Консультация для педагогов "Творческие мастерские"
консультация на тему

Костеева Анна Викторовна

В консультации рассматриваются вопросы творческих мастерских, как формы работы с детьми и творчества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_masterskie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРОНЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 233 ОАО «РЖД» 

Консультация для педагогов

Тема: «Творческие мастерские». 

Воспитатель: Костеева А.В.

2015 год

Творческие мастерские:

партнерство детей и педагогов.

Что такое творчество?

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

В чем же специфические особенности детского творчества?

В педагогике и психологии говорят о детском творчестве и выделяют следующие его специфические особенности:

  1. Творчество детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.
  2. Процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат.  Этим творчество детей может существенно отличаться от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.
  3. Осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество. Это:

  • новизна продукта (субъективная),
  • оригинальность,
  • вариативность решений,
  • интеллектуальная активность,
  • эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение “интеллектуальных эмоций” в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т.е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Что же такое творческая мастерская?

Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим.  Работа детей в творческой мастерской помогает детям перенести полученный опыт в другие виды деятельности, что соответствует одному из основных принципов ФГТ к основной общеобразовательной программы – принцип интеграции.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

  1. Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.
  2. Импровизационный характер деятельности.
  3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
  4. Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
  5. Атмосфера эмоционального подъема.
  6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
  7. Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.
  8. Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
  9. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.
  10. При такой форме организации речевой  деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
  11. Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
  12. Дети знают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.
  13. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
  14. Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
  15. Работу в  творческой мастерской  целесообразно проводить в утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая может отчасти определить и направление работы, ее конкретную тематику.
  16. Добровольное включение детей в продуктивную деятельность предполагает, помимо подбора интересных содержаний ряд существенных условий:
  1. Организация общего рабочего пространства - большой рабочий стол или несколько рабочих столов, с необходимыми материалами, инструментами, образцами.  За рабочим столом должны, предусмотрены места для всех детей, в том числе и для педагога.
  2. Возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам. Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели. Воспитатель включается в работу вместе с детьми – выбрав для себя цель, становится живым образцом планомерной организованной работы.
  3. Открытый временной конец, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе. Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечных целей (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. Поэтому занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется 40-45 минут.

Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт – продукт «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т.п.)

Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно смысловым контекстам.

КОНТЕКСТЫ

  • «предметы для игры и познавательно – исследовательская деятельность»
  • «художественная галерея»
  • «макет»                могут быть приурочены к содержанию других
  • «коллекция»        культурных практик (чтению большого художественного
  • «книга»                текста, тематике познавательно-исследовательской
  • «театр»                 деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже

                              первых двух.

  • «украшения-сувенира» он привязывается к общезначимым событиям (праздникам)  или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.)

Направления работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Время работы

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь -  Ноябрь

По готовым образцам и незавершенным продуктам

По готовым образцам и незавершенным продуктам

Декабрь - Февраль

Постепенное увеличение удельного веса работы по схемам и словесным описаниям.

Сбалансированное сочетание всех типов работы

Март- Май

Сбалансированное сочетание всех типов работы

Постепенное увеличение удельного веса работы по схемам и словесным описаниям.

Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно-смыслового контекста.

Педагогу нужно уметь:

  • Не мешать ребенку творить;
  • Быть рядом с ним в этом процессе;
  • Принять и понять его позицию;
  • Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
  • Самому быть творцом;
  • Бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах там, где другие ничего не видят! Все прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.

Камиль Писсаро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Консультация «Организация творческих мастерских в ДОУ общения воспитателя с детьми»

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствующую развитию любознательности ребенка. Для этого организуются творческие мастерские.  Целью работы в ...

Консультация для воспитателей «Мастерская малышариков» - использование арт терапии в детском саду.

   Арт терапия – представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, ис...