Самообразование и профессиональное развитие
материал по теме

Чернявская Наталия Николаевна

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности — хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием. Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.

I. В период с 2013 по 2016 учебные годы тема моего самообразования: "Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок". Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования связной речи, проблеме изучения и развития диалогической речи детей с ОНР посредством сказок уделено мало внимания, также недостаточно исследована специфика использования игр-драматизаций. Мои наблюдения за дошкольниками с ОНР показали, что у детей с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи и игровой деятельности:

- недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;

- эгоцентрический тип отношений партнеров;

- неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Целью моей работы стало создание системы работы, направленной на формирование навыков диалогической речи детей дошкольного возраста посредством работы со сказкой.   

II. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Внедрение и использование программы «Социокультурные Истоки» в ДОО может стать мощным средством духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа  развиваются творческие способности детей; идёт активное освоение целостной культуры народа России. 

По этому на 2016 по 2019 учебные годы планирую работу по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки» (Программа "Социокультурные истоки", авторы программы  И.А.Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В.Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения о самообразовании воспитателя МАДОУ г.Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

Чернявской Наталии Николаевны

Тема: «Развитие диалогической речи детей среднего  и старшего  дошкольного возраста  посредством сказок».

Сроки реализации: 3 года

Цель: Создание системы работы по развитию диалогической речи дошкольников посредством сказок.

Задачи:

1-й год (2013-2014)

Средний дошкольный возраст

2-й год (2014-2015)

Старший дошкольный возраст (6 лет)

3-й год (2015-2016)

Старший дошкольный возраст (7 лет)

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию диалогической речи детей посредством сказок.

2. Создать «Педагогическую копилку» по развитию диалогической речи детей посредством сказок.

3. С помощью анкетирования проанализировать  уровень мотивации родителей к данному вопросу.

3. Подобрать  методы и приемы к созданию системы работы по развитию диалогической речи детей посредством сказок

4. Определить критерии оценки и способы мониторинга развития диалогической речи,  повышения уровня коммуникативности  дошкольников ОО «Речевое развитие»

5. Подобрать формы и методы работы с родителями с целью повышения  уровня мотивации, степени их вовлеченности к участию в активном сотрудничестве по формированию диалогической речи дошкольников.

1. Подобрать практический, дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалогической речи детей посредством сказок:

- подобрать, изготовить разнообразный театр (настольный, пальчиковый, теневой, куклы би-ба-бо) в соответствии с возрастом;

- картотеку мини-этюдов, сказок-малышек;

- подборка диалогов для театрализации;

- литературный материал;

- создать альбомы для рассматривания «Любимые герои сказок», «Авторы – иллюстраторы».

2. Создать картотеку мнемотаблиц для перессказывания.

3. Разработать   перспективный  план работы с детьми по развитию диалогической речи детей посредством сказок

4. Разработать перспективный план работы с родителями.  

5. Подобрать информационный материал для педагогов.

6. Создать интерактивную игру «Сказка за сказкой»

1. Провести мониторинг уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Провести мониторинг уровня мотивационной готовности родителей к сотрудничеству по  формированию диалогической речи детей посредством сказок старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

3.        Обосновать результаты педагогического опыта  «Развитие диалогической речи детей среднего  и старшего  дошкольного возраста  посредством сказок» с целью дальнейшего его использования педагогами в работе по речевому развитию.

Ожидаемые результаты:

1-й год

2-й год

3-й год

1.        Уровень  развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста  составит 15%

2.        Уровень компетентности педагогов по развитию

диалогической речи  у детей среднего дошкольного возраста повысится на 15%.

3.        Уровень компетентности родителей  в вопросах развития

диалогической речи детей среднего дошкольного возраста  составит 65%

1.        Уровень  развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста повысится на 10%.

2.        Уровень компетентности педагогов по развитию

диалогической речи  у детей старшего дошкольного возраста повысится на 15%.

3.        Уровень компетентности родителей  в вопросах развития

диалогической речи детей старшего дошкольного возраста  повысится на 25%.

1.        Уровень  развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста повысится на 15%.

2.        Уровень компетентности педагогов по развитию

диалогической речи  у детей старшего дошкольного возраста повысится на 5%.

