Механизмы межличностного восприятия
статья на тему

Андрианова Ольга Сергеевна

В статье приведены исследования таких механизмов межличностного восприятия, как роль социальных ус­тановок при формировании первого впечатления, роль стереотипов в пер­цептивном процессе, а также тех условий, при которых достигается пони­мание человека человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Механизмы межличностного восприятия.

Типы субъективного познания

К настоящему времени накопился огромный массив эмпирических работ, посвященный данному вопросу и отдельным сторонам этого феномена.

Прежде всего сюда следует отнести многочисленные исследования таких механизмов межличностного восприятия, как роль социальных установок при формировании первого впечатления, роль стереотипов в перцептивном процессе, а также тех условий, при которых достигается понимание человека человеком. Из последних особое значение имеют механизмы идентификации и рефлексии (Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: "АспектПресс", 1979 -237с.).

        Идентификациябуквально означает отождествление себя с другим,уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека. Однако надо различать два значения термина «понимание».В отдельных случаях понять другого человека-действительно означает сочувственно отнестись к нему (что обозначает термин «эмпатия») и принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентификации: ситуация другого человека при этом не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». В ряде реальных жизненных ситуаций «понять человека» не означает обязательно принять его позицию. «Понимание» здесь - гораздо более «когнитивный» процесс, чем сочувственная идентификация: в него в большей степени включены соображения, доводы, поиски аргументов и т.д.

Рефлексия- это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный, удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует «образ» партнера. Рассогласование всех построенных и отраженных «образов» имеет огромное значение для взаимопонимания участников общения.

        Также хорошо известны так называемые «эффекты» межличностного восприятия. «Гало-эффект», или «эффект ореола»,означает, что при восприятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственного восприятия, а встраивается в некоторую предшествующую информацию о человеке, окружающую его определенным ореолом. Это очень близко к тому, что когнитивной психологии именовалось«схемой». Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется минимальная предварительная информация о воспринимаемом человеке: лишь некоторый набор позитивных, либо негативных качеств, якобы ему присущих, касающихся, как правило, моральных свойств личности. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число качеств, либо положительных, либо отрицательных, и это тоже определенная когнитивная «работа».

        С этим эффектом связаны два других- «первичности» и «новизны», обусловливающие построение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления информации о нем (какиекачества называются вначале и какие – впоследствии). Самым же значительным эффектом, а по существу, сердцевиной межличностного восприятия является стереотипизация, то есть построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной этнической группы. Стереотипизация в процессе восприятия человеком человека может иметь два разных следствия. С одной стороны, она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны, при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону оценки воспринимаемого человека, и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия. Все люди различны и каждый демонстрирует свой стиль социального познания. На основе обобщения опыта многочисленных исследований выявлены пять основных типов субъектов социального познания:

1. Рациональный человек. Для него основание познания - поиск соответствия, упорядоченности в его когнитивных структурах, онрационален, так как глубоко убежден, что в познании надоруководствоваться доводами, а не эмоциями.

2. «Наивный психолог» - это обыкновенный человек, описанный Ф.Хайдером и С.Ашем, который полагается на сложившееся у него представление о некотором сцеплении черт в человеке. Он постоянно «достраивает» образ воспринимаемого, руководствуясь тем, что в последствии было названо «имплицитными теориями личности».

3. «Производитель данных» - человек, который оценивает другого,не в связи с существующими у субъекта имплицитными теориямиличности, а исключительно на основании порядка предъявления информации о воспринимаемом. Считается, что к концу спискафиксируемых черт внимание ослабевает, и окончательная оценка воспринимаемого представляет собой «алгебраическую линейнуюинтеграцию взвешенных оценок рейтинга». Сам рейтинг качеств человека устанавливается его культурой.

4. «Когнитивный скупец» - человек, допускающий много ошибок воценивании другого человека из-за излишней «экономности» своих суждений. Это может выражаться, например, в том, что в памяти удерживается лишь более доступное, именно оно и приплюсовывается к образу воспринимаемого. Или, подобно наивному психологу, такой скупец опирается на более привычные сцепления признаков, на кажущуюся близость тех или иных объектов.

5. Когнитивно - аффективный тип в гораздо большей степени, чемрациональный, опирается в своих оценках на эмоции: никогда не действует по «логике», но всегда - по «психологике».

Конечно же, данная типология достаточно условна, однако она позволяет частично рассмотреть вопрос о механизмах, которые человек включает при восприятии и познании социального мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА

В подобной ситуации оказываются дети, впервые пере­ступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, поч...

«Разработка нетрадиционного механизма управления образовательного учреждения».

Данная тема подразумевает отход от традиционных форм организации построения структуры управления. Для того чтобы обеспечить такое управление, которое отвечало бы этим требованиям надо было сформиро...

Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Статья по логопедии содержит материал о причинах, механизмах и проявлении нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Тематический контроль по формированию механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения...

Данная разработка поможет проанализировать состояние работы в ДОУ по направлению "Сенсомоторное развитие дошкольников" ...

Доклад на тему: «Общение как социально-психологический механизм межличностного взаимодействия» 2021год

Взаимодействие личности и общества происходит в процессе социализации. Этот процесс основывается на том, что общество передает социально-исторический опыт, а личность усваивает этот опыт, который пере...