Главные вкладки

    Родительский клуб «Начинайте с колыбели»
    статья на тему

    Ерёмина Надежда Тимофеевна

    В статье говорится о том, когда нужно начинать музыкальное воспитание ребенка. Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

    Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности!

    Статья адресована родителям. Может использоваться для консультации, родительского собрания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskiy_klub_nachinayte_s_kolybeli.docx24.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительский клуб «Начинайте с колыбели»

    Ерёмина Надежда Тимофеевна

    МБДОУ Детский сад № 81 «Лесная полянка»

    г. Прокопьевск, Кемеровская область

    Аннотация. В статье говорится о том, когда нужно начинать музыкальное воспитание ребенка. Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

    Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности!

    Статья адресована родителям. Может использоваться для консультации, родительского собрания.

    Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между её членами.

    Определённая часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех – четырех лет растет здоровеньким – и слава Богу.

    Но как выразился известный венгерский педагог и композитор Золтан Кодай: «Музыкальным воспитанием нужно заниматься за девять месяцев до рождения его матери». Новейшие психолого – педагогические исследования показали, что время для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Но думается, что все обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, в последствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами.

    И всё – таки, многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычно важен, что у детей до трёх – четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание чистый лист, оно воспитывает всё новое, познаёт окружающий мир.

    Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70 – 80% от мозга взрослого человека. Дети до 4 лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие.

    Первый год жизни

    В семье родился ребёнок. Это радостное событие в жизни. Как правильно создать музыкальную среду его обитания, развивать его музыкальные способности. С первого дня рождения ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это прежде всего голос матери, с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек (колокольчики, погремушки). Музыка обладает свойством вызвать активные действия.

    Малыш выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется.

    Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает песни матери. Веками матери пели у колыбели самые нежные, задушевные песни. Сегодня песня у колыбели ребёнка всё больше уходит из жизни. Молодые люди считают, что ни к чему, ведь вокруг огромное количество звучащей, поющей техники. У многих голова занята житейской суматохой им не до песен, и уж тем более колыбельных. И это огромный пробел в воспитании вашего малыша. Пение мамы, пение других близких людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что – то приятное и радостное.

    В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но какая музыка подходит вашему ребёнку? Музыка, которую можно предложить юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму.

    Уже к трём – четырём месяцам при организованном воздействии музыки можно отметить некоторую динамику в эмоциональном состоянии вашего ребенка. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера. При звуках колыбельной лежит тихо и спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: это возгласы, подпевание, движения плясового характера. Эту активность надо всячески поддерживать. Будет очень хорошо если вы возьмете кисти рук малыша и под веселую музыку (в её ритме) будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную, задорную, кроха начнет склонять тело, поджимать коленки, раскачивать кроватку. Всё это способствует улучшению его настроению, развивает двигательную активность и создает важную эмоциональную связь: музыка – это радость и удовольствие.

    Как организовать слушание музыки. Вот несколько основных правил:

    - музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, перестаёт восприниматься вообще;

    - музыка не должна звучать слишком громко;

    - не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким – либо причинам он к этому не расположен.

    Слушание музыки по длительности не должно превышать 2 – 3 минуты по 3 – 4 раза в день. Постепенно к 9 – 12 месяцам это время можно увеличить до 15 – 20 минут. К году, а иногда и раньше, ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. И, конечно же как и всегда, в общении с ребёнком нужно использовать игры:

    Игра первая: у двух – трёх месячного ребёнка игра развивает связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик, который находится в поле зрения ребёнка. Потом отводите его в сторону, чтобы малыш его не видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащий предмет. Так повторяется несколько раз.

    Игра вторая: в пять шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените – малыш по звуку находит вас.

    Игра третья: в этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете 20 – 30 секунд. Потом накрываете его чем – нибудь и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?». Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. При возвращении обратно он ждёт когда же вы снова включите музыку.

    Музыкальное воспитание ребенка от 1 до 3 лет

    Вашему малышу исполнилось один год. Один год - именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. С этого возраста он начинает ходить и полнее видеть окружающий мир, говорить, а общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. А ещё, после года, малыш может брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки. Но при выборе игрушек пригодятся несколько правил.

    1. Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в шкафу, а лежать так, чтобы малыш без помощи мог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.
    2. Избегайте игрушек издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.
    3. Музыкальных игрушек не должно быть через чур много. Если всё, к чему прикасается ребёнок, звучит и поёт, это явный перебор.

    Начинается звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как радость и удовольствие, а как звуковой фон.

    В 3 – 4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Они развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка, формирует его вкус.

    Попробуйте вместе с ребёнком подбирать мелодии на слух. Это развивает его музыкальные способности, доставляет удовольствие и является важным шагом в обучении игре на музыкальном инструменте.

    Начинать нужно с подбора самых простых мелодий, состоящих из двух – трёх и даже одной ноты, например «Тра – та – та, тра – та – та, отворяйте ворота», «Ва – си – лёк, ва – си – лёк мой любимый цве – ток». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на том или ином детском музыкальном инструменте. Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются подобрать мелодию сами. Нужно обязательно хвалить малыша. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.

    Ребёнок уже с трёх – четырёх лет, так же, как и читать, может научиться играть по нотам. Нужно начать изучать 2 – 3 нотки и постепенно довести количество изучаемых нот до октавы. Всё это проводить в виде игры.

    Описание игры: объясните крохе, где пишутся ноты «до», «ре», «ми». Лист с отчетливо написанными нотами пусть лежит на видном месте. Покажите, какие клавиши пианино соответствуют этим нотам (можно показывать на игрушечном музыкальном инструменте). Теперь приступаем к игре. Отчетливо напишите на нотных линеечках ноту «до» и попросите ребёнка сыграть эту ноту. Если он сделал это правильно, то получает одно очко и ваши аплодисменты, если неправильно – очко получаете вы. Тоже самое предлагаем сделать с нотами «ре», «ми». Игра проводится до 3- 5 очков. В этот момент нужно не забывать, что ребёнок (особенно первое время) должен чаще выигрывать, чем проигрывать.

    Постепенно количество нот можно расширить. Малыш получит особое удовольствие, если постепенно будет играть не набор нот, а известную ему песенку. Чуть позже можно ввести и ритмические обозначения: целые ноты, половинки, четверти.

    Игра на развитие слуха. Взрослый нажимает клавишу, а ребёнок называет, какая эта нота – «до», «ми», или «соль». Эта несложная игра развивает у детей абсолютный слух. Для игры подходит любой клавишный инструмент или даже металлофон. Начинайте с трёх нот: до, ре, ми первой октавы. Попросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из этих нот. Малыш нажимает по очереди все три ноты и угадывает какая это нота прозвучала и как она называется. Это делается для того, чтобы звук у ребёнка ассоциировался с названием нот. В случае правильного ответа очко получает он. В этой игре взрослый и ребёнок меняются ролями для большего интереса.

    Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо – таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь раньше, чем ходить. Сначала они поют так как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон. Такие игры надо всячески поощрять.

    И так как шаг за шагом, крупица за крупицей вы будете развивать в своём малыше музыкальные способности, а главное любовь к музыке. А музыка обладает волшебным свойством пробуждать в людях только светлые, нежные, добрые чувства.

    Список используемой литературы:

    1. Детский фольклор // Сост., вступ. ст., под-гот. текстов и коммент. М.Ю. Новицкой, И.Н. Райковой. М.: Русская книга, 2002. (Библиотека русского фольклора. Т. 13.)
    2. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего возраста // А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Изд-во «Детство-Пресс», 2010.
    3. Журнал Музыкальная палитра №3 2009.
    4. Этнография детства. Сборник фольклорных и этнографических материалов // Запись, сост., аннотация и фотографии Г.М. Науменко. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Изд-во «Беловодье», 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

    Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь мал...

    Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

    Музыкальное воспитание необходимо начинать за девять месяцев до рождения ребёнка....

    Начинайте с колыбели

    Материалы для родителей...

    Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

    Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня — эт...

    "Начинайте с колыбели"

    Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша....

    Консультация для родителей «Начинайте с колыбели»

    МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3-х ЛЕТ....

    Консультация для родителей «Начинайте с колыбели»

    Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего ран...