3.        Уровень компетентности родителей  в вопросах развития

диалогической речи детей старшего дошкольного возраста  повысится на 10%.

Содержание деятельности:

1-й год

2-й год

3-й год

1. Изучена психолого-педагогическая литература по развитию диалогической речи детей посредством сказок.

2. Создана «Педагогическая копилка» по развитию диалогической речи детей посредством сказок.

3. Проведено анкетирование  уровня мотивации родителей к данному вопросу.

3. Подобраны  методы и приемы к созданию системы работы по развитию диалогической речи детей посредством сказок

4. Определены критерии оценки и способа мониторинга развития диалогической речи,  повышения уровня коммуникативности  дошкольников в ОО «Речевое развитие».  (протокол педагогической диагностики).

5. Подобраны формы и методы работы с родителями, консультации, рекомендации, памятки для повышения  уровня мотивации, степени их вовлеченности к участию в активном сотрудничестве по формированию диалогической речи дошкольников.

1. Подобран практический, дидактический материал для работы с детьми по развитию диалогической речи детей посредством сказок:

- осуществлена подборка, разнообразного театра (настольный, пальчиковый, теневой, куклы би-ба-бо). Изготовлен  театр «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросенка», «Маша и медведь» в соответствии с программой;

- создана  картотека мини-этюдов, сказок-малышек;

- подобраны диалоги для театрализации;

- подобран литературный материал в соответствии с возрастом, лексическими  темами;

- созданы альбомы для рассматривания «Любимые герои сказок», «Авторы – иллюстраторы».

2. Создана картотека мнемотаблиц для перессказывания.

3. Разработан   перспективный  план работы с детьми по развитию диалогической речи детей посредством сказок

4. Разработан перспективный план работы с родителями.  

5. Подобран информационный материал для педагогов (рекомендации, консультации).

6. Создана интерактивная игра «Сказка за сказкой»

1. Проведен мониторинг уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Проведен мониторинг уровня мотивационной готовности родителей к сотрудничеству по  формированию диалогической речи детей посредством сказок старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

3.        Обоснованы и представлены вниманию педагогов ДОУ  результаты педагогического опыта  «Развитие диалогической речи детей среднего  и старшего  дошкольного возраста  посредством сказок» на семинаре – практикуме.

Фактический результат:

1-й год

2-й год

3- й год

1.        Уровень  развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста  составляет15%

2.        Уровень компетентности педагогов по развитию

диалогической речи  у детей среднего дошкольного возраста повысился на 15%.

3.        Уровень компетентности родителей  в вопросах развития

диалогической речи детей среднего дошкольного возраста  составляет 65%

1.        Уровень  развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста повысился на 10%.

2.        Уровень компетентности педагогов по развитию

диалогической речи  у детей старшего дошкольного возраста повысился на 25%.

3.        Уровень компетентности родителей  в вопросах развития

диалогической речи детей старшего дошкольного возраста  повысился на 25%.

1.        Уровень  развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста повысился на 15%.

2.        Уровень компетентности педагогов по развитию

диалогической речи  у детей старшего дошкольного возраста повысился на 10%.

3.        Уровень компетентности родителей  в вопросах развития

диалогической речи детей старшего дошкольного возраста  повысился на 10%.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»:

Чернявская Наталия Николаевна

Квалификационная категория: первая

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»

Актуальность

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А.Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В.Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

Авторы программы среди приоритетов развития ребёнка выдвигают не раннее интеллектуальное, а эмоционально – чувственное развитие. Именно эмоциональный и духовный уровни развития ребёнка определяют его самосознание и будущий потенциал интеллектуального роста. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. В работе с дошкольниками программа учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Внедрение и использование программы «Социокультурные Истоки» в ДОО может стать мощным средством духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа,  развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России.

Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данной программы для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Срок реализации – 3 года (2016-2019 уч.годы)

Карта индивидуального образовательного маршрута

Цель

Задачи

Содержание

деятельности

Фактические результаты

2015-2016 учебный год (III квартал)

Совершенствование педагогического процесса по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста путём внедрения и использования программы «Социокультурные истоки»

1. Ознакомиться с программой «Социокультурные истоки», дидактическим и методическим материалом, учебными пособиями «Истоки» в литературе и Интернет-сетях.

2. С помощью анкетирования проанализировать  уровень мотивации родителей к данному вопросу.

- изучение программы «Социокультурные истоки»;

- знакомство с учебными пособиями «Истоки для дошкольников» (дидактический и методический материал);

- посещение семинара в рамках проведения Педсовета №3 (на уровне МАДОО №46). Тема: семинара: Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»;

- посещение открытого мероприятия на уровне ДОУ: «Родительское собрание «Взаимодействие ДОО и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (в контексте Истоковедения по программе «Моя семья» для ДО);

- анкетирование родителей «Культура и традиции в Вашей семье».

Изучены:

- Программа «Социокультурные исток»

http://sofia-sfo.ru/the_program_sotsiokulturnye_sources

 http://www.istoky-co.ru/main.php

- Рекомендации и комментарии по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГОС ДО (составители: Кузьмин И.А., автор и руководитель программы, главный редактор Издательского дома «Истоки»; Абрамова О.С , Кудряшова Н.С., составители книг для детей дошкольного возраста);

- Статья Похитайло Т.В. «Духовно-нравственное воспитание  детей средствами учебно-методического комплекса  «Социокультурные истоки»»

- Учебные пособия «Истоки для дошкольников» (дидактический и методический материал)

http://sofia-sfo.ru/istoki_glia_doshkolnikov

Просмотрены и изучены:

- Видеозапись семинара "Программа "Социокультурные истоки": планирование, преимущества, построение занятия", проходившего 14 апреля 2011 г. в рамках проекта "Педагоги Омска - за нравственный город"

- Видеозаписи семинара «Методика преподавания УМК «Социокультурные истоки» (6-8 ноября 2013)

Участие (в качестве слушателя):

-  Семинар  «Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в контексте Истоковедения по программе «Моя семья» для ДО.

- Открытое мероприятие «Родительское собрание «Взаимодействие ДОО и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Проведено анкетирование родителей «Культура и традиции в Вашей семье». Уровень компетентности родителей  составил 55%

2016 -- 2017

1. Внедрить и апробировать  программу «Социокультурные истоки».

2. Создать «Педагогическую копилку» дидактических и методических материалов по программе «Истоки» для дошкольников.

3. Приобрести учебные пособия «Истоки» для детей старшего дошкольного возраста с целью дальнейшего использования в работе по развитию духовно-нравственных качеств будущих школьников.

4. Подобрать  методы и приемы к созданию системы работы по духовно-нравственному развитию детей посредством игр.

5. Определить критерии оценки и способы диагностики духовно-нравственного развития старших дошкольников.

6. Повысить  уровень мотивации, степень вовлеченности родителей к участию в активном сотрудничестве по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников.

1. Внедрение и апробирование  программы «Социокультурные истоки».

2. Создание «Педагогической копилки» дидактических и методических материалов по программе «Истоки»

3. Приобретение комплекса учебных пособий «Истоки» для детей старшего дошкольного возраста.

4. Использование в работе рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста по программе «Истоки».

5. Определить критерии оценки и способы диагностики духовно-нравственного развития старших дошкольников.

6. Разработка и создание журнала для родителей «Семейный очаг» с целью повышения  уровня компетенции родителей по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников.

7. Создание Программы работы родительского клуба «Гармония»,  разработка перспективного плана работы клуба с целью повышения  уровня мотивации, степени вовлеченности родителей к участию в активном сотрудничестве по данном вопросу.

2017 -- 2018

2018 -- 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.I. В период с 2014 по 2017 учебные годы тема моего самообразования:«Организац...

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования педагога на различных этапах его жизненного пути. Современная конце...

Самообразование и профессиональное развитие

Самообразование и профессиональное развитие...

Самообразование и профессиональное развитие

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Самообразование и профессиональное развитие

Системность профессионального развития...

Самообразование и профессиональное развитие

изучаемые нормативно-правовые документы, планы по самообразованию...

1.4. Самообразование и профессиональное развитие

С целью повышения качества образования деятельности уделяю большое внимание самообразованию и саморазвитию. самостоятельно изучаю современные подходы, технологии, методы и приемы обучения дошкольников...


 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

Духовно-нравственное воспитание в наше время должно быть на первом месте. Хорошую тему Вы, Наталья Николаевна выбрали.