование и профессиональное развитие педагога

    Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.I. В период с 2014 по 2017 учебные годы тема моего самообразования:«Организац...

    Самообразование и профессиональное развитие педагога

    Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.Современная концеп...

    Самообразование и профессиональное развитие

    изучаемые нормативно-правовые документы, планы по самообразованию...

    1.4. Самообразование и профессиональное развитие

    С целью повышения качества образования деятельности уделяю большое внимание самообразованию и саморазвитию. самостоятельно изучаю современные подходы, технологии, методы и приемы обучения дошкольников...

    Самообразование и профессиональное развитие

    ►Систему своего профессионального самообразования строю в соответствии с разработанным индивидуальным планом профессионального развития, который включает в себя обучение на курсах повышения квалификац